Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.,
при секретаре Курдюмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2023 года административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Омское жилищно-коммунальное хозяйство", Щ., заместителя прокурора Омской области к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании приказа от 15 августа 2012 года N 136/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области" в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 27 декабря 2022 года N 608/75 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 года N 136/38", установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 15 августа 2012 года N 136/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области" (далее - Приказ N 136/38) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, определенные методом аналогов (приложение N 1) (том 1 л.д. 66 - 68).
Разделом 1 приложения N 1 к приказу установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области применительно к многоквартирным жилым домам.
Разделом 2 приложения N 1 к приказу нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области установлены применительно к жилым домам, многоквартирным жилым домам при отсутствии мест общего пользования.
Разделом 3 приложения N 1 к приказу нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области установлены применительно к жилым домам (общежитиям) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых.
Приказ N 136/38 опубликован в периодическом печатном издании областной газете "Омский вестник"N 37 (3222) от 17 августа 2012 года (том 1 л.д. 84).
Приказами РЭК Омской области от 6 ноября 2012 года N 1095/52, от 31 мая 2017 года N 62/27 в оспариваемый приказ вносились изменения, не касающиеся оспариваемого положения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 года раздел 3 приложения N 1 к указанному приказу признан не действующим со дня вынесения апелляционного определения (том 2 л.д. 141 - 145).
Во исполнение указанного апелляционного определения РЭК Омской области принят приказ от 27 декабря 2022 года N 608/75 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 года N 136/38" (далее - приказ N 608/75), которым в раздел 3 таблицы приложения N 1 внесены изменения в нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области для жилых домов коридорного, гостиничного и секционного типов (общежития, многоквартирные жилые дома), не оборудованные стационарными электроплитами для приготовления пищи и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, установленными в жилых помещениям (том 4 л.д. 43).
В настоящее время приказ N 136/38 действует в редакции приказа N 608/75 от 27 декабря 2022 года, который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 декабря 2022 года, номер публикации 5501202212290024 (том 4 л.д. 44).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Омское ЖКХ" (далее - ООО "УК "Омское ЖКХ") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приложения N 1 к приказу РЭК Омской области N 136/38, ссылаясь на его несоответствие Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 23 мая 2006 года N 306. Так, оспариваемое приложение содержит разделы 1 "Многоквартирные жилые дома" и раздел 3 "Жилые дома (общежития) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых". С учетом разъяснений РЭК Омской области, при выборе применяемого норматива раздела 1 и 3, надлежит учитывать конструктивные особенности многоквартирного жилого дома. По мнению тарифного органа, индивидуальное потребление электроэнергии собственником помещения в многоквартирном доме и собственником помещения в жилом доме (общежитии) разное, и собственник в общежитии потребляет меньше ресурса (79 кв. ч.), чем собственник в многоквартирном доме (97 кв. ч.). Согласно таблиц 8 и 9 приложения N 2 к Правилам 306 при наличии собственника помещения в расчете норматива потребления учитывается количество комнат и количество проживающих, тогда как при расчете норматива в общежитиях учитывается только количество проживающих. Таким образом, занижая потребленный ресурс собственников в жилом доме (общежитии) необоснованно вырастает якобы потребленный ресурс на содержание общедомового имущества. Изложенное приводит к необоснованному росту затрат управляющей компании, частично оплачивающей ресурс, который фактически потребляют собственники помещений, что нарушает экономические права компании (том 1 л.д. 4 - 9, 43 - 45).
В ходе рассмотрения дела административный истец неоднократно уточнял заявленные требования, и в соответствии с последними уточнениями просил признать не действующими пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 приложения N 1 приказа N 136/38 с даты внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации N 306 от 23 мая 2006 года, N 1380 от 17 декабря 2014 года, N 1498 от 26 декабря 2016 года, возложить обязанность на РЭК Омской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим (том 1 л.д. 117 - 121, том 2 л.д. 140, 180 - 187, 200 - 203, том 3 л.д. 12 - 15).
В обоснование требований указано, что РЭК Омской области необоснованно учтена такая конструктивная особенность как высота помещения, что противоречит подпункту "б" пункта 4 Правил N 306 и приводит к необоснованному завышению норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, а соответственно, и убыткам управляющей компании, которая обязана оплачивать потребленный ресурс на содержание общедомового имущества.
Щербина А.М. также обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа РЭК Омской области N 136/38 (т.2 л.д. 3 - 5). В ходе рассмотрения дела административный истец неоднократно уточняла заявленные требования, и в соответствии с последними уточнениями просила признать не действующим пункт 1.3 приложения N 1 к приказу РЭК Омской области N 136/38, с момента его принятия. В обоснование требований указала, что является собственником двух комнат в секции жилого дома, ранее имевшего статус общежития. Считает, что изменение статуса жилого дома с прекращением у него статуса общежития предполагает необходимость применения к нему нормативов потребления, установленных для многоквартирных домов с соответствующими конструктивными особенностями, что соответствует общему подходу к установлению нормативов потребления коммунальных услуг, установленному пунктом 11 правил N 306. Также указывает на применение регулятором неверной формулы расчета норматива индивидуального потребления, использование при расчете такой конструктивной особенности как высота помещения. Из-за некорректного начисления платы за электроэнергию, административный истец вынуждена переплачивать расходы по общедомовым нуждам, которые не доначисляют каждому собственнику за индивидуальное потребление электроэнергии (том 2 л.д. 3 - 5, 20 - 27, 122 - 123).
Заместитель прокурора Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приложения N 1 к приказу РЭК Омской области N 136/38, в редакции приказа РЭК Омской области от 27 декабря 2022 года N 608/75, с момента вступления решения суда в законную силу (том 4 л.д. 3 - 8).
В обоснование требований указано, что структура нормативов, изложенная в разделе 1, 2 оспариваемого приложения к приказу РЭК Омской области, предусматривающая дифференциацию значений в зависимости от количества комнат в доме и высоты жилых помещений, а также в разделе 3 Приложения N 1, предусматривающая дифференциацию значений в зависимости только от количества проживающих в жилом помещении человек, не соответствует действующему законодательству, а именно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 N 306, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 N 1380. Также полагают, что РЭК Омской области при установлении нормативов потребления коммунальных услуг необоснованно применен расчетный метод.
Определением Омского областного суда от 1 марта 2023 года указанные административные дела объединены в одно производство (том 3 л.д. 80 - 81).
В судебном заседании представители ООО "УК "Омское ЖКХ" - Боженов А.В., Щ. - Бровкин В.Г., прокуратуры Омской области - Данилова А.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях, а также письменных пояснениях и дополнениях (том 1 л.д. 4 - 9, 117 - 121, том 2 л.д. 3 - 5, 20 - 27, 122 - 123, 140, 180 - 187, 200 - 203, том 3 л.д. 12 - 15, том 4 л.д. 3 - 8, 96 - 98).
Представитель РЭК Омской области Шамгонова Ж.К. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на принятие приказов в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых нормативов по доводам, изложенным в письменных отзывах (том 2 л.д. 73 - 75, 150 - 151, том 3 л.д. 58 - 59, том 4 л.д. 66 - 68).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании указанных положений Жилищного Кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п). К полномочиям РЭК Омской области относится установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт 9 пункта 16 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п).
Согласно пункту 3 данного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка принятия, а также опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области".
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами N 306.
Пунктом 10 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома.
Согласно пункту 11 Правил N 306 (в редакции на дату принятия оспариваемого решения) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемый приказ принят по инициативе уполномоченных органов. Распоряжением РЭК Омской области от 18 июля 2012 года N Р-12РЭК-83 создана рабочая группа по определению и установлению нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно экспертному заключению норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению рассчитывался с применением формул, указанных в приложении к Правилам N 306. Итоговые расчеты указаны в оспариваемом приложении N 1 к Приказу N 136/38 (том 1 л.д. 75 - 79).
Из оспариваемого приказа следует, что нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещения дифференцированы по группам многоквартирных домов, жилых домов (общежитий).
Раздел 1 приказа N 136/38 содержит норматив потребления указанной коммунальной услуги в многоквартирных жилых домах (с газовыми плитами с высотой потолков до 2,7 м (пункт 1.1), с газовыми плитами с высотой потолков более 2,7 м (пункт 1.2), с электрическими плитами с высотой потолков до 2,7 м (пункт 1.3), с электрическими плитами с высотой потолков более 2,7 м (пункт 1.4).
Раздел 2 приказа определяет показатели норматива относительно жилых домов, многоквартирных жилых домов при отсутствии мест общего пользования (оборудованные иными видами плит для приготовления пищи, кроме электрических (пункт 2.1), оборудованные электрическими плитами (пункт 2.3) с электроотопительными установками).
Раздел 3 приказа содержит норматив потребления электроснабжения в жилых домах (общежитиях) коридорного, гостиничного или секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых.
Из приведенных разделов приложения N 1 к приказу N 136/38 следует, что при установлении норматива были учтены такие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, как количество комнат в квартире и высота жилых помещений, что соответствовало пункту 4 Правил N 306 (в редакции на дату принятия оспариваемого приказа).
Между тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в подпункт "б" пункта 4 Правил N 306 внесены изменения, установившие, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, как количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем, тем самым перечень параметров расширен, но при этом высота жилых помещений исключена из параметров.
Кроме того, указанным постановлением также внесены изменения в пункт 11 Правил N 306, согласно которым при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным правилам, содержащим, в том числе, Форму для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа (таблица 8) и Форму для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов (таблица 9).
Так, для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа (таблица 8) Форма предусматривает пять категорий жилых помещений многоквартирных и жилых домов, которая предусматривает дифференциацию в зависимости от количества комнат и количества человек, проживающих в помещении.
Формой, приведенной в таблице 9, для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов, установлено четыре категории жилых помещений с учетом дифференциации в зависимости от наличия стационарных электроплит, электроотопительных и электронагревательных установок, и не зависит от количества комнат.
Между тем, разделы 1, 2, 3 Приложения N 1 к приказу N 136/38, названной дифференциации не содержат. В связи с чем, суд приходит к выводу, что структура нормативов, изложенная в разделе 1, 2 Приложения N 1 к названному приказу, предусматривающая дифференциацию значений в зависимости от количества комнат в доме и высоты жилых помещений, а в разделе 3 в зависимости только от количества проживающих в жилом помещении человек, не соответствует действующему законодательству, в частности таблицам 8, 9 приложения N 2 Правил N 306.
В силу пункта 16 Правил N 306 установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в случае внесения изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из раздела II Правил N 306 "Условия установления нормативов потребления коммунальных услуг" следует, что к условиям установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг относится изменение пункта 11 Правил, в том числе, утверждение форм для установления нормативов потребления различных коммунальных услуг (например, формы для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях).
Следовательно, в случае несоответствия в субъектах Российской Федерации механизма правового регулирования нормативов потребления коммунальных услуг указанным изменениям, внесенным в Правила N 306, имеются правовые основания для изменения данных нормативов. В этой связи Правительство Российской Федерации отсрочило срок вступления в законную силу постановления от 17 декабря 2014 года N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" до 30 июня 2016 года, чтобы предоставить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации время для пересмотра соответствующих нормативов в случае их несоответствия внесенным в Правила N 306 изменениям.
Между тем, после вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" административным ответчиком, являющимся уполномоченным органом, установленные ранее нормативы не были приведены в соответствие с действующими Правилами N 306.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводам, что оспариваемые положения противоречат пунктам 4, 10, 11 Правил N 306.
Кроме того, согласно пункту 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета, в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Таким образом, определение способа установления нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур, при определении нормативов потребления коммунальных услуг субъект Российской Федерации вправе выбрать расчетный метод лишь в случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
Как было указано выше, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 года раздел 3 приложения N 1 к указанному приказу признан не действующим со дня вынесения апелляционного определения (том 2 л.д. 141 - 145).
Во исполнение указанного апелляционного определения РЭК Омской области 27 декабря 2022 года принят приказ N 608/75, которым в раздел 3 таблицы приложения N 1 к приказу внесены изменения в нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области для жилых домов коридорного, гостиничного и секционного типов (общежития, многоквартирные жилые дома), не оборудованные стационарными электроплитами для приготовления пищи и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, установленными в жилых помещениям (том 4 л.д. 43).
Как следует из экспертного заключения к приказу N 608/75 и пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, возможность установления оспариваемого норматива методом аналогов на момент принятия приказа N 608/75 отсутствовала в связи с недостаточностью данных для формирования выборки в соответствии с требованиями Правил N 306, что и послужило основанием для применения расчетного метода (том 4 л.д. 71 - 79).
Оценив указанное заключение и принятые РЭК Омской области при вынесении приказа обосновывающие документы (следуют с делом), суд приходит к выводу о том, что РЭК Омской области не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов при утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов на территории г. Омска и Омской области, несмотря на то, что такая обязанность в соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ возлагается на органы государственной власти и должностных лиц, которые приняли нормативный правовой акт.
Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки регулируется пунктами 33 - 34 Правил N 306.
Представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета (за исключением выборки для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению).
Количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения N 1 к Правилам N 306.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
В отношении электроснабжения - на установленные Правилами предоставления коммунальных услуг даты снятия показаний за июнь и ноябрь, а для установления нормативов потребления электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, - на установленные Правилами предоставления коммунальных услуг даты снятия показаний за март, июнь и декабрь (подпункт "в" пункта 37).
Из положений пункта 9 Правил N 306 следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса.
Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности (пункт 9 (1) Правил N 306).
Судом установлено, что 10 октября 2022 года РЭК Омской области был направлен запрос в адрес ООО "Омская энергосбытовая компания" о предоставлении информации, в том числе по показаниям индивидуальных приборов учета, снятых с 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября 2021 года, по категориям домов, предусмотренных таблицей 9 Правил N 306.
Письмом от 20 октября 2022 года ООО "Омская энергосбытовая компания" запрашиваемая информация была представлена в адрес РЭК Омской области.
26 октября 2022 года РЭК Омской области была также направлен запрос в адрес ООО "Омская энергосбытовая компания" о предоставлении информации по количеству проживающих в жилых домах, указанных в приложении к письму. 1 ноября 2022 года запрашиваемая информация была представлена в РЭК Омской области.
Также из материалов дела следует, что РЭК Омской области для проведения работы по расчету нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению 9 ноября 2022 года в адрес 16 управляющих организаций направила первоначальный запрос, в котором было предложено предоставить информацию по общежитиям квартирного типа, общежитиям коридорного, гостиничного и секционного типов относительно количества комнат, площади комнат, оснащенности электрическими или газовыми плитами и местами их установки (общая кухня или комната), количестве проживающих.
Поскольку, по мнению регулятора, представленная информация не подтвердила площади жилого помещения, в котором проживает один человек, необходимой для установления норматива расчетным методом, в адрес 20 управляющих организаций, Министерства образования Омской области, департамента городского хозяйства Администрации города Омска, Администрации округов города Омска был направлен запрос от 1 декабря 2022 года о площади жилых помещений, в которых проживает один человек.
По результатам представленных ответов РЭК Омской области признало поступившую информацию недостаточной. Кроме того, из обосновывающих материалов и пояснений представителя административного ответчика следует, что информация по запросу РЭК Омской области предоставлена не всеми управляющими компаниями.
Так, представитель ООО "УК "Омское ЖКХ" Боженов А.В. пояснил, что по запросу РЭК Омской области не представлялось возможным направить информацию ввиду некорректности запроса в части общежитий квартирного, коридорного, гостиничного и секционного типов, поскольку, по мнению организации, дома, находящиеся на обслуживании у управляющей компании, не являются общежитиями, а имеют статус многоквартирных. Также пояснил, что в случае более корректного формулирования запроса со стороны регулятора, информация может быть представлена.
Также необходимо отметить, что на нарушение установленного пунктом 31 Правил N 306 принципа выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах указывает также тот факт, что показания приборов учета были запрошены ранее, чем отобраны сведения, необходимые для формирования выборки.
На основании изложенного, доводы представителя административного ответчика о невозможности использования метода аналогов, являющегося приоритетным, и применение расчетного метода ввиду отсутствия необходимых условий для проведения измерений, суд признает необоснованными.
При таких обстоятельствах, учитывая, что РЭК Омской области, в нарушение положений пунктов 9, 9(1), 31, 32, 32(1), 33 Правил N 306 не выполнила в установленной указанными Правилами последовательности все мероприятия, а также использовала информацию, которая была представлена не в полном объеме, суд приходит к выводу о непредставлении административным ответчиком надлежащих доказательств обоснованности применения расчетного метода при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое приложение N 1 к приказу РЭК Омской области N 136/38 в редакции приказа РЭК Омской области от 27 декабря 2022 года N 608/75 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 года N 136/38" противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 306, а требования административных истцов ООО "УК "Омское ЖКХ", Щербина А.М. и заместителя прокурора Омской области в указанной части подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления в законную силу решения суда. В связи с чем, требования административных истцов ООО "УК "Омское ЖКХ" и Щербина А.М. о признании приказа N 136/38 не действующим, соответственно, с момента внесения изменений в постановления, имеющие большую юридическую силу, и с момента принятия приказа, удовлетворению не подлежат.
Также суд считает необходимым возложить на РЭК Омской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приложение N 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 года N 136/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области" в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 27 декабря 2022 года N 608/75 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 года N 136/38".
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Кондратенко |
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 30 марта 2023 г. N 3а-27/2023 "О признании не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приложение N 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 года N 136/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области" в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 27 декабря 2022 года N 608/75 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 года N 136/38"
Опубликование:
-
Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 августа 2023 г. N 66а-1283/2023 настоящее решение оставлено без изменения