Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального образования
город Новомосковск
от 07.07.2023 N 1888
Программа
оздоровления муниципальных финансов муниципального
образования город Новомосковск на 2023 - 2027 годы
1. Общие положения
Программа оздоровления муниципальных финансов муниципального образования город Новомосковск на 2023 - 2027 годы (далее - Программа оздоровления финансов) разработана в целях реализации мер по социально-экономическому развитию муниципального образования город Новомосковск (далее - муниципальное образование) и оздоровлению муниципальных финансов.
Программа оздоровления финансов направлена на формирование бюджетной политики муниципального образования, ориентированной на создание условий для эффективного управления муниципальными финансами муниципального образования и укрепление устойчивости бюджетной системы муниципального образования. Программа оздоровления финансов определяет основные направления деятельности администрации муниципального образования город Новомосковск (далее - администрация муниципального образования) в сфере повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов бюджета, ограничения бюджетного дефицита, совершенствования управления долговыми обязательствами.
2. Цели и задачи Программы оздоровления финансов
Цели Программы оздоровления финансов - обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета муниципального образования город Новомосковск (далее - бюджет муниципального образования), повышение эффективности бюджетных расходов, повышение результативности выполнения муниципальных функций, обеспечение потребностей населения и организаций в муниципальных услугах, увеличение их доступности и качества, анализ рисков и обеспечение предсказуемости ситуации с учетом сложившихся условий и перспектив развития экономики, реализация бюджетной стратегии во взаимосвязи с приоритетами и целями социально-экономического развития муниципального образования, сокращение долговой нагрузки на бюджет муниципального образования.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи Программы оздоровления финансов:
1) увеличение поступлений в бюджет муниципального образования налоговых доходов и неналоговых доходов;
2) повышение эффективности расходов на муниципальное управление;
3) повышение эффективности планирования бюджета муниципального образования и деятельности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования город Новомосковск (далее - главные распорядители бюджетных средств);
4) повышение эффективности расходов на содержание бюджетной сети и численности работников бюджетной сферы;
5) совершенствование системы закупок для муниципальных нужд муниципального образования;
6) повышение эффективности комплекса мер социальной поддержки населения;
7) снижение долговой нагрузки на бюджет муниципального образования.
3. Текущее состояние муниципальных
финансов муниципального образования
Работа по мобилизации источников доходов и оптимизации расходных обязательств в муниципальные образования проводится на постоянной основе в целях достижения показателей социально-экономического развития муниципального образования.
При формировании проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период в первоочередном порядке принимаются меры по перераспределению бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений и проектов, в первую очередь обеспечивающих решение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, национальных целях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В рамках мероприятий по мобилизации источников доходов и оптимизации бюджетных расходов в муниципальном образовании приняты следующие правовые акты:
1) Постановление администрации муниципального образования город Новомосковск от 28.09.2022 N 2893 "Об утверждении муниципальной программы "Управление финансами муниципального образования город Новомосковск";
2) распоряжение администрации муниципального образования город Новомосковск от 07.02.2023 N 12-р "О мерах по реализации решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 20.12.2022 N 70-2 "О бюджете муниципального образования город Новомосковск на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов";
3) Постановление администрации муниципального образования город Новомосковск от 07.04.2020 N 829 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов муниципального образования город Новомосковск и их оценки";
4) Постановление администрации муниципального образования город Новомосковск от 29.03.2016 N 840 "Об утверждении Порядка осуществления муниципальных заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом муниципальным образованием город Новомосковск";
5) Постановление администрации муниципального образования город Новомосковск от 30.12.2009 N 2925 "О мерах по совершенствованию управления долговыми обязательствами муниципального образования город Новомосковск";
6) решение Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 22.12.2008 N 12-2 "Об утверждении новой редакции Положения о муниципальном долге муниципального образования город Новомосковск";
7) приказ финансового управления администрации муниципального образования город Новомосковск от 19.05.2016 N 40 "Об утверждении порядка по организации работы с экономией денежных средств, сложившейся в процессе осуществления закупок товаров, работ, услуг".
В указанных документах утверждены мероприятия по оптимизации расходов бюджета муниципального образования и снижению долговой нагрузки, установлены конкретные сроки исполнения и ответственные за реализацию мероприятий.
В целях проведения мероприятий, направленных на увеличение поступления налоговых доходов в бюджет муниципального образования, на уровне Правительства Тульской области и муниципального образования созданы комиссии и рабочие группы, разработаны планы и "дорожные карты" по межведомственному взаимодействию, в рамках которых ведется работа по рассмотрению и решению вопросов по мобилизации дополнительных доходов, в том числе по имущественным налогам.
В рамках реализации Постановления администрации муниципального образования город Новомосковск от 02.02.2016 N 220 "О создании межведомственной комиссии по погашению задолженности по выплате заработной платы и контролю за поступлением в бюджет муниципального образования город Новомосковск налоговых платежей" в 2022 году проведено 4 заседания межведомственной комиссии по погашению задолженности по выплате заработной платы и контролю за поступлением в бюджет муниципального образования город Новомосковск налоговых платежей (далее - МВК). На МВК было приглашено и рассмотрено 6 организаций-должников по выплате заработной платы с общей суммой задолженности 15471,0 тыс. руб. По результатам работы МВК двумя организациями-должниками была погашена задолженность по выплате заработной платы в полном объеме в размере 3170,0 тыс. рублей.
Кроме того, на проведенных заседаниях МВК были рассмотрены обращения граждан о фактах выплаты неофициальной заработной платы и другим нарушениям, имевшим место при оформлении трудовых отношений, в отношении 19 работодателей, приглашенных на заседания. По результатам работы МВК 16 работодателей увеличили заработную плату до уровня установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ).
В рамках работы межведомственной рабочей группы по координации мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании бюджета муниципального образования город Новомосковск (далее - межведомственная рабочая группа), созданной Постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 06.04.2016 N 972 "О создании межведомственной рабочей группы по координации мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании бюджета муниципального образования город Новомосковск", в 2022 году проведено 3 заседания. На заседания были приглашены и рассмотрены 46 налогоплательщиков с общей суммой задолженности в размере 26573,2 тыс. рублей. По результатам работы межведомственной рабочей группы была погашена задолженность по налоговым платежам в размере 8931,80 тыс. рублей.
В рамках проведенных заседаний межведомственной рабочей группы рассмотрено 6 объектов капитального строительства, построенных, но не введенных в эксплуатацию. Собственникам указанных объектов капитального строительства было рекомендовано принять меры по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства и предоставить в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новомосковск документы о регистрации прав собственности на вышеуказанные объекты недвижимости. Одним из приглашенных на заседание межведомственной рабочей группы собственников был предоставлен документ о регистрации права собственности на объект капитального строительства.
С целью сокращения недоимки по налогам и страховым взносам, в рамках межведомственного взаимодействия в отношении 1466 налогоплательщиков проведены адресные мероприятия по взысканию задолженности, что составляет 81,9% от общего количества должников-налогоплательщиков, сведения о которых направлены УФНС России по Тульской области в адрес администрации муниципального образования. По результатам проведения мероприятий по взысканию задолженности часть должников-налогоплательщиков провели оплату задолженности на сумму 45377,10 тыс. руб.
Кроме того, на заседании межведомственной рабочей группы рассматривались текущие вопросы о ходе выполнения Плана мероприятий, направленных на мобилизацию дополнительных доходов консолидированного бюджета Тульской области на 2022 год за счет повышения эффективности налогообложения имущества.
С целью увеличения доходной части бюджета муниципального образования за счет поступлений имущественных налогов Администрацией ведется работа по формированию полной и достоверной базы данных о земельных участках, строениях и их владельцах как основы налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также по выявлению незарегистрированных и неиспользуемых земельных и имущественных объектов и фактов несоответствия в сведениях о земельных участках между категорией земельного участка и видом разрешенного использования.
В 2022 году за фактическое пользование имуществом и земельными участками по результатам претензионно-исковой работы взыскано задолженности по арендным платежам и неустойки в сумме 6697,9 тыс. рублей.
С использованием средств массовой информации ведется постоянное информирование налогоплательщиков о необходимости исполнения обязательств по уплате налогов, также проводится информационно-разъяснительная работа по вопросам применения налоговых ставок по имущественным налогам.
В 2022 году проведен мониторинг нормативных правовых актов муниципального образования, устанавливающих ставки имущественных налогов и определено, что действующие налоговые ставки и предоставляемые льготы на территории муниципального образования являются оптимальными.
Общий объем доходов, поступивших в бюджет муниципального образования в 2022 году, составил 5891,2 млн. рублей. Объем налоговых и неналоговых доходов составил 2040,6 млн. рублей, что на 240,8 млн. рублей (13,4%) выше уровня 2021 года.
Основными доходными источниками в 2022 году являлись: налог на доходы физических лиц - 48,1%, налоги на имущество - 17,2%, налоги на совокупный доход - 12,5%.
Расходы бюджета муниципального образования в 2022 году составили 5862,8 млн. рублей, что на 913,2 млн. рублей (18,4%) выше уровня 2021 года, профицит составил 28,4 млн. рублей.
Бюджет муниципального образования по состоянию на 01.06.2023 сформирован с дефицитом в объеме 370264,3 тыс. рублей, или 8,0% от собственных доходов. Доходы бюджета муниципального образования составляют 4573417,6 тыс. рублей (в т.ч. налоговые и неналоговые доходы - 2101888,7 тыс. рублей), расходы бюджета муниципального образования предусмотрены в объеме 4943681,9 тыс. рублей.
Бюджет муниципального образования в 2023 году остается социально ориентированным. Расходы бюджета муниципального образования на 2023 год около 72,0%.
С 2014 года бюджет муниципального образования формируется в программном формате с обособлением расходов на реализацию муниципальных программ муниципального образования, перечень которых утвержден Постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 22.10.2013 N 3398 "Об утверждении перечня муниципальных программ", Постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 07.09.2022 N 2602 "Об утверждении перечня муниципальных программ", по отдельным целевым статьям бюджетной классификации. В бюджете муниципального образования предусмотрены расходы на мероприятия, реализуемые в рамках 20 муниципальных программ. Доля программных расходов составляет около 92,0% в общем объеме расходов бюджета муниципального образования.
Муниципальные программы являются документами стратегического планирования и, следовательно, обеспечивают взаимодействие стратегического и бюджетного планирования, что является основным инструментом повышения эффективности политики органов местного самоуправления и бюджетных расходов.
Накопленный потенциал развития муниципального образования позволил сохранить положительную динамику роста доходов в последние годы. В дальнейшем главным администраторам доходов бюджета муниципального образования необходимо активизировать работу по мобилизации резервов роста доходов, особенно в части легализации налоговых доходов, выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению, активизации претензионно-исковой работы с неплательщиками, проведению мероприятий по недопущению возникновения задолженности по текущим платежам.
Долговая политика как составная часть бюджетной политики непосредственно отвечает за сбалансированность бюджета. Именно параметры долговой нагрузки, ее качества влияют на сбалансированность бюджета муниципального образования в долгосрочном периоде, определяя тем самым возможные корректировки в выборе приоритетов финансового обеспечения расходных обязательств, изменения системы налогообложения, налоговых льгот и иных освобождений.
Важным инструментом поддержки сбалансированности бюджета муниципального образования является привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета, предоставляемых Федеральным казначейством.
Использование в 2017 - 2022 годах данного инструмента сбалансированности показало свою эффективность и, следовательно, необходимость его применения в 2023 - 2025 годах. Кроме того, в 2022 году проведена работа по замещению коммерческих кредитов на бюджетные (в объеме 285,0 млн. рублей) с возвратом в 2025 - 2028 годах. Данная работа позволила снизить расходы на обслуживание муниципального долга в 2022 - 2025 годах.
Политика в сфере управления муниципальным долгом, как и в предшествующие периоды, будет направлены на сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, сокращение стоимости обслуживания муниципального долга, выполнение принятых обязательств в полном объеме.
Одним из ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов является развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В муниципальном образовании продолжается реализация механизма централизации закупок. В соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области", решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 19.12.2013 N 5-8 "Об определении администрации муниципального образования город Новомосковск органом местного самоуправления муниципального образования город Новомосковск, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков муниципального образования город Новомосковск", решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 24.02.2016 N 40-28 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для заказчиков, подведомственных комитету по образованию администрации муниципального образования город Новомосковск" полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений осуществляет уполномоченный орган (уполномоченное учреждение).
В 2022 году общее количество закупок муниципального образования, осуществляемых неконкурентными способами, в том числе без размещения извещения (у единственного поставщика), составило 8408 шт. на сумму 750567,0 тыс. рублей.
Количество сотрудников муниципального образования, занятых в сфере осуществления закупок (планирование закупок, определение поставщика, функции контроля) муниципального образования, составляет 386 человек.
В муниципальном образовании разработаны и утверждены правовые акты, которыми закреплены правила определения требований к закупаемым товарам, работам, услугам.
В целях совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг планируется сохранение и развитие практики проведения совместных электронных аукционов и конкурсов, позволяющей закупать товары, работы, услуги по более низким ценам, на единых технических условиях и условиях контрактов.
Начиная с исполнения бюджета муниципального образования 2016 года ведется работа по учету и перераспределению экономии, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур. Целью данной работы является направление средств экономии на реализацию мероприятий, являющихся приоритетными в развитии муниципального образования, либо на снижение дефицита бюджета муниципального образования.
Как и в предыдущие годы, в целях оптимизации расходов бюджета муниципального образования в 2023 году проводятся мероприятия, направленные на повышение адресности социальной поддержки граждан.
В 2022 году, как и предыдущие годы, проводился анализ нагрузки на бюджетную сеть (контингент, количество учреждений, количество персонала, используемые фонды, объемы и качество предоставляемых муниципальных услуг, в разрезе бюджетных учреждений). В 2023 - 2027 годах будет продолжена работа по мониторингу муниципальных учреждений на предмет эффективности их деятельности с целью принятия решений по их дальнейшему функционированию. Кроме того, планируется работа по увеличению объема расходов за счет доходов от внебюджетной деятельности бюджетных и автономных учреждений (в т.ч. за счет эффективного использования бюджетными и автономными учреждениями муниципального имущества).
Для повышения эффективности осуществления капитальных вложений необходимо создание условий, направленных на снижение рисков срыва сроков строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
В 2019 - 2021 годах были разработаны и утверждены правовые акты муниципального образования, регламентирующие осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования.
В 2023 - 2027 годах, как и в предшествующие годы, планирование бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в части строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности будет осуществляться только при наличии утвержденной проектной документации (проектной документации, находящейся на экспертизе).
Решение об участии в федеральных и региональных программах на условиях софинансирования будет приниматься с учетом прогноза доходной части бюджета муниципального образования, потребности и приоритетности проводимых мероприятий.
Будет продолжена работа в части повышения финансовой дисциплины и качества исполнения бюджета муниципального образования, что позволит снизить риски возникновения кассовых разрывов в течение финансового года. Итоги работы по данному направлению отражаются в показателях, установленных Постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 27.01.2012 N 140 "Об утверждении Порядка оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств в муниципальном образовании город Новомосковск и Методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств" и подлежат ежеквартальному мониторингу.
Результаты качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета муниципального образования будут определяться с учетом объемов финансирования муниципальных программ, оценки их реализации.
4. Основные направления реализации
Программы оздоровления финансов
Основными направлениями реализации Программы оздоровления финансов являются:
1) увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования;
2) повышение эффективности и оптимизация расходов бюджета муниципального образования;
3) снижение долговой нагрузки на бюджет муниципального образования.
Данные направления будут реализовываться в рамках мероприятий, предусмотренных Планом оздоровления муниципальных финансов муниципального образования город Новомосковск на 2023 - 2027 годы, согласно приложению к настоящей Программе оздоровления муниципальных финансов.
Дальнейшее совершенствование управления расходными обязательствами муниципального образования будет осуществляться по пути обеспечения систематического контроля правовой обоснованности и эффективности их исполнения, концентрации управленческих усилий и бюджетных ассигнований на тех мероприятиях, которые обеспечивают максимальный вклад в достижение ключевых приоритетов бюджетной политики.
5. Ожидаемые результаты реализации
Программы оздоровления финансов
Реализация Программы оздоровления финансов позволит к концу 2027 года:
1) увеличить количество дополнительных объектов приватизации, включенных в прогнозный план приватизации в отчетном году, до 2 единиц в год;
2) обеспечить снижение объема просроченной задолженности по арендной плате за пользование земельными участками к уровню предыдущего года не менее 4,0%;
3) обеспечить снижение объема просроченной задолженности по арендной плате за пользование имуществом к уровню предыдущего года не менее 1,5%;
4) обеспечить прирост поступлений от арендной платы к уровню предыдущего года до уровня, превышающего 5,4 процента;
5) увеличить долю сданного в аренду имущества, по которому имеется оценка арендной платы, в отчетном году до 100%;
6) обеспечить сохранение значения показателя доли имущества, в отношении которого проведены мероприятия по установлению направления эффективности его использования, на уровне 100%;
7) увеличить процент выполнения прогноза доходов от сдачи в аренду муниципального имущества в отчетном году до 98%;
8) увеличить долю расходов в программном виде в общих расходах бюджета муниципального образования до 94,0 процента;
9) обеспечить сохранение среднего индекса результативности и эффективности реализации муниципальных программ, на уровне не менее 96,0%;
10) повысить средний индекс качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, до 80,0 процента;
11) в рамках оптимизации бюджетных расходов на осуществление бюджетных инвестиций, в том числе на муниципальном уровне, увеличить степень готовности объектов до уровня, превышающего 55,0 процента;
12) обеспечить прирост поступлений от внебюджетной деятельности бюджетных и автономных учреждений к уровню предыдущего года не менее 1,0%;
13) увеличить процент исполнения субсидий, предоставленных в отчетном году на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), до уровня, превышающего 97,0 процента;
14) увеличить долю денежных средств, направленных на осуществление закупок для нужд муниципального образования и бюджетных учреждений конкурентными способами определения поставщика с привлечением уполномоченного учреждения от общего количества закупок конкурентными способами определения поставщика, до 98,0 процента;
15) снизить долю просроченной кредиторской задолженности в общем объеме расходов бюджета муниципального образования до нулевого показателя;
16) не превышать отношение муниципального долга бюджета муниципального образования (за исключением бюджетных кредитов, полученных от других уровней бюджетной системы) к налоговым и неналоговым доходам в муниципальном образовании уровня 50,0 процента;
17) не превышать долю объема расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования в общем объеме расходов бюджета муниципального образования уровня 5,0 процента.
6. Риски реализации Программы оздоровления финансов
Вид рисков |
Определение факторов риска |
Меры управления рисками |
Оценка уровня влияния риска |
|
1. |
Макроэкономические риски |
Кризисные явления в экономике, инфляция, рост безработицы могут негативно повлиять на финансовую обстановку в муниципальном образовании, снизить динамику поступления доходов в бюджет муниципального образования |
Своевременная корректировка мероприятий Программы оздоровления финансов |
Высокий |
2. |
Природно-климатические риски |
Возникновение обстоятельств непреодолимой силы (природные, техногенные катастрофы) |
Финансирование мероприятий для устранения последствий обстоятельств непреодолимой силы |
Низкий |
3. |
Социальные риски |
Вероятность повышения социальной напряженности среди населения из-за задолженности по выплате заработной платы, отмены социальных льгот |
Открытость и прозрачность планов мероприятий, общественное обсуждение планируемых действий |
Средний |
4. |
Политические риски |
Политическая нестабильность внутри страны, которая может повлечь за собой сокращение доходов в бюджет муниципального образования |
Оперативное реагирование в случае политической нестабильности |
Низкий |
5. |
Международные риски |
Политическая нестабильность за пределами страны, которая может повлечь за собой сокращение доходов в бюджет муниципального образования |
Оперативное реагирование в случае политической нестабильности |
Низкий |
6. |
Законодательные риски |
Изменения федерального законодательства в бюджетной и налоговой сферах |
Оперативное реагирование на изменения законодательства |
Средний |
7. |
Управленческие риски |
Изменение целей и задач стратегических документов. Гибкость системы управления проектами перед внешними и внутренними факторами |
1. Оперативное реагирование, перераспределение имеющихся средств и ресурсов на приоритетные направления. 2. Недопущение роста социально-экономической напряженности |
Высокий |
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Программы оздоровления финансов предусматривается мониторинг выполнения мероприятий Программы оздоровления финансов, регулярный анализ и, при необходимости, ежегодная корректировка показателей и мероприятий Программы оздоровления муниципальных финансов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.