Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2023 г. N 3а-240/2023
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре - помощнике судьи П.Г. Гребневе,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Зарипова А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Генерального плана муниципального образования "Глазовское сельское поселение" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 13 октября 2022 года N 45,
установил:
решением Совета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" от 13 октября 2022 года N 45 утвержден Генеральный план муниципального образования "Глазовское сельское поселение" Лениногорского муниципального района.
Данное решение вместе с Генеральным планом муниципального образования "Глазовское сельское поселение" обнародованы на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан https://leninogorsk.tatarstan.ru.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Генерального плана муниципального образования "Глазовское сельское поселение" Лениногорского муниципального района не действующим в части включения участков, расположенных на землях лесного фонда,
в границы села Глазово в выделе 25 квартала 149 Лениногорского участкового лесничества Лениногорского лесничества Республики Татарстан, площадь пересечения составляет 303 квадратных метра;
в границы деревни Петропавловка в выделах 18, 46 квартала 146 Лениногорского участкового лесничества Лениногорского лесничества Республики Татарстан, площадь пересечения составляет 5509 квадратных метров;
в границы деревни Урняк-Кумяк в выделе 23 квартала 128 Лениногорского участкового лесничества Лениногорского лесничества Республики Татарстан, площадь пересечения составляет 286 квадратных метров.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на установление оспариваемым нормативным правовым актом границ указанных выше населенных пунктов, входящих в Глазовское сельское поселение, в которые включены перечисленные лесные участки.
По мнению административного истца, спорные лесные участки отнесены к категории земель населенных пунктов, однако такой перевод земель осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана муниципального образования "Глазовское сельское поселение" Лениногорского муниципального района не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. Органы местного самоуправления Лениногорского муниципального района распоряжаются названными лесными участками по своему усмотрению без согласования с собственником этих земель - Российской Федерацией.
В судебном заседании представители административного ответчика Галимова Л.М., Глухова О.С. административный иск не признали.
Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Назипова З.Ф. административный иск поддержала.
Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей административного ответчика, заинтересованного лица изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, среди которых утверждение генеральных планов поселения, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в Лениногорском муниципальном районе является Совет района.
На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ Совет Лениногорского муниципального района Республики Татарстан был вправе принять нормативный акт об утверждении Генерального плана муниципального образования "Глазовское сельское поселение" Лениногорского муниципального района.
Обращаясь к доводам административного истца о несоблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Как усматривается из материалов дела, лесные участки, находящиеся на землях лесного фонда: в квартале 128 (в том числе выдел 23), в квартале 146 (помимо прочих выделы 18, 46), в квартале 149 (включая выдел 25) Лениногорского участкового лесничества Лениногорского лесничества Республики Татарстан, целевое назначение которых - защитные леса, леса расположенные в водоохранных зонах, относятся к землям лесного фонда, входят в состав лесных участков с кадастровыми номерами 16:25:0000000:2152, 16:13:0000000:1699; 16:13:0000000:2084; 16:25:0000000:2089 Лениногорского участкового лесничества Лениногорского лесничества Республики Татарстан, принадлежащих Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем в феврале 2010 года уполномоченному лицу выданы соответствующие свидетельства о государственной регистрации права.
В ходе мероприятий, осуществленных Департаментом Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг", установлено частичное наложение границ населенных пунктов: села Глазово, деревни Петропавловка, деревни Урняк-Кумяк Глазовского сельского поселения Лениногорского муниципального района и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда Лениногорского участкового лесничества Лениногорского лесничества Республики Татарстан.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок согласования проекта генерального плана составляет тридцать дней со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения заключения на проект генерального плана от указанного в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считался согласованным с таким органом.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, согласно соответствующему Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года N 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее - Порядок).
Пунктом 1.4 Порядка предусмотрено, что орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП (далее - уведомление) в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.
Срок согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления уведомления в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, и в соответствии со статьями 21 и 25 Кодекса не может превышать тридцати дней (пункт 1.5).
Результаты согласования проекта документа территориального планирования оформляются в виде заключения (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка указанные заключения на проект документа территориального планирования (далее - заключение) направляются почтовым отправлением и в электронной форме в орган, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, и размещаются в ФГИС ТП в трехдневный срок. Заключение может содержать положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений. В случае непоступления в орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, заключения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, в срок, указанный в пункте 1.5 Порядка, проект документа территориального планирования считается согласованным с согласующими органами, подготовка заключений на указанный проект не осуществляется.
Орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Министерство экономического развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Кодекса для проекта генерального плана, проекта внесения изменений в генеральный план (пункт 2.1).
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.
Исходя из указанных выше нормативных положений, Министерство экономического развития Российской Федерации должно было осуществить подготовку сводного заключения на проект Генерального плана муниципального образования "Глазовское сельское поселение" на основании заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы населенных пунктов, находящихся в составе муниципального образования "Глазовское сельское поселение", при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Административным ответчиком не представлены суду доказательства направления органами местного самоуправления муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" в Министерство экономического развития Российской Федерации проекта данного документа территориального планирования.
При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана муниципального образования "Глазовское сельское поселение" представляться на утверждение Совета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" и утверждаться им не мог.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика об отсутствии обязанности по согласованию проекта генерального плана с уполномоченным органом, так как спорные земельные участки, входящие в состав лесных участков в границах населенных пунктов, находящихся в составе муниципального образования "Глазовское сельское поселение", переданы на праве бессрочного пользования физическим лицам.
По результатам, выполненного федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг" картографического совмещения материалов лесоустройства с границей населенных пунктов, входящих в муниципальное образование "Глазовское сельское поселение", установлено включение земель лесного фонда в границы данных населенных пунктов. Это обстоятельство подтверждается заключениями Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" о пересечении (наложении) земельных участков с землями лесного фонда с графическим отображением местности и параметров наложений границ населенного пункта на земли лесного фонда, планшетами и таксационным описанием Лениногорского участкового лесничества Лениногорского лесничества Республики Татарстан.
Отсутствие положительного заключения Федерального агентства лесного хозяйства, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласования проекта документа территориального планирования, свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия Генерального плана муниципального образования "Глазовское сельское поселение".
Вопреки положениям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей на органы, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, обязанность доказывания законности этих актов и подтверждения фактов, на которые они ссылаются, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования "Глазовское сельское поселение" Лениногорского муниципального района, утвержденный решением Совета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" от 13 октября 2022 года N 45, в части включения участков, расположенных на землях лесного фонда,
в границы села Глазово в выделе 25 квартала 149 Лениногорского участкового лесничества Лениногорского лесничества Республики Татарстан;
в границы деревни Петропавловка в выделах 18, 46 квартала 146 Лениногорского участкового лесничества Лениногорского лесничества Республики Татарстан;
в границы деревни Урняк-Кумяк в выделе 23 квартала 128 Лениногорского участкового лесничества Лениногорского лесничества Республики Татарстан.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете "Лениногорские вести", а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://leninogorsk.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2023 г. N 3а-240/2023
Текст решения опубликован не был
Кассационным определением СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 января 2024 г. N 8а-26911/2023[88а-121/2024-(88а-28355/2023)] Апелляционное определение СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2023 г. N 66а-1764/2023 и настоящее решение оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2023 г. N 66а-1764/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения