Уголовная ответственность за уклонение от уплаты
таможенных платежей, взимаемых с организации
или физического лица (ст.194 УК РФ)
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, относится к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности (выделяемой в одном ряду с такими видами, как преступления в сфере предпринимательства, финансов, распределения материальных и иных благ и др.). Понятием "таможенные платежи" охватываются не только налоги (что может являться основанием для отнесения данного преступления к налоговым*(1)), но и многие другие обязательные сборы и платы, взимаемые с организаций и физических лиц, занятых в сфере внешнеэкономической деятельности.
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.194 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие интересы внешнеэкономической деятельности в части поступлений от нее в бюджет путем сбора таможенных платежей. Данное преступление посягает на установленный порядок вывоза (экспорта), ввоза (импорта), а в случаях, предусмотренных законом, и провоза (транзита) через таможенную территорию РФ товаров, сырья, полуфабрикатов.
При непоступлении в бюджет таможенных платежей в установленные сроки и в установленном объеме объекту рассматриваемого преступления наносится вред в виде упущенной выгоды, обедняющей казну, не позволяющей государству выполнять свои финансовые обязательства. В конечном счете это причиняет ущерб экономической безопасности страны.
Предмет данного преступления - таможенные платежи, включающие таможенную пошлину, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плату за участие в таможенных аукционах и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ (п.18 ст.18 Таможенного кодекса РФ).
Таможенная пошлина - это платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п.19 ст.18 ТК РФ).
Основную часть таможенных пошлин составляют ввозные (импортные) пошлины. Экспортные пошлины применяются в меньшем объеме. Имея общие цели пополнения доходной части федерального бюджета РФ, защиты экономической безопасности страны, импортные и экспортные пошлины во многом различаются по своему предназначению. Импортные пошлины обеспечивают защиту национальных производителей от воздействия нежелательной иностранной конкуренции, рациональную структуру ввозимых в Россию товаров, оптимальное соотношение между импортом и экспортом с учетом требований платежного и торгового балансов страны. Экспортные пошлины способствуют ограничению вывоза из страны товаров, необходимых для развития ее экономики, преодолению односторонней ориентации экспорта на вывоз сырья и продуктов первичной обработки и, соответственно, стимулированию экспорта высокотехнологичных товаров.
Из налогов в контексте ст.194 УК РФ имеют значение не все их виды и объемы, а лишь те, взимание которых в ограниченных пределах возложено на таможенные органы (это еще раз подтверждает правильность отнесения рассматриваемого деяния к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности, применительно к которой таможенные органы выступают в роли основного контролера). К таковым относится, прежде всего, налог на добавленную стоимость (НДС). Экспортируемые товары от НДС освобождаются. Им облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Помимо фискальной НДС выполняет функцию регулирования внешнеэкономической деятельности путем создания равных условий для конкуренции импортных и отечественных товаров на внутреннем рынке.
Акцизы (косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров) взимаются как с импортируемых, так и экспортируемых товаров. Их перечень определяется законом и включает спирт и спиртосодержащую продукцию, табачные, ювелирные изделия, нефть, бензин и некоторые другие товары. Акцизы составляют значительную долю в таможенных платежах и являются весомым пополнением бюджета.
Наконец, таможенные платежи включают таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, за таможенное оформление, за выдачу лицензий и квалификационных аттестатов таможенными органами, за хранение товаров, платы за информирование и консультирование, участие в таможенных аукционах (ст.110 ТК РФ)*(2).
Таковы качественные признаки предмета рассматриваемого преступления. Его количественная характеристика выражается суммой неуплаченных таможенных платежей. Уголовно наказуемым считается лишь такое уклонение, при котором сумма неуплаченных платежей превышает 1000 МРОТ (крупный размер). Квалифицирующим количественным признаком является особо крупный размер - свыше 3000 МРОТ (п.2 ч.2 ст.194 УК РФ).
Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в неуплате таможенных платежей в полном объеме или частично. Ее характеристика дана в законе довольно лаконично- с использованием термина "уклонение", который неоднократно употребляется в диспозициях норм, включенных в гл.22 УК РФ, и содержание которых ни в уголовном, ни в иных отраслях законодательства не раскрывается, что создает определенные трудности для правоприменительной практики.
К толкованию данного термина в его уголовно-правовом значении обращались различные авторы*(3). Представляется обоснованной исходная позиция их рассуждений о том, что "уклонение" означает не только само деяние (действие или бездействие), но и его результат, и определение уклонения от уплаты таможенных платежей как предусмотренного и запрещенного уголовным законом общественно опасного умышленного деяния, направленного на полную или частичную неуплату в установленный срок предписанных в соответствии с законом таможенных платежей*(4).
Конкретно уклонение от уплаты таможенных платежей выражается в том, что лицо, обязанное их внести, сообщает в таможенной декларации, транспортных, товаросопроводительных и иных документах, используемых для таможенного оформления, недостоверные сведения о стоимости или стране происхождения товаров, о таможенном режиме либо совершает иные действия, направленные на необоснованное (незаконное) освобождение от этих платежей или их занижение.
Срок уплаты таможенных платежей определяется в соответствии со ст.119, 121 ТК РФ.
Преступление считается оконченным с момента получения виновным полного или частичного освобождения от уплаты таможенных платежей.
Сказанное позволяет рассматривать состав преступления как формально-материальный*(5), а не формальный*(6).
При определении признаков субъекта данного преступления недостаточно, как это иногда делается, указывать на то, что это физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет (что, в принципе, правильно, но не проясняет до конца сути дела)*(7). Необходимо обратиться к другим юридическим признакам субъекта. В частности, указать, что субъектом преступления выступают плательщики таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Применительно к организациям это руководители, главный бухгалтер, иные служащие, включающие в документы ложные сведения, позволяющие уклониться от уплаты таможенных платежей, и другие лица (владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д.).
Специфические признаки субъекта рассматриваемого преступления раскрываются также через понятия "налогоплательщик", "налоговый резидент", "декларант" (ст.11 НК РФ, ст.118 ТК РФ и др.).
Субъектом данного преступления могут быть как граждане РФ, так и иностранцы, лица с двойным гражданством, лица без гражданства.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что законом на него возложена обязанность уплатить таможенные платежи, и пренебрегает этой обязанностью, не исполняет ее, желает уклониться от уплаты платежей, понимая, что это причиняет вред объекту посягательства. Цели и мотивы уклонения так или иначе связаны с корыстью, стремлением к получению материальной выгоды (лично для виновного, для представляемой им организации, для третьих лиц). Обязательными признаками субъективной стороны данного преступления они не являются и, следовательно, на квалификацию содеянного не влияют, однако учитываются при определении меры наказания.
В заключение необходимо отметить, что первоначальная редакция ст.194 УК РФ претерпела довольно значительные изменения, в целом продиктованные потребностями правоприменительной практики. Эти изменения коснулись прежде всего перечня квалифицирующих признаков: вместо одного (неоднократность совершения) их стало четыре. Добавились совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; лицом, ранее судимым по ст.194, 198, 199 УК РФ, а также в особо крупном размере. О том, насколько эти изменения оправданны, можно судить по следующему примеру: по одному уголовному делу, возбужденному Томской таможней в 1998 г., размер уклоненных от уплаты таможенных платежей превысил МРОТ в 23259 раз*(8)!
Изменения, внесенные в диспозицию ст.194 УК РФ, сочетались с усилением строгости санкций и, соответственно, изменением категории преступления - совершенное при квалифицирующих признаках, оно стало относиться к преступлениям не небольшой, а средней тяжести (максимальное наказание - лишение свободы на срок до 5 лет).
С.П. Дорожков,
специалист по уголовному праву,
доцент кафедры адвокатуры и прав человека
института международного права и экономики
им. Грибоедова, кандидат юридических наук
"Право и экономика", N 2, февраль 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Кучеров И.И. Налоговые преступления. - М., 1997. - С.57.
*(2) См.: Ларичев В.Д., Гильмутдинова Н.С. Таможенные преступления. Уклонение от уплаты таможенных платежей. - М., 2001. Как отмечают авторы, "современное законодательство России не проводит четкого разграничения между понятиями "налог", "сбор", "обязательный платеж", "пошлина", ограничиваясь общей констатацией".
*(3) См.: Яни П.С. Уголовная ответственность за таможенные правонарушения. // Закон. - 1995. - N 3. - С.94.
*(4) Ларичев В.Д., Гильмутдинова Н.С. Указ. соч. - С.143, 144.
*(5) Там же. - С.145.
*(6) См.: Акоев К.Л., Пинкевич Т.В. Уголовное право России. Общая и Особенная части. - С.199.
*(7) См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. - М., 1998. - С.48.
*(8) Ларичев В.Д., Гильмутдинова Н.С. Указ. соч. - С.155.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст.194 УК РФ)
Автор
С.П. Дорожков - специалист по уголовному праву, доцент кафедры адвокатуры и прав человека института международного права и экономики им. Грибоедова, кандидат юридических наук
Родился 14 октября 1952 г. в Московской обл. В 1986 г. окончил Академию МВД СССР по специальности "Юриспруденция". В 1978-1999 гг. служил в Министерстве внутренних дел.
Имеет несколько публикаций на юридические темы.
"Право и экономика", 2003, N 2