г. Краснодар |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А63-13279/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального унитарного предприятия "Жилищно-Эксплуатационный участок N 14" (ИНН 2635058399, ОГРН 1022601671633), заинтересованного лица - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Нещадимовой Нины Николаевны, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилищно-Эксплуатационный участок N 14" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.01.2018 (судья Галушка В.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-13279/2017, установил следующее.
МУП "Жилищно-Эксплуатационный участок N 14" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании недействительным и отмене предписания от 17.05.2017 N 3730 в части замены оборудования в теплоузле (замена бойлера).
Определением от 09.10.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Нещадимову Нину Николаевну.
Решением суда от 19.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.04.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что обжалуемое предписание вынесено управлением на основании норм действующего законодательства, не содержит выводов, противоречащих закону или нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 19.01.2018 и постановление апелляционной инстанции от 12.04.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, имеющиеся в материалах дела документы не полностью исследованы и оценены судом. Так, не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела паспорту готовности к отопительному периоду 2017/2018, акту проверки от 03.08.2017, акту промывки трубопроводов от 05.06.2017, акту установки дроссельных шайб от 05.06.2017, акту гидравлических испытаний от 05.06.2017, паспорту теплового пункта по ул. Пирогова, 64/5, акту обследования теплового пункта и информации АО "Теплосеть" о температурных параметрах. В материалы дела не представлены доказательства неудовлетворительного технического состояния бойлера в многоквартирном доме (далее - МКД) по ул. Пирогова, 64/5 в г. Ставрополе, требующего его ремонта (замены). Управление не рассматривало вопрос о неработоспособности бойлера и нарушении предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению. Собственники МКД по ул. Пирогова, 64/5 не согласовали в соответствии с пунктом 2.3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 22.09.2003 N 170, (далее - Правила N 170) план текущего ремонта. Ответственность предприятия за проведение соответствующих работ наступает с момента принятия собственниками на общем собрании решения об их выполнении с учетом предложений предприятия и определением объемов, сроков выполнения и порядка финансирования этих работ.
В отзыве на кассационную жалобу управление и Нещадимова Нина Николаевна считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании поступившего обращения гражданки Нещадимовой Н.Н. (председатель совета МКД по ул. Пирогова, 64/5) управлением в отношении предприятия 17.05.2017 проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления государственного лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению МКД N 64/5 по ул. Пирогова, в ходе которой выявлены нарушения Правил N 170: пунктов 5.3.2 и 5.8.3 (периодически возникающие порывы на трубопроводах горячего водоснабжения), а также пунктов 5.2.1 и 5.2.9 (для устранения выявленных неисправностей системы горячего водоснабжения требуется замена оборудования в теплоузле).
Согласно плану-графику, утвержденному предприятием, работы по ремонту теплоузла (замена бойлера) запланированы на 3 квартал 2017 года.
Предприятию выдано предписание от 17.05.2017 N 3730, которым предписано в срок до 24.08.2017 организовать систематическое наблюдение за исправностью трубопроводов горячего водоснабжения, а в случае выявления нарушений - принять необходимые меры по устранению неисправностей, а также устранить выявленные неисправности в системе горячего водоснабжения согласно утвержденному предприятием на 3 квартал 2017 года плану работ.
Не согласившись с вынесенным предписанием в оспариваемой части, предприятие обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.
Отказывая предприятию в удовлетворении заявленных требований, и признавая оспариваемое предписание законным и обоснованным, судебные инстанции правомерно руководствовались частью 1 статьи 161 (управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам), пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность).
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 10 Правил N 491 содержание общего имущества в МКД должно осуществляться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в МКД, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу пункту 5.2.1. Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.
Из пункта 5.2.9 Правил N 170 следует, что обнаруженные неисправности систем отопления должны заноситься в журнал регистрации. Вид проведенных работ по устранению неисправностей отмечается в журнале с указанием даты и фамилий персонала, проводившего ремонт. Выявленные дефекты в системе отопления должны учитываться при подготовке системы к следующему отопительному сезону.
Пунктом 5.3.2 Правил N 170 закреплено, что инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.
На основании пункта 5.8.3 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что предприятие является лицом, ответственным за содержание и ремонт МКД по ул. Пирогова, 64/5 на основании договора управления от 15.08.2011, в соответствии с пунктом 2.1 которого оно приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, однако в ходе внеплановой выездной проверки управление установило несоблюдение управляющей компанией указанных требований Правил N 170. Как следует из пояснений самого предприятия (т. 1, л. д. 166 - 167), необходимость замены бойлера установлена им еще при осмотре 20.03.2016, подтверждена через год при осмотре 20.03.2017.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в МКД, а также предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и не в полном объеме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором управления.
Предприятие, обслуживая спорный МКД и получая в соответствии с договорными обязательствами плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию и ремонту дома, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Таким образом, именно предприятие несет ответственность за невыполнение указанных требований и правил.
Как правильно указали судебные инстанции, в нарушение действующего жилищного законодательства предприятие не выполнило возложенную на него обязанность, что подтверждается имеющимися материалами дела, а не соответствующие фактическим обстоятельствам дела утверждения предприятия о причинах невыполнения своих обязанностей не могут служить оправданием заявителя при невыполнении своих обязанностей и основанием освобождения от ответственности.
Таким образом, устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества МКД и носит обязательный для предприятия характер в силу договора на предоставление услуг и (или) выполнения работ по содержанию общего имущества и направлено на поддержание технического состояния дома требованиям и нормам действующего законодательства. Данное обстоятельство предприятием не оспаривается.
Проверив ссылку предприятия на представленные в материалы дела паспорт готовности к отопительному периоду 2017/2018, акт проверки от 03.08.2017, акт промывки трубопроводов от 05.06.2017, акт установки дроссельных шайб от 05.06.2017, акт гидравлических испытаний от 05.06.2017, паспорт теплового пункта по ул. Пирогова, 64/5, акт обследования теплового пункта и информации АО "Теплосеть" о температурных параметрах, судебные инстанции правомерно указали следующее.
В соответствии с пунктами 2.6 - 2.6.10 "Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации" и Правилами N 170 целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
План-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103 (далее - Приказ N 103), паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к указанным Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Во исполнение требований по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии, в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: 1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; 2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; 3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению; 4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; 5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; 6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; 7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов и т.д.
С учетом изложенных выше требований и норм жилищного законодательства, в том числе установленных сроков, управлением выдано предприятию предписание от 17.05.2017 N 3730, для устранения выявленных в ходе проверки нарушений, в соответствии со сроками, установленными Правилами N 170 и Приказом N 103. Тем более, что после исполнения обжалуемого предписания и проведения всех необходимых работ по замене оборудования в теплоузле МКД, а именно работ по ремонту теплоузла (замене бойлера) в МКД, предприятию в установленный законодательством срок необходимо предоставить акт ввода в эксплуатацию бойлера, согласованный с АО "Теплосеть", для дальнейшей подготовки паспорта готовности данного МКД к эксплуатации в осенне-зимний период.
Как правильно указали судебные инстанции, в рассматриваемом случае совершенное предприятием правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере эксплуатации жилищного фонда. Государственный контроль в сфере эксплуатации жилищного фонда направлен на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан.
Исследовав и оценив представленные в материалы документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что у управления имелись основания для выдачи предприятию оспоренного предписания.
С учетом изложенного суды правомерно отказали предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.01.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018 по делу N А63-13279/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.