г. Краснодар |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А32-48689/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Костюк О.А. (доверенность от 19.01.2018), от заинтересованного лица - ООО "Ространсавто" (ИНН 2373001466, ОГРН 1122373001145) - Дынько А.П. (доверенность от 02.04.2018), рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 (судьи Попов А.А., Галов В.В., Сулименко О.А.) по делу N А32-48689/2017, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Ространсавто" (далее - общество) о взыскании 558 612 рублей субсидии в доход краевого бюджета.
Решением суда от 24.01.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.03.2018, департаменту отказано в удовлетворении иска. Судебные акты мотивированы тем, что субсидия для возмещения затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) направлена по целевому назначению. Не установлены обстоятельства, подтверждающие нецелевое использование субсидии, а также выдачу субсидии лицу, не имеющему права на ее получение. При условии доказанности целевого использования субсидии нарушение обществом срока предоставления отчетности не является достаточным основанием для истребования у него суммы предоставленной субсидии.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель кассационной жалобы указывает, что в рамках рассматриваемого дела департамент привлекает общество к гражданской ответственности, вытекающей из договорных отношений. Общество не представило доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение условий договора субсидирования.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 01.01.2014 по 31.12.2015 осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В сентябре 2014 года общество обратилось в Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (правопредшественник департамента) с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования), предоставив документы по договорам финансовой аренды (лизинга) от 17.02.2014 N ОВ/Ф-10592/-01-01 от 27.03.2014 N ОВ/Ф-10592-02-01, заключенным с ЗАО "Сбербанк Лизинг" и от 24.05.2013 N Р13-10520-ДЛ, от 31.07.2013 N Р13-18197-ДЛ, заключенным с ОАО "ВЭБ-лизинг".
Уполномоченный орган, приняв решение о признании общества прошедшим отбор субъектов малого и среднего предпринимательства и о предоставлении ему бюджетных средств в форме субсидий, заключил с обществом договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства от 23.12.2014 N 31/14С.
Субсидия в сумме 2 046 251 рубля рублей перечислена обществу 24.12.2014 (платежное поручение от 24.12.2014 N 7454). Объем средств, согласованных уполномоченным органом для расчета суммы субсидии по договору от 27.03.2014 N ОВ/Ф-10592-02-01, составил 558 612 рублей.
Общество 03.08.2017 представило в департамент отчетную документацию.
Посчитав нарушенным обществом срок представления отчетности по договору финансовой аренды (лизинга) от 27.03.2014 N ОВ/Ф-10592-02-01, департамент направил обществу уведомление от 29.08.2017 N 333-5614/17-03-03 о необходимости возврата субсидии в размере 558 612 рублей.
В связи с отказом общества возвратить спорные денежные средства в добровольном порядке департамент обратился с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции, отказывая департаменту в удовлетворении заявленного требования, исследовали и оценили представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом условий договора субсидирования, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 16, 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", положениями Порядка субсидирования, приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы"" (далее - приказ N 167), сочли отсутствующими основания для возврата обществом полученных денежных средств (субсидии).
Суд учел, что подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом N 167 и приказом Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" Государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - приказ N 168).
Согласно пункту 1.1 приказа N 167, подпунктам 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования, субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, перечисленных в этом подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Из пункта 1.2 приказа N 167 следует, что субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Информация, предусмотренная в настоящем подпункте, должна быть заверена субъектом малого и среднего предпринимательства и организацией-лизингодателем.
Пунктом 1.3 приказа N 167 установлено, что субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в уполномоченный орган. Информационное письмо должно быть подписано субъектом малого и среднего предпринимательства и заверено печатью (при наличии).
Отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1.4 приказа N 167, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 1.4 приказа N 167).
Отчетная документация, указанная в пункте 1, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте (пункт 1.5 приказа N 167).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции установили, что договор финансовой аренды (лизинга) от 27.03.2014 N ОВ/Ф-10592-02-01, заключенный обществом с ЗАО "Сбербанк Лизинг", исполнен в полном объеме, денежные средства по контрактам выплачены полностью (акты приема-передачи предмета лизинга в собственность от 03.04.2017, договор купли-продажи от 03.04.2017 N ОВ/Ф-10592-02-01-ВЫК-01, паспорт транспортного средства 25 УМ 399859, свидетельства о регистрации транспортного средства 23 50 N 091394 с отметкой о переходе права собственности на предметы лизинга к обществу).
Таким образом, общество подтвердило целевое расходование спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга), переход права собственности на транспортные средства. Доказательства нецелевого использования субсидии, а также о ее выдаче лицу, не имеющему права на ее получение, в материалы дела не представлены.
Общество после внесения сведений о переходе права собственности на транспортные средства предоставило в департамент необходимую отчетную документацию, что подтверждается сопроводительным письмом от 03.08.2017.
Судебные инстанции учли, что требования департамента о предоставлении отчетности не являются условием предоставления субсидий. Непредставление обществом отчетности в установленный договором субсидирования срок не влечет обязанность последнего возвратить субсидию. В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии. Такие обстоятельства судом не установлены.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают. При указанных обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 по делу N А32-48689/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.