г. Краснодар |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А32-47269/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Костюк О.А. (доверенность от 19.0.2018), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Дормастер" (ИНН 2301064298, ОГРН 1072301003730), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2018 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 (судьи Чотчаев Б.Т., Маштакова Е.А., Нарышкина Н.В.) по делу N А32-47269/2017, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дормастер" (далее - общество) о взыскании 290 308 рублей субсидий в доход краевого бюджета.
Решением суда от 22.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что при условии доказанности целевого использования субсидии нарушение получателем субсидии срока предоставления отчетности не является достаточным основанием для истребования суммы субсидии.
Департамент обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.01.2018 и постановление апелляционной инстанции от 05.04.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что предоставление отчетности уполномоченному лицу является одним из условий предоставления субсидий, несоблюдение которого является основанием для возврата субсидии в краевой бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в сентябре 2014 года общество обратилось в департамент с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме), регламентированным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - Порядок субсидирования), и предоставило документы по договорам финансовой аренды (лизинга).
Приказом министерства от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" принято решение об утверждении списков субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий.
Департамент заключил с обществом договор от 23.12.2014 N 142/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования).
Субсидия в сумме 529 448 рублей перечислена обществу 29.12.2014 (платежное поручение от 29.12.2014 N 390687), в том числе по договору от 16.04.2014 N МИК-1535/2014, - 290 308 рублей.
Отчетные документы общество представило в департамент 10.07.2017.
Факт непредставления обществом в установленный срок отчетных документов по договору финансовой аренды (лизинга) послужил основанием для направления департаментом обществу уведомления от 21.08.2017 N 333-5377/17-03-03 о необходимости возврата субсидии в краевой бюджет.
В связи с отказом общества возвратить спорные денежные средства в добровольном порядке департамент обратился с иском об их взыскании в арбитражный суд.
Отказывая департаменту в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений договора субсидирования, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 16, 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", положениями Порядка субсидирования, приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы"" (далее - приказ N 167), исходили из отсутствия оснований для возврата обществом полученных денежных средств (субсидии).
Суды учли, что отчетные документы по договору финансовой аренды (лизинга) предоставлены в департамент 10.07.2017, то есть с нарушением срока предоставления, при этом правомерно указали, что требования департамента о предоставлении отчетности относятся не к условиям предоставления субсидий, а к порядку их предоставления, следовательно, нарушение указанных требований не может служить основанием для предъявления требований о возврате субсидии на основании пункта 1.11 Порядка субсидирования. Общество представило документальные доказательства, подтверждающие целевое расходование спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга). В материалы дела не представлены доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о нецелевом использовании субсидии, а также выдачи лицу, не имеющему права на ее получение.
Судебные инстанции правомерно указали, что нарушение обществом срока предоставления отчетности само по себе не является достаточным основанием для истребования у него суммы предоставленной субсидии.
Общество представило документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга). В таких условиях несвоевременное представление обществом отчетных документов по договору финансовой аренды (лизинга) не влечет обязанность общества возвратить субсидию.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2017 N 308-ЭС17-10954, от 16.10.2017 N 308-ЭС17-14238, от 19.12.2017 N 308-ЭС17-19018, от 26.12.2017 N 308-ЭС17-19888, от 11.01.2018 N 308-ЭС17-20352.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отказали департаменту в удовлетворении исковых требований о возврате в краевой бюджет 290 308 рублей субсидии.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 по делу N А32-47269/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.