г. Краснодар |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А32-30506/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Южный Бункерный Сервис" (ИНН 2315143655, ОГРН 1082315003462) - Ерошевской Ю.Л. (доверенность от 01.08.2017), от заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края - Карпова В.Г. (доверенность от 26.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2017 (судья Погорелова И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 (судьи Емельянов Д.В., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-30506/2017, установил следующее.
ООО "Южный Бункерный Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительными решений от 23.01.2017 N 1308 об отказе в возмещении полностью суммы акциза, заявленной к возмещению и N 93060 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 27.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2018, заявленные обществом требования удовлетворены, признаны незаконными и отменены решения инспекции от 23.01.2017 N 1308 и 93060. С инспекции в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что общество подтвердило свое право на применение вычета по акцизам, исчисленным в отношении операции по реализации, предусмотренной подпунктом 30 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.11.2017 и постановление апелляционной инстанции от 12.03.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что общество не подтвердило, что используемый для реализации нефтепродукт относится к средним дистиллятам по смыслу главы 22 Кодекса. В подтверждение реализации судового маловязкого топлива, относящегося к средним дистиллятам, общество представило сертификат качества от 28.02.2016 N R129000, из которого следует, что анализ осуществлялся лабораторией в отношении композитных проб, отобранных непосредственно лабораторией. При этом акты отбора контрольных проб к проверке не представлены, у инспекции отсутствовала возможность определить соответствие отобранных проб и представленного сертификата качества. Кроме того, из представленного сертификата следует, что в нарушение пункта 6.1 ГОСТа 2517-2012 проба нефтепродуктов разлита в пластиковые бутылки.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом в инспекцию 24.06.2016 первичной налоговой декларации за март 2016 года по акцизам, за исключением табачных изделий, в которой заявило право на возмещение 166 тыс. рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 10.10.2016 N 66278, и вынесены решения от 23.01.2017 N 93060 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 1308 об отказе в возмещении полностью за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу отказано в возмещении 166 тыс. рублей акциза на средние дистилляты.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 21.04.2017 N 22-12-560/1 оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба общества на решение инспекции от 23.01.2017 N 93060 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение инспекции - без изменения.
Считая незаконными решения инспекции от 23.01.2017 N 93060 и 1308, общество в соответствии со статьями 137, 138 Кодекса обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, судебные инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, обоснованно руководствовались следующим.
Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в главу 22 "Акцизы" Кодекса внесены изменения: в перечень объектов обложения акцизом, определенный в пункте 1 статьи 182 Кодекса, с 01.01.2016 введена реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза (подпункт 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса реализация на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах, признается объектом налогообложения акцизами.
В соответствии с пунктом 12 статьи 187 Кодекса налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса, определяется как объем в натуральном выражении средних дистиллятов, реализованных и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
На основании статьи 193 Кодекса налогообложение подакцизных товаров (средние дистилляты) с 01.01.2016 по 31.03.2016 осуществлялось по ставке 4 150 рублей за 1 тонну.
Пунктом 23 статьи 200 Кодекса установлено, что суммы акциза, исчисленные при совершении операций, указанных в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса, подлежат вычетам (при представлении документов в соответствии с пунктом 23 статьи 201 Кодекса).
В случае подтверждения совершения организацией операций по реализации средних дистиллятов, предусмотренных в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса, сумма вычета определяется с применением коэффициента, равного 2. В иных случаях выбытия (использования) средних дистиллятов сумма вычета определяется с применением коэффициента, равного 1.
Инспекция отказала вычете акциза по операциям, предусмотренным подпунктом 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса, и признала неправомерным применение налогового вычета по акцизам с коэффициентом 2 в сумме 332 тыс. рублей в отношении потребленного судового маловязкого топлива судами и неправомерное возмещение из бюджета 166 тыс. рублей акцизов в связи с отсутствием подтверждения, что используемое судовое маловязкое топливо относится к средним дистиллятам в соответствии понятием, приведенным в главе 22 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 Кодекса в целях исчисления акцизов средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, за исключением прямогонного бензина, автомобильного бензина, дизельного топлива, бензола, параксилола, ортоксилола, авиационного керосина, одновременно соответствующие следующим физико-химическим характеристикам:
- плотность не менее 750 кг/куб. м и не более 930 кг/куб. м при температуре 20 градусов Цельсия;
- значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), находится в диапазоне не ниже 215 градусов Цельсия и не выше 360 градусов Цельсия.
Из изложенного следует, что нефтепродукт в целях исчисления акцизов относится к средним дистиллятам только в случае полного соответствия его технических характеристик указанным в данном определении. В случае несоответствия хотя бы одной технической характеристики данному определению нефтепродукт в целях исчисления акцизов к средним дистиллятам не относится.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество в рамках заключенного с иностранным покупателем "ЛАТРЕЙБ ЛТД." контракта на поставку судовых припасов от 12.12.2013 N 02 погрузило топливо судовое маловязкое в качестве припасов на борт судна "IKARIA ANGEL" с борта бункеровщика т/х "Кери", что подтверждается бункерной распиской от 29.02.2016 N 01/К.
Товар оформлен и вывезен с территории Таможенного союза, что подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспаривается инспекцией.
Судовое маловязкое топливо общество приобрело у поставщика ООО "ИНТЭК-М", что подтверждается представленными в инспекцию договором поставки нефтепродуктов от 20.06.2014 N 82/14, с учетом приложения к договору от 11.01.2016; счетом-фактурой от 09.02.2016 N ИН0209-001; товарной накладной от 09.02.2016 N ИН0209-001; ж/д накладной ЭЛ 678012.
Из представленных в материалы дела документов следует, что производителем топлива является ОАО "Газпром нефтехим Салават", отгрузившее топливо в адрес ООО "ИНТЭК-М" с привлечением в качестве оказания услуг по приемке, перевозке, хранению ООО "Югнефтепром".
Право собственности на поставляемую продукцию перешло к обществу в момент прибытия на ж\д станцию назначения. Услуги перевалки/погрузки топлива на судно осуществлены силами контрагента ООО "НТК". Услуги бункеровщика оказаны ООО "Эра", включенным в реестр поставщиков бункерного топлива и в собственности которого находится используемый обществом, в целях получения налогового вычета по средним дистиллятам, объект - теплоход "Кери". Указанные факты не оспариваются.
Поставщик представил паспорт качества N 4763 реализованного товара, в котором отсутствовали физико-химические показатели топлива - плотность при температуре 20 градусов Цельсия и значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба).
Для определения вышеуказанных физико-химических характеристик товара общество обратилось к независимому сюрвейеру АО "Росинспекторат-Р", которое 28.02.2016, перед отгрузкой товара в адрес иностранного покупателя, произвело определение качественных характеристик топлива судового маловязкого непосредственно в танках теплохода "Кери".
На основании выданного сюрвейером сертификата (инспекции) качества от 28.02.2016 N R 129000, общество отнесло данный товар к подакцизному (средним дистиллятам) и исчислило сумму акциза по операции, предусмотренной подпунктом 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса.
Судебные инстанции, изучив представленные в материалы дела доказательства (договор поставки нефтепродуктов от 20.06.2014 N 82/14, с учетом приложения к договору от 11.01.2016, счет-фактуру от 09.02.2016 N ИН0209-001, товарную накладную от 09.02.2016 N ИН0209-001, ж/д накладную ЭЛ 678012, ДТ N 10006021/220316/0002673 с отметкой таможенного органа, сертификат качества от 28.02.2016 N R 129000, контракт на поставку судовых припасов и бункерную расписку от 29.02.2016 N 01/К на погрузку СМТ), пришли к правомерному выводу о том, что общество представило безусловные доказательства того, что судовое маловязкое топливо соответствует средним дистиллятам.
Суды учли, что приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 231 утверждена Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения (далее - Иинструкция), которая устанавливает единые требования к организации и проведению работ по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов при приеме, хранении, транспортировании и их отпуске в организациях нефтепродуктообеспечения.
Требования инструкции обязательны для применения организациями нефтепродуктообеспечения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими технологические операции с нефтепродуктами по их приему, хранению, транспортированию и отпуску.
Так, согласно пункту 3.1 Инструкции контроль и обеспечение сохранения качества нефтепродуктов - комплекс мероприятий, осуществляемых при подготовке и проведении операций по приему, хранению, транспортированию и очистке нефтепродуктов с целью предотвращения реализации потребителям некондиционных нефтепродуктов.
Нефтепродукт, поступающий в организацию нефтепродуктообеспечения или отпускаемый организацией нефтепродуктообеспечения, сопровождается паспортом качества на партию (пункт 3.2 Инструкции).
Суды установили, что паспорт качества N 4763 на топливо судовое маловязкое не содержал сведения о физико-химических показателях товара, которые свидетельствуют об отнесении данного товара к средним дистиллятам, поскольку данные показатели не нормируются в соответствии с требованиями стандарта организации СТО 05766575-143-2014.
В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) подтверждение соответствия - это, в том числе, документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Согласно статье 31 Закона N 184-ФЗ, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Как видно из материалов дела, общество обратилось к сюрвейеру, лаборатория которого самостоятельно отобрала композитные пробы непосредственно в танке теплохода "Кери", проверив которые выдала обществу сертификат качества от 28.02.2016 N R 129000, где определена плотность товара при 20 градусов Цельсия - 0,8600 г/мл, 95% отгоняется при температуре 350 градусов Цельсия, что соответствует положениям подпункта 11 пункта 1 статьи 181 Кодекса. При этом данные, указанные в бункерной расписке, полностью соответствуют данным паспорта качества N 4763 и данным бункерной расписки.
Отклоняя довод общества об отсутствии у общества акта отбора проб нефтепродукта, который должен составляться в соответствии с требованиями постановления Госстандарта Российской Федерации от 08.10.1998 N 78 "Об утверждении и введении в действие "Правил проведения сертификации нефтепродуктов" (далее -Правила), судебные инстанции правомерно указали, что названные Правила могут быть использованы для проведения добровольной сертификации продуктов переработки нефти, горюче-смазочных материалов на нефтяной и синтетической основе.
При этом, как правильно указали судебные инстанции, Правила устанавливают процедуру и порядок проведения обязательной сертификации нефтепродуктов, проводимой органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
В соответствии с положениями Закона N 184-ФЗ добровольная сертификация - это добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Как видно из материалов дела, общество не осуществляло мероприятия по добровольной сертификации товара, а лишь обратилось в АО "Росинспекторат-Р" с целью определения качественных характеристик товара, которые отсутствовали в паспорте качества. Доказательств обратного инспекция в материалы дела не представила.
Проверив ссылку инспекции на пункт 3.5 Правил, согласно которому пробы нефтепродуктов для испытаний отбираются в соответствии с требованиями ГОСТ 2517-2012 "Межгосударственный стандарт. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб", при этом отбор проб оформляется актом в соответствии с приложением 5, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что ГОСТ 2517-2012 приложения 5 не содержит, поэтому требование о составлении акта отбора проб не основано на требованиях законодательства.
В соответствии с Инструкцией испытания нефтепродуктов в зависимости от их назначения подразделяют на приемосдаточные, контрольные, в объеме требований нормативного документа и арбитражные (объемы приемо-сдаточного и контрольного анализа нефтепродуктов приведены в приложении N 2).
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции акт отбора проб оформляется комиссией и для обеспечения учета контрольных операций при определении качества нефтепродуктов. При этом в приложении N 2 к Инструкции указаны объемы проб только на топливо дизельное моторное и печное бытовое, средние дистилляты в приложении не указаны.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1447-ст введен в действие в качестве национального стандарта в Российской Федерации с 01.03.2014 межгосударственный стандарт ГОСТ 31873-2012 "Нефть и нефтепродукты, методы ручного отбора проб" (далее - Стандарт).
Действие указанного стандарта распространяется на методы ручного отбора проб нефти и нефтепродуктов в жидком, полужидком или твердом состоянии из резервуаров, трубопроводов, барабанов, бочек, бидонов, труб, мешков, котлов и открыто выгружаемых потоков.
В соответствии с пунктом 5.4 Стандарта для отбора проб и хранения газойля, дизельного топлива, нефтяного топлива (дистиллятного или мазутного) и смазочных масел могут использоваться пластиковые бутылки, изготовленные из подходящего материала, могут быть использованы для отбора проб.
Таким образом, ГОСТ 31873-2012 устанавливает правила отбора нефтепродуктов ручным методом и разрешает отбор проб в пластиковые бутылки.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция не привела соответствующих доказательств того, что отбор проб в пластиковые бутылки привел к недостоверным результатам при их обработке.
Отклоняя довод инспекции о том, что в бункерной расписке указана плотность нефтепродукта при температуре 15 градусов Цельсия, вместо установленных в подпункте 11 пункта 1 статьи 181 Кодекса 20 градусов Цельсия, судебные инстанции установили, что в соответствии с требованиями контракта и обычаями делового оборота в бункерной расписке указываются те физико-химические параметры топлива, которые являются существенными для сторон контракта. Форма бункерной расписки согласуется сторонами контракта.
Вместе с тем, Кодексом не регулируется содержание бункерных расписок, являющихся товаросопроводительными документами.
Минфин России в письме от 07.02.2017 N 03-13-08/6513 указал, что согласно Межгосударственному стандарту 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности" плотность нефтепродуктов определяется при температуре 20 градусов Цельсия. При этом для нефтепродуктов, предназначенных на экспорт, допускается пересчитывать измеренную плотность на плотность при 15 градусов Цельсия в соответствии с обязательным Приложением 2 к указанному стандарту.
В целях исчисления акцизов на средние дистилляты может использоваться фактический показатель плотности, указанный по результатам лабораторных испытаний в паспорте качества нефтепродуктов.
Таким образом, обществом документально подтверждено соответствие нефтепродукта подпункту 11 пункта 1 статьи 181 Кодекса, ввиду чего заявленные требования обоснованно удовлетворены судом.
В свою очередь инспекция не представила доказательства того, что средние дистилляты, реализованные обществом, не могли одновременно обладать характеристиками, указанными в паспорте качества от 26.01.2016 N 4763 и сертификате качества от 28.02.2016 N R 129000.
Из указанных документов также не следует, что в них имеются какие-либо противоречия, поскольку они содержат различные характеристики вещества (средних дистиллятов), полученные при разных физических условиях (температурах).
Как следует из описи документов от 24.06.2016, общество вместе с декларацией по акцизам представило в инспекцию все документы, поименованные в пункте 23 статьи 201 Кодекса.
Представленные обществом документы подтверждают реальное осуществление хозяйственных операций с ООО "Интек М" и не свидетельствуют о создании формального документооборота в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что представленными документами подтверждается обоснованность применения обществом вычета по акцизам, исчисленным в отношении операции по реализации, предусмотренной подпунктом 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 по делу N А32-30506/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.