Определение Верховного Суда РФ от 10 июля 2023 г. N 301-ЭС23-10250 по делу N А82-19898/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Благодать" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.02.2023 по делу N А82-19898/2021
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Благодать" (далее - ЖСК "Благодать", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Ярославля (далее - КУМИ, Комитет) о признании незаконным, оформленного письмом от 19.11.2021 N 01-16/10334, отказа в проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка площадью 3075 квадратных метров, расположенного по адресу: город Ярославль, Малая Пролетарская, кадастровый номер 76:23:040602:209, согласно заявлению ЖСК "Благодать" от 15.11.2021.
Делу присвоен номер А82-21105/2021.
ЖСК "Благодать" также обратился в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к КУМИ об обязании совершить действия по подготовке и проведению аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка площадью 3075 квадратных метров, расположенного по адресу: Ярославская область, город Ярославль, улица Малая Пролетарская, кадастровый номер 76:23:040602:209, согласно заявлению ЖСК "Благодать" от 15.11.2021.
Делу присвоен номер А82-19898/2021.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 24.01.2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела N А82-19898/2021 и N А82-21105/2021, делу присвоен номер А82-19898/2021.
Заявленные требования основаны на статье 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что оспоренное решение является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "МСИ" (далее - ООО "МСИ").
постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.02.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлен закрытый перечень оснований к отказу в проведении аукциона в отношении земельного участка.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса процедура рассмотрения заявления включает проверку уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В данном случае суды применили закон, не подлежащий применению - статью 39.33 Земельного кодекса, не применили закон, подлежащий применению - подпункт 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса, неправильно истолковали пункт 8 статьи 39.11 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, Комитет выдал Кооперативу разрешение от 15.05.2019 N 129 на использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, согласно которому ЖСК "Благодать" разрешается использование земельного участка в кадастровом квартале 76:23:040602 площадью 342 квадратных метра, расположенного в районе 2-го Толчковского переулка, в Красноперекопском районе города Ярославля в целях размещения элементов благоустройства (парковочные места, озеленение).
Срок действия разрешения - до 03.04.2022.
Также 23.07.2019 Комитет выдал Кооперативу разрешение N 262 на использование земельного участка в кадастровом квартале 76:23:040602 площадью 7 квадратных метра, расположенного по адресу: улица Малая Пролетарская, за домом 58 в Красноперекопском районе город Ярославля в целях размещения элементов благоустройства (контейнерная площадка), срок действия указанного разрешения до 22.05.2022.
ЖСК "Благодать" обратилось в КУМИ с заявлением от 15.11.2021 о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 76:23:040602:209 либо права заключения договора аренды указанного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного по адресу: город Ярославль, улица Малая Пролетарская, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для объектов благоустройства".
Комитет письмом от 19.11.2021 N 01-16/10334 отказал в проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды указанного земельного участка.
В обоснование отказа КУМИ указал на то, что Кооператив вправе обратиться за разрешением на использование земель, так как статьей 39.33 Земельного кодекса предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", в том числе, для размещения элементов благоустройства территории.
Постановлением Правительства Ярославской области от 02.04.2015 N 366-п утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на территории Ярославской области.
Согласно указанному Порядку размещение объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, выданного органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Полагая, что указанный отказ Комитета нарушает права Кооператива и является незаконным в силу правовой неопределенности во взаимоотношениях, ЖСК "Благодать" обратился в Арбитражный суд Ярославской области.
Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из следующего.
Согласно пунктам 1, 4, 8, 24 статьи 39.11 Земельного кодекса решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной, муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан, юридических лиц (пункт 1).
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать, не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 этой статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 этого пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 этой статьи;
8) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (пункт 4).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 этой статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на пункт 24).
Мэрия города Ярославля постановлением от 18.06.2018 N 814 утвердила проект планировки и проект межевания территории, ограниченной 2-й Закоторосльной набережной, 2-м Толчковским переулком, улицей Большой Федоровской, проспектом Толбухина в Красноперекопском районе. В соответствии с указанным проектом межевания сформирован земельный участок площадью 3 075 квадратных метров с кадастровым номером 76:23:040602:209 с видом разрешенного использования "магазины", "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))".
Постановлением мэрии города Ярославля от 19.11.2021 N 1068 утвержден Проект межевания территории, ограниченной проспектом Толбухина, улицей Большой Федоровской, Которосльным переулком, 2-й Закоторосльной набережной в Красноперкопском районе города Ярославля. Перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования, вид разрешенного использования приведены в таблице 1 (объекты торговли, торгово-развлекательные центры (комплексы)) в Приложении 6 к постановлению мэрии от 19.11.2021 N 1068. В соответствии с данным приложением земельный участок планируемой площадью 18810 квадратных метров возможно образовать путем перераспределения земельных участков 76:23:040602:197, 23:040602:209,76:23:040602:196.
Кировский районный суд города Ярославля решением от 22.02.2022 по делу N 2а-4603/2021, вступившим в законную силу, отказал в удовлетворении иска ЖСК "Благодать" о признании недействующей документации по планировке территории, утвержденной постановлением мэрии город Ярославля N 1068 от 19.11.2021.
Проект планировки и межевания территории утвержден в рамках реализации изменений в Генеральный план города Ярославля, внесенных решением муниципалитета города Ярославля от 08.04.2021 N 497. Решением Ярославского областного суда от 07.09.2021 по делу N 3а-435/2021, вступившим в законную силу, административным истцам было отказано в удовлетворении требований о признании недействующим в части Генерального плана города Ярославля (в части изменений, внесенных решением муниципалитета города Ярославля N 497 от 08.04.2021).
Указанными решениями суда, в частности, признано законным установление общественно-деловой зоны на территории, прилегающей к земельным участкам с кадастровыми номерами 76:23:040602:190, 76:23:040602:197, 76:23:040602:201, 76:23:040602:203, 76:23:040602:207, 76:23:040602:208, площадью 3592 квадратных метра, которая до указанных изменений относилась к жилой функциональной зоне.
Как следует из заявления Кооператива от 12.11.2021, цель использования испрашиваемого им в аренду земельного участка: "благоустройство территории".
Приняв во внимание цель использования испрашиваемого Кооперативом в аренду земельного участка и судебные акты судов общей юрисдикции, которыми установлена законность градостроительной документации в отношении спорного земельного участка, суды признали обоснованным отказ Комитета в проведении аукциона.
Согласно пункту 1 статьи 39.33 Земельного кодекса и постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" без предоставления земельных участков и установления (публичного) сервитута земельные участки могут использоваться для размещения элементов благоустройства.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса предусмотрено, что порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на территории Ярославской области, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 02.04.2015 N 366-п, размещение объектов благоустройства осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, выданного органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Утвержденная в установленном порядке документация по планировке спорной территории предполагает переформирование спорного земельного участка и изменение вида его разрешенного использования на такой как "магазины, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))", что не соответствует планируемой заявителем цели его использования - размещение объектов благоустройства.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы Жилищно-строительного кооператива "Благодать" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 10 июля 2023 г. N 301-ЭС23-10250 по делу N А82-19898/2021
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8021/2022
01.09.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5587/2022
07.07.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2915/2022
04.05.2022 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-19898/2021
04.04.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-807/2022