г. Краснодар |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А32-37614/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Вострикова А.С. (доверенность от 07.03.2018), от заинтересованного лица - акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821) - Гучетля А.А. (доверенность от 30.12.2017), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2017 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р) по делу N А32-37614/2017, установил следующее.
Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее - общество, энергосбытовая организация) к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 23.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2018, суд привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса в виде 300 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного управлением требования. По мнению общества, в его действиях отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку общество фактически исполнило предписание управления, о чем специализированной организацией выдано экспертное заключение. Суды не учли, что энергосбытовая организация приняла все зависящие от нее меры для недопущения нарушений требований ГОСТа 32144-2013.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в ходе мероприятий по государственному надзору выдало обществу предписание от 20.09.2016 N 57 об устранении нарушений пункта 4.2.2. ГОСТа 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 32144-2013), сертификации электрической энергии при реализации через ТП-11, ТП-78 ПС 35/10 кВ "Кавказ" гражданам, проживающим в г. Курганинск, ул. Платановая. Срок устранения нарушения до 31.07.2017. Копия предписания 20.09.2016 вручена представителю общества по доверенности Столяровой В.А.
На основании приказа управления от 14.07.2017 N 01-30/766 в период с 03.08.2017 до 25.08.2017 административный орган провел проверку исполнения обществом предписания от 20.09.2016 N 57 об устранении выявленных нарушений, в ходе которой выявил нарушения, свидетельствующие о неисполнении обществом ранее выданного ему предписания.
Так в ходе испытаний установлены нарушения пункта 4.2.2. ГОСТа 32144-2013 при реализации (поставке, продаже) электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц поставляемой АО "НЭСК-электросети" ПАО "Кубаньэнерго" в соответствии с договором от 01.01.2007 N 13-ОД оказания услуг по передаче электрической энергии для реализации потребителям (гражданам, проживающим в г. Курганинск, ул. Платановая) по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям: Опора 22/93 (ранее опора 35/93) ВЛ 0,4 Кв, по ул. Платановая, 20, кв. 1 от ТП-78 фидер 7 (ранее фидер 2) - АО "НЭСК-электросети", ПС 35/10 кВ "Кавказ 1 с. ш. 10 кВ ф.КВ-5" - ПАО "Кубаньэнерго" (протокол испытаний показателей качества электрической энергии от 14.08.2017 N 0474-07-17 и заключение эксперта от 15.08.2017 N 4).
Факты выявленных нарушений управление зафиксировало в акте проверки от 25.08.2017 N 7-06/34-766, составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 25.08.2017 N 150 по части 15 статьи 19.5 Кодекса и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 15 статьи 19.5 Кодекса невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Объективной стороной вмененного обществу правонарушения является неисполнение указанными лицами в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом при проверке соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из системного толкования части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьи 34, части 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", раздела 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, Правил проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии, утвержденных постановлением Госстандарта России от 16.07.1999 N 36, следует, что общество как энергосбытовая организация обязано соблюдать, в том числе требования ГОСТа 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Суды в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу, материалы административного дела, материалы плановой проверки исполнения обществом предписания от 20.09.2016 N 57, протокол испытаний показателей качества электрической энергии от 14.08.2017 N 0474-07-17, экспертное заключение от 15.08.2017 N 4 и, установив, что общество в установленный предписанием управления срок (31.07.2017) не устранило допущенные нарушения, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 Кодекса.
При этом судебные инстанции обоснованно исходили из того, что относимые и допустимые доказательства, опровергающие выводы экспертного заключения от 15.08.2017 N 4, в материалах дела отсутствуют.
Доказательства признания незаконным предписания управления от 20.09.2016 N 57, а также наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства в области электроэнергетики и исполнению в срок предписания от 20.09.2016 N 57 в полном объеме, общество не представило.
При назначении обществу наказания суд учел отсутствие отягчающих ответственность общества обстоятельств, а в качестве смягчающего ответственность обстоятельств учел совершение правонарушения впервые и назначил обществу минимальное наказание, предусмотренное частью 15 статьи 19.5 Кодекса.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 и 4.5 Кодекса, соразмерно совершенному правонарушению, отвечает принципам юридической ответственности.
Доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А32-37614/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.