Досье на проект федерального закона
Приложение
к Решению Комитета
от 31.05.2023 г. N 44/1
Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 343102-8 "О старательской деятельности", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект направлен на создание правовых и организационных основ осуществления деятельности по добыче индивидуальными предпринимателями золота на неперспективных для промышленного освоения месторождениях.
Предлагается установить особенности правового регулирования отношений, связанных с добычей золота, направленные на повышение доступности старательской добычи для граждан, которые, как правило, не обладают теми материальными ресурсами и квалификацией, которые необходимы недропользователям при промышленной разработке месторождений.
Законопроектом вводится понятие "старательская деятельность", под которой понимается деятельность по поиску и добыче золота на старательских участках и частях водных объектов, осуществляемая старателями в соответствии с требованиями, установленными проектируемым Федеральным законом "О старательской деятельности" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Законопроектом предусматривается, что в течение трех лет со дня вступления в силу проекта федерального закона старательская деятельность может осуществляться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и территориях субъектов Российской Федерации (частях территорий субъектов Российской Федерации), относящихся к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации, а по истечении трех лет - на территориях иных субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предполагается использование специальной государственной информационной системы по предоставлению земельных участков гражданам Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа в целях обеспечения старательской деятельности и для самостоятельного выбора индивидуальными предпринимателями старательских участков по аналогии с "дальневосточным гектаром".
Основанием для осуществления старательской деятельности является разрешение на осуществление старательской деятельности, выданное органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за старательской деятельностью, а также договор безвозмездного пользования старательским участком на срок 3 года с возможностью продления такого договора на срок не более 3 лет по соглашению сторон.
Старатель может осуществлять старательскую деятельность только на одном старательском участке, при этом максимальная площадь предоставляемого старательского участка устанавливается высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации и не может превышать десять гектаров.
Законопроектом предусматриваются меры, направленные на защиту публичных интересов при осуществлении старательской деятельности, в том числе на охрану окружающей среды и защиту интересов других граждан.
Комитет обращает особое внимание, что перечни территорий, на которых допускается осуществление старательской деятельности, формируются по предложениям высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации и утверждаются уполномоченным федеральным органом по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере охраны окружающей среды, управления природными ресурсами, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом установленных законопроектом запретов на осуществление старательской деятельности на отдельных территориях.
Кроме того, законопроектом определяются ограничения на применение старателем отдельных средств (способов) осуществления старательской деятельности, устанавливается обязанность старателя осуществлять восстановление старательского участка и соответствующей части водного объекта, обязанность предоставлять в органы государственного контроля (надзора) отчетность об осуществлении старательской деятельности.
Таким образом, законопроектом предусмотрены меры направленные на обеспечение баланса частных и публичных интересов при осуществлении старательской добычи золота, что, по мнению Комитета, заслуживает поддержки.
Проектируемыми нормами предусмотрено возложить государственный контроль (надзор) за осуществлением старательской деятельности на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, а федеральный государственный контроль (надзор) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, добытых в результате осуществления старательской деятельности, планируется осуществлять в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Комитет отмечает, что в настоящее время в законодательстве отсутствует правовое регулирование отношений, связанных с добычей золота иными, чем организации, лицами, что свидетельствует о наличии пробела в праве, который должен быть устранен во избежание нелегальной добычи гражданами золота и его оборота на "черном" рынке.
Введение правового регулирования в данной области особенно актуально для субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне Российской Федерации, и позволит в этих регионах повысить доступность и привлекательность осуществления старательского вида деятельности, а также приведет к снижению нелегальной добычи и незаконного оборота золота.
Комитет разделяет мнение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о том, что положительной стороной законопроекта является возможность для индивидуальных предпринимателей - старателей осуществлять добычу золота без проведения геологического изучения недр, без проведения оценки и государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, без согласования и утверждения технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Также Комитет отмечает, что в целях использования и обращения золота, добытого старателями будет принято постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении особенностей осуществления старателями операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, а также требования к учету, хранению, перевозке, охране драгоценных металлов, добытых старателями и постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями".
Вместе с тем, по мнению Комитета, ряд проектируемых норм законопроекта нуждается в дополнительной проработке ко второму чтению.
Частью 2 статьи 17 законопроекта определяются обязательные требования, проверка соблюдение которых входит в предмет регионального государственного контроля (надзора) за старательской деятельностью.
Вместе с тем проверка соблюдения отдельных обязательных требований, указанных в части 2 статьи 17 законопроекта, может осуществляться в рамках иных видов государственного контроля (надзора). Так, проверка соблюдения обязательных требований о наличии у работников старателя-иностранных граждан разрешения на работу или патента, выданных в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
С учетом изложенного Комитет считает необходимым скорректировать положения части 2 статьи 17 законопроекта в целях устранения дублирования предмета регионального государственного контроля (надзора) за старательской деятельностью и иных видов государственного контроля (надзора) и, при необходимости, предусмотреть внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, определяющие предмет таких видов государственного контроля (надзора), при доработке проекта федерального закона N 343111-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях обеспечения реализации положений проекта федерального закона "О старательской деятельности").
Представляется целесообразным дополнительно обсудить установленный законопроектом критерий тридцать килограмм золота в химически чистом виде, добытого старателем с момента заключения договора безвозмездного пользования старательским участком, а также численность привлекаемых одним старателем наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.
Комитет обращает внимание на необходимость рассмотреть вопрос об установлении дополнительных мер административной и уголовной ответственности за нарушение обязательных требований к осуществлению старательской деятельности. При этом следует ускорить принятие законопроекта N 221976-8 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об увеличении срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях).
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 343102-8 "О старательской деятельности" с учетом доработки отдельных проектируемых норм и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.