г. Краснодар |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А53-11815/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Кухаря В.Ф. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Ростдонинвест" (ИНН 6165134705, ОГРН 1066165057309) - Котловой Э.Е. (доверенность от 05.04.2018), от ответчика -акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167543470) - Бобровой Н.Ю. (доверенность от 31.12.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростдонинвест" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2017 (судья Овчаренко Н.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 (судьи Нарышкина Н.В., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А53-11815/2017, установил следующее.
ООО "Ростдонинвест" (далее - общество) обратилось в суд с иском к АО "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - водоканал) с требованиями о внесении изменений в договор от 20.11.2014 N 1230-В о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоснабжения, в частности, изложении пункта 14 договора изменить и изложить в следующей редакции:
"14. Плата за подключение (технологическое присоединение) согласно приложению N 4 составляет 7 976 377 рублей 56 копеек;
пункт 7 приложения N 1 к договору изменить и изложить в следующей редакции:
"7. Требования к обеспечению соблюдений условий пожарной безопасности и подаче расчетных расходов холодной воды для пожаротушения: пожаротушение внутреннее (многоквартирный дом) - 3 х 2,9 л/сек; пожаротушение внутреннее (подземный паркинг) - 2 х 2 л/сек; пожаротушение наружное - 30 л/сек; мероприятия по подаче расчетных расходов холодной воды для пожаротушения в точке подключения обеспечиваются системой централизованного водоснабжения, устраиваемой для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства";
внести изменения в договор от 20.11.2014 N 1230-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, а именно:
пункт 13 договора изменить и изложить в следующей редакции:
"13. Плата за подключение (технологическое присоединение) составляет 15 256 рублей 22 копейки, согласно приложению N 4".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018, в иске отказано. Суды исходили из того, что заявитель не доказал наличие оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) для изменения договора.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что порядок подключения (технологического присоединения) к центральным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения нарушен ответчиком, поскольку не выполнены действия по обращению с соответствующим предложением в уполномоченный орган исполнительной власти о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства. По мнению заявителя, ответчик обязан внести в договор изменения, предусматривающие расход холодной воды на пожаротушение. Истцом произведена оплата за подключаемую нагрузку с учетом пожаротушения. Истец вправе требовать изменения договора, если договор присоединения лишает сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Ответчик является монополистом и истец не мог повлиять на определение условий договора. Водоканал при необходимости должен был обратиться в Региональную службу по тарифам Правительства Ростовской области (далее - РСТ) с предложением о внесении изменений в инвестиционную программу, так как именно на него законом возложена обязанность создать такую централизованную сеть водоснабжения, которая будет отвечать объему планируемой потребляемой нагрузки, включая нагрузку для нужд пожаротушения, так как мероприятия, необходимые для нужд пожаротушения, являются неотъемлемой частью системы холодного водоснабжения. Предложенный ответчиком альтернативный способ обеспечения объекта холодной водой противоречит нормам действующего законодательства (подпункту 5.2 СП 8.13130.2009), предусматривающему устройство резервуаров только для населенных пунктов с населением до 5 тыс. человек; отдельно стоящих зданий вне населенных пунктов при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с (в отличие от необходимых истцу 70,4 л/с и 46,17 л/с); 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами таких зданий (в отличие от предполагаемого строительства многоквартирного дома с переменной этажностью более 10 этажей). Отказы РСТ водоканалу в корректировке инвестиционной программы не имеют отношения к объекту истца. В соответствии с пунктами 8 - 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" в случае, если предложены условия договора, явно обременительные для контрагента и существенно нарушающие баланс интересов сторон, а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора, суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 Кодекса о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию контрагента.
При рассмотрении споров между сторонами УФАС по Ростовской области указал на неправомерные действия ответчика по навязыванию невыгодных условий договора. Судами меры реагирования УФАС в адрес водоканала не исследованы и не оценены. Поскольку акты УФАС не оспорены в судебном порядке, они являются преюдициальными. Вывод судов о необходимости обеспечения бесперебойной работы системы водоснабжения самим истцом противоречит законодательству, поскольку суды фактически перенесли обязанности водоканала на застройщика, который отвечает только за строительство внутридомовых и внутриплощадочных сетей и сооружений и оплату подключения.
В отзыве на жалобу истец указал на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, общество обратилось к водоканалу с заявлением от 30.09.2014 N 60 с просьбой заключить договор и выдать технические условия о подключении объекта капитального строительства "многоквартирный жилой комплекс с объектами общественного назначения", планируемого к строительству на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0081502:6310, расположенном по адресу:
г. Ростов-на-Дону, р-н Октябрьский, ул. Нансена, 109/2, к сетям водоснабжения и водоотведения и выдать условия подключения.
В заявке общества на заключение договора о подключении был указан планируемый расход воды для пожаротушения: 70,4 л/с (253,44 куб. м/час) - пожаротушение автостоянки и 46,17 л/с (166,21 куб. м/час) - пожаротушение жилого дома, всего 419,65 куб. м/час.
Водоканал письмом от 31.10.2014 N 2215-2/14 сообщил, что для подключения объекта "многоквартирный дом комплекс с объектами общественного назначения", расположенного по адресу: ул. Нансена, 109/2 (61:44:008 15 02:6310) к водопроводным сетям с водопотреблением 49,1 л/с для внутреннего пожаротушения и 60 л/с для наружного пожаротушения отсутствует техническая возможность. Для нужд пожаротушения необходимо предусмотреть иные мероприятия, в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности.
Возражений либо предложений от общества не последовало.
Письмом от 31.10.2014 N 2215-1/14-К водоканал предложил обществу заключить договор о подключении (технологическом присоединении) дома к центральной системе водоотведения и направил обществу два экземпляра договора с приложением и дополнительным соглашением N1 к договору. Предложение действует в течение 30 дней со дня его получения.
20 ноября 2014 года общество направило водоканалу для заключения подписанный договор N 1230-К о подключении дома к центральной системе водоотведения и дополнительное соглашение N 1 к договору.
Суды установили, что таким образом стороны заключили договоры от 20.11.2014 N 1230-К и 1230-В о подключении (технологическом присоединении) дома к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения без учета нагрузки для нужд пожаротушения. Суды установили, что при определении платы за подключение нагрузка для нужд пожаротушения также не учитывалась.
Общество обратилось 02.06.2015 к водоканалу с просьбой определить возможность и предоставить технические условия для обеспечения нужд пожаротушения первой очереди строительства жилого комплекса по названному адресу к сетям водоснабжения с объемом водопотребления для нужд пожаротушения: внутренне - 8,7 л/с, наружное - 30,0 л/с.
Ответчик сообщил истцу письмом от 19.06.2015 N 1447, что для водоснабжения объекта для нужд внутреннего пожаротушения с нагрузкой 8,7 л/с необходимо выполнить: конструкцию Д600 мм (тупиковая) на Д350 мм (ВЧШГ) по ул. Нансена от дома N 111 "а" до пр. Михаила Нагибина протяженностью (ориентировочно) 360 метров; пересоединение всех существующих присоединений (абонентов) на водопроводную линию после ее реконструкции и ввода в эксплуатацию; строительство (закольцовку) водопроводной линии Д350 мм (ВЧШГ), пролегающей по ул. Нансена в районе дома N 111 "а" и водопроводной линии Д 300 мм, пролегающей по ул. Шеболдаева, протяженностью (ориентировочно) 540 метров, демонтаж водопроводной сети Д150 мм (тупиковая) по ул. Нансена от дома N 107/1 по ул. Шеболдаева с переключением всех существующих абонентов к проектируемой сети, строительство водопроводного ввода с присоединением к предложенной к строительству водопроводной лини по ул. Нансена в районе размещения объект, со строительством водопроводного колодца.
Для водоснабжения объекта для нужд наружного пожаротушения с нагрузкой 30 л/с необходимо выполнить установку пожарного гидранта в районе размещения объекта согласно требованиям СП. Установку пожарного гидранта необходимо согласовать с департаментом по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства водоканала. Калибр (диаметр) комбинированного водомера принять 50/20. Проектирование вести согласно СНиП и нормам пожарной безопасности. Срок действия технических условий - 3 года.
Письмо оставлено истцом без ответа.
Водоканал исполнил условия договоров, дом подключен к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, что подтверждается актом от 29.01.2016 на ввод в эксплуатацию объектов инженерного и коммунального назначения (наружная сеть водопровода), актом от 24.09.2015 о проведении приемочного гидравлического испытания напорного трубопровода на прочность и герметичность, протоколом от 17.11.2015 лабораторных испытаний.
По вопросам изменения подключаемой нагрузки и платы за подключение, изложенным в письме истца от 05.11.2015 N 165/РДИ, ответчик направил истцу оферты о заключении дополнительных соглашений N 1 к договорам N 1230-В и 1230-К, в которых в полном объеме были учтены предложения истца. Однако оферты не акцептованы истцом в связи с несогласием с номером дополнительного соглашения, а также в связи с желанием внести в дополнительные соглашения дополнительные условия, о которых ранее истец не заявлял. Присоединение водопроводных вводов объекта возможно только к существующим тупиковым сетям водоснабжения. Кроме того, производительность этих сетей недостаточна для подачи заявленного истцом расхода воды на пожаротушение. Мероприятия, необходимые для обеспечения пожаротушения указанного объекта, отсутствуют в инвестиционной программе водоканала. Источник финансирования указанных мероприятий отсутствует. Условия дополнительного соглашения, направленного истцу в части внесения в условия подключения (приложение N 1 к договору о подключении N 1230-В) требований по устройству резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расчетный расход воды на пожаротушение, соответствуют требованиям действующих нормативно-правовых актов и типовой форме договора о подключении.
Письмом от 28.12.2016 N 40.5/8591 заместитель руководителя Региональной службы по тарифам Правительства Ростовской области сообщил водоканалу, что его обращение (от 28.11.2016 вх. N40/6408) об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) объекта общества "I очередь строительства жилого комплекса, участок V (с.п. 5.1, 5.2, 5.3), расположенного по ул. Нансена, 109/2 в г. Ростове-на-Дону" рассмотрено. В инвестиционной программе водоканала по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону на 2010 - 2022 годы, утвержденной решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.11.2010 N 26 в редакции ее решения от 23.10.2012 N 349 мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта, отсутствуют. В утвержденной инвестиционной программе РСТ от 01.12.2016 N 64/1 указанный объект также отсутствует. В связи с этим РСТ со ссылкой на часть 7 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пункты 101, 102, 33, 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), возвратила заявление водоканала об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) объекта общества на доработку.
Учитывая названное письмо, водоканал повторно обратился в РСТ с просьбой включить в Инвестиционную программу водоканала на 2017 - 2025 годы мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения (технологического присоединения) спорного объекта капитального строительства, установить для общества индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) к центральной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства общества и учесть расходы, связанные с подключением (технологическим присоединением) при установлении тарифов водоканала на очередной период регулирования. С учетом положений пункта 34 Правил N 644 водоканал просил произвести корректировку Инвестиционной программы в части включения названных мероприятий. В письме водоканал указал величину названной выше планируемой подключаемой нагрузки на наружное пожаротушение: 30 л/с; 108 куб. м/час; 324 куб. м/сутки; на внутреннее пожаротушение: 19,1 л/с; 68,76 куб. м/час; 206,28 куб. м/сутки. Размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства "I очередь строительства жилого комплекса, участок V (с. п. 5.1, 5.2, 5.3)" к центральной системе холодного водоснабжения для нужд пожаротушения - 52 961 637 рублей 50 копеек (без НДС).
20 февраля 2017 года РСТ повторно письмом N 40.5/751 сообщила водоканалу, что мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения (технологического присоединения) данного объекта в Инвестиционной программе, отсутствуют. Согласно пункту 34 Правил для осуществления корректировки инвестиционной программы регулируемая организация представляет в РСТ проект изменений, которые на основании технического задания, утвержденного органом местного самоуправления поселения (городского округа), вносятся в инвестиционную программу и должны содержать предложения о включении в инвестиционную программу новых мероприятий, переносе сроков реализации мероприятий и изменении стоимости их реализации, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки инвестиционной программы. Заявление водоканала возвращено на доработку.
Принимая во внимание ответ РСТ, водоканал письмом от 27.02.2017 N 59-62-159 просил Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону включить в техническое задание на корректировку "Инвестиционной программы АО "Ростовводоканал", осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение 2017 - 2025 с выделением I этапа 2017 - 2018 годы" следующие мероприятия, необходимые для обеспечения технической возможности подключения для целей пожаротушения: реконструкцию водопроводной линии Д600 мм (тупиковая) на Ду 350 мм (ВЧШГ) по ул. Нансена от дома N 111 "а" до пр. Михаила Нансена; присоединение всех существующих присоединений (абонентов) водопроводную линию после ее реконструкции и ввода в эксплуатацию; строительство (закольцовка) водопроводной линии Д350 мм (ВЧШГ), пролегающей по ул. Нансена в районе дома N 111 "а", и водопроводной линии Д3000 мм, пролегающей по ул. Шеболдаева, протяженностью (ориентировочно) 540 метров; демонтаж водопроводной сети Д150 мм (тупиковая) по ул. Нансена от дома N 107/1 по ул. Шеболдаева, с переключением всех существующих абонентов проектируемой сети, строительство водопроводного ввода до границы земельного участка присоединением к предложенной к строительству водопроводной линии по ул. Нансена, в районе размещения объекта, со строительством водопроводного колодца, установкой пожарного гидранта в районе размещения объектов согласно требованиям СП.
Поскольку вопрос о включении в техническое задание на корректировку названной Инвестиционной программы не решен, общество обратилось в суд с иском.
В силу положений пункта 1 статьи 422 Кодекс договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном Федеральным законом. В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона N 416-ФЗ договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Порядок заключения договора определен в разделе IV Правил N 644.
Согласно части 15 статьи 18 Закона N 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 86 Правил N 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 416-ФЗ и данными Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Подключение объекта осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: лицо обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. Заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением необходимых документов. Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 10 рабочих дней рассматривает полученные документы и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
Согласно пункту 97 Правил N 644 договор является публичным для организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно разделу V Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также разделу V Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоотведения, утвержденных Правилами N 644, предусмотрено установление платы за технологическое присоединение и порядок ее внесения. Возможность бесплатного (безвозмездного) подключения Типовые договоры не предусматривают.
Как указано выше, ответчик на обращение истца уведомил его об отсутствии технической возможности для обеспечения пожаротушения объекта и необходимости предусмотреть иные мероприятия.
Поскольку от истца возражений не поступило, истец подписал договор о подключении без учета нагрузки для нужд пожаротушения, и соответственно, при определении платы за подключение нагрузка для нужд пожаротушения также ответчиком не учитывалась. Утверждение общества об обратном не подтверждено доказательствами.
Суды установили, что техническая невозможность подключения указанного объекта к водопроводным сетям для пожаротушения была вызвана следующими обстоятельствами. В районе размещения объекта расположены тупиковые сети водоснабжения протяженностью более 200 метров от места подключения к разводящей сети. В соответствии с п. 8.4 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178 водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять: для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение при длине линий не свыше 200 м. Кроме этого, производительность существующих сетей не обеспечивает нужды пожаротушения в заявленном объеме (70,4 л/с - пожаротушение автостоянки и 46,17 л/с - пожаротушение жилого дома). Таким образом, отсутствовала техническая возможность подачи расхода воды для пожаротушения в заявленном заказчиком объеме. Ответчик основывался на нормах пункта 5.2 (п. 2 примечаний к табл. 2) СП 8.13130.2009: в случае, если производительность наружных водопроводных сетей недостаточна для подачи расчетного расходы воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям необходимо предусматривать устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.
Мероприятия, подлежащие выполнению ответчиком по договору о подключении N 1230-В, указаны в приложении N 2 к договору. В перечне данных мероприятий отсутствуют мероприятия по закольцовке водопроводной сети, необходимой для обеспечения соблюдения противопожарных требований подключаемого объекта.
В договоре стороны согласовали, что размер подключаемой нагрузки 20,3 куб. м/час, которая не включает нагрузку на пожаротушение.
Спустя более 6 месяцев после заключения договора о подключении истец обратился к ответчику о предоставлении ему технических условий для нужд пожаротушения с расходы воды на пожаротушение: внутреннее - 8,7 л/с, наружное - 30 л/с, т. е. значительно в меньшем размере, чем заявил изначально до заключения договора о присоединении.
Рекомендации ответчика относительно иных мероприятий (устройства резервуара) для нужд пожаротушения истцом не учтены и не выполнены; дополнительное соглашение к договору в части внесения в условия подключения (приложение N 1 к договору) требований по устройству резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расчетный расход воды на пожаротушение, не подписано истцом, продолжающим настаивать на предоставлении ответчиком необходимой ему нагрузки для нужд пожаротушения.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что истец, по сути, обратился в арбитражный суд с требованием о понуждении ответчика внести изменения в договор на условиях, предложенных истцом.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса). Согласно пункту 1 статьи 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пунктов 4 и 5 статьи 426 Кодекса в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.). Условия публичного договора, не соответствующие указанному требованию, ничтожны.
Стоимость платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства истца к централизованной системе водоотведения рассчитана путем произведения величины заявленной подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и действующего тарифа на подключение (технологическое присоединение), установленного постановлением Мэра (главы администрации) города Ростова-на-Дону от 25.12.2012 N 1175. Плата вносится заказчиком не за сами непосредственные действия исполнителя по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения или водоотведения, а с целью компенсации соответствующим организациям их расходов по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения или водоотведения. При этом водоканал выполняет перечень мероприятий (в том числе технических) по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры и мероприятия по фактическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств от оказания услуг указанных организаций в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Суды установили, что мероприятия, необходимые для обеспечения пожаротушения объекта общества, отсутствуют в инвестиционной программе водоканала, то есть источник финансирования указанных мероприятий отсутствует.
В договоре о подключении указан размер подключаемой нагрузки 20,3 куб. м/час, которая не включает нагрузку на пожаротушение.
На обращение общества от 03.06.2015 о предоставлении технических условий для нужд пожаротушения в меньшем размере по сравнению с заявкой на подключение (внутренне - 8,7 л/с и наружное - 30,0 л/с) водоканал предоставил технические условия водоснабжения от 19.06.2015 N 1447.
Действующая до декабря 2016 года инвестиционная программа водоканала была утверждена решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.11.2010 N 26 в редакции решения от 23.10.2012 N 349. В разделе II таблицы N 1 программы перечислены мероприятия по обеспечению прироста нагрузок по водоснабжению и водоотведению для подключения вновь возводимого жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения, а также существующего жилого фонда, подлежащего к подключению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, на территории города Ростова-на-Дону в 2013 - 2016 годах. В перечне данных мероприятий отсутствовали мероприятия, необходимые для обеспечения пожаротушения объекта по ул. Нансена 109/2, а именно: реконструкция водовода Д600 по ул. Нансена от дома N 111а до пр. М.Нагибина, строительство (закольцовка) водопроводной линии Д350 от дома N 111а по ул.Нансена до ул.Шеболдаева с подключением к водопроводной линии Д300, строительство водопроводного ввода к объекту от построенной водопроводной линии.
В соответствии с типовой формой договора о подключении, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 (далее - Постановление N 645), в технических условиях подключения (Приложение N1 к договору) указываются требования к обеспечению соблюдения условий пожарной безопасности и подаче расчетных расходов холодной воды для пожаротушения. Согласно подпункту "а" пункта 12 заказчик обязан выполнить технические условия. В соответствии с пунктом 19 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет фактическое подключение объекта к централизованной системе холодного водоснабжения при условии выполнения заказчиком технических условий. Таким образом, требования, указанные организацией водопроводно-канализационного хозяйства в технических условиях, являются обязательными для заказчика.
Учитывая указанные условия договора о подключении, а также отсутствие технической возможности обеспечения подачи расчетных расходов воды для пожаротушения, водоканал, руководствуясь СП 8.13130.2009, направил обществу предложение (от 13.04.2016 исх. N 403/16-1) о заключении дополнительного соглашения к договору в части внесения требований по устройству резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расчетный расход воды на пожаротушение. Ответчик не подписал указанное дополнительное соглашение.
В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из приведенной нормы права, обязанность по созданию сетей до точки подключения объекта возложена на создателя объекта капительного строительства, при этом размер платы за подключение должен быть уменьшен на расходы заявителя, связанные с созданием сетей.
Суды правомерно исходили из того, что возможность уменьшения платы за подключение на величину расходов заявителя на создание сетей не обозначает, что обязанность по созданию сетей до точки подключения возложена на сетевую организацию. В рассматриваемом случае для обеспечения подключения с мощностью, необходимой для нужд пожаротушения, необходима закольцовка сети. Застройщик является тем лицом, который создает новый объект гражданских прав, с соответствующими характеристиками, в том числе и в части пожаротушения. Объект должен соответствовать критериям, необходимым для ввода его в эксплуатацию. Застройщик должен обеспечить все необходимые характеристики, в том числе предполагающие возможность обеспечения пожаротушения. Истец, как коммерческий субъект, действуя в собственных интересах, обеспечивая коммерческую застройку земельного участка, является тем лицом, по отношению к которому публичные ограничения в части пожарной безопасности начинают действовать с момента совершения им первых действий, предшествующих документальному оформлению земельного участка, в том числе обеспечение его сетевым подключением. Будучи лицом, создающим сложный объект гражданских прав, являющийся совокупностью строительных конструкций и их инженерного обеспечения, истец должен обеспечить тот результат, который при его частно-правовой форме не входит в противоречие с публичным порядком. Это предполагает и соблюдение застройщиком всех мероприятий, определяемых техническими условиями и СНиП относительно соблюдения норм пожарной безопасности, как при возведении объекта, так и при последующей его эксплуатации. Совершая действия по формированию проектно-сметной документации и получения архитектурно-планировочного задания, застройщик в данном случае не может уклониться от выполнения индивидуальных технических условий, обеспечивающих соответствие объекта требованиям пожарной безопасности и имеющих публичный характер.
Суды обоснованно указали, что решение застройщика о создании объекта в условиях конкретного сетевого обеспечения является его собственным выбором.
По отношению к созданию систем пожаротушения обязанность сетевой (эксплуатирующей) организации является производной от обязанности застройщика. Законодательство не предусматривает абсолютную обязанность сетевой организации совершить любые действия по обеспечению пожаротушения только потому, что застройщик выразил намерение возвести объект капитального строительства. Обязанность сетевой организации зависит от выполнения необходимых технических условий самим застройщиком.
Доводы истца о том, что такое возмещение должно обеспечиваться за счет муниципального образования путем включения создаваемого им объекта в инвестиционную программу сетевой организации, не относится к предмету спора между обществом и водоканалом.
Суды установили, что водоканал выполнил все необходимые мероприятия по созданию (реконструкции) сетей водоснабжения и канализации до точек подключения, а также по подготовке сетей к подключению объекта и подаче ресурсов, что подтверждается актом от 29.01.2016 на ввод в эксплуатацию объектов инженерного и коммунального назначения (наружная сеть водопровода), актом от 24.09.2015 о проведении приемочного гидравлического испытания напорного трубопровода на прочность и герметичность, протоколом лабораторных испытаний от 17.11.2015.
В договоре о подключении указан размер подключаемой нагрузки 20,3 куб. м/час, которая не включает нагрузку на пожаротушение и соответствующую плату. Расчет платы за подключение содержится в приложении N 4 к договору.
Судом установлено, что решением УФАС по Ростовской области от 26.10.2016 N 993/02 признаны незаконными и нарушающими законодательство о защите конкуренции действия водоканала, выразившиеся в нарушении порядка подключения к централизованным системам холодного водоснабжения, а также в направлении обществу письма от 24.06.2015 N 1015-1/15 с предложением о заключении договора соинвестирования.
Предписанием от 26.10.2016 N 846/02 УФАС обязал водоканал прекратить нарушение порядка подключения. Водоканалу предложено в течение 20 дней с момента получения предписания обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя, и об установлении индивидуальной платы за подключение.
Как указано выше, во исполнение предписания УФАС водоканал обратился в РСТ с заявлением от 28.11.2016 N 17599 об установлении индивидуальной платы. Письмом от 28.12.2016 N 40.5/8591 РСТ сообщила, что установление индивидуальной платы возможно при наличии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта. В отношении спорного объекта такие мероприятия отсутствуют, в связи с чем заявление возвращено. Водоканал письмом от 13.01.2017 N 1 обратилось в РСТ с просьбой включить в инвестиционную программу мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения спорного объекта капитального строительства "1 очередь строительства жилого комплекса, участок V (с. п. 5.1, 5.2,5.3) ООО "РостДонИнвест", установить индивидуальную плату за подключение. Письмом от 20.02.2017 N 40.5/751 РСТ вернула заявление, затребовав предоставления дополнительных документов
Согласно части 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из пункта 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, следует, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, при установлении платы за подключение в отношении объектов с нагрузкой более 10 куб. м/час дополнительно учитываются расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Суды установили, что при разработке и утверждении инвестиционной программы водоканала в нее в соответствии с требованиями действующего в тот период законодательства были включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности, необходимые для подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объектов без дифференциации по размеру подключаемой нагрузки. Как следствие, стоимость этих мероприятий также учтена органом местного самоуправления при расчете размера тарифов на подключение, утвержденных в порядке, предусмотренном Законом N 210-ФЗ.
Суды учли, что в период действия указанной инвестиционной программы и соответствующих ей тарифов на подключение отсутствовала возможность выделения из нее отдельных мероприятий по увеличению мощности централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения для установления индивидуальной платы за подключение, так как расходы на эти мероприятия были уже учтены в тарифе на подключение. Кроме этого, невозможность корректировки инвестиционной программы и установления индивидуальной платы в отношении отдельных заказчиков также подтверждается неоднократными ответами РСТ на обращения водоканала. В данных ответах РСТ сообщала, что не имеет полномочий по внесению изменений в нормативно-правовые акты, утвержденные решением Ростовской-на-Дону городской Думы.
В период утверждения инвестиционной программы и тарифов на подключение (2012 год) действующее законодательство не предусматривало установление индивидуальной платы за подключение.
Поскольку до заключения договора о подключении ответчик был информирован об отсутствии технической возможности обеспечения пожаротушения объекта от централизованной системы водоснабжения и необходимости предусмотреть иные мероприятия, которые так и не были им самостоятельно предусмотрены, водоканал, учитывая предупреждение УФАС, в качестве варианта обеспечения пожаротушения объекта предложило обществу устройство резервуаров, предусмотренное пунктом 5.2 пункта 2 примечаний к таблице 2 СП 8.13130.2009, являющихся документом добровольного применения, которое было отклонено заказчиком.
Согласно части 2 статьи 428 Кодекса присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Суды правомерно указали, что истец не подтвердил доказательствами доводы о навязывании невыгодных условий договора и о том, что согласие контрагента с предложенными условиями договора является вынужденным.
Как верно указали суды, возможность уменьшения платы за подключение на размер расходов на создание сетей, понесенных заявителем, которая может быть реализована в случае установления индивидуального тарифа, не означает замену субъекта, обязанного совершить указанные действия, а лишь устанавливает, лицо, обязанное в возместить затраты. В рассматриваемом случае общество не осуществило действия по финансовому обеспечению (закольцовке) сети, позволяющие осуществить подключение с учетом нагрузки на нужды пожаротушения, расходы в связи с этим не понесены, договор соинвестирования не подписан, индивидуальный тариф РСТ не установлен, мероприятия по созданию (закольцовке) сети водоканала в инвестиционную программу не включены, поэтому суды правомерно отказали в удовлетворении требований истца о внесении изменений в договоры.
Кроме того, как правильно указали суды в части 3 статьи 428 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) было предусмотрено, что при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 данной статьи, требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.
В данном случае истец знал об отсутствии технической возможности обеспечения пожаротушения спорного объекта и о необходимости предусмотреть иные мероприятия. Возражений при заключении договора общество не заявляло. При наличии согласия ответчика на заключение договора без учета нужд пожаротушения у истца отсутствовали основания и право отказаться от заключения договора на согласованных сторонами условиях.
Суды правильно отклонили требования истца о внесении изменений в договор в части изменения стоимости подключения, исходя из расчета, подготовленного ООО "Интегра".
В соответствии с пунктом 18 Типового договора о подключении (технологическом присоединении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, изменение размера платы за подключение (технологическое присоединение) возможно по соглашению сторон в случае изменения технических условий, а также условий подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой нагрузки, местоположения точки (точек) подключения и требований к строительству (реконструкции) водопроводных сетей.
При этом порядок оплаты устанавливается соглашением сторон в соответствии с требованиями, установленными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в Типовом договоре о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденном тем же постановлением.
В силу статьи 31 Закона N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения относится к регулируемым видам деятельности, а тарифы в этой сфере подлежат государственному регулированию.
Таким образом, поскольку в период действия инвестиционной программы и соответствующих ей тарифов на подключение отсутствовала возможность выделения из нее отдельных мероприятий по увеличению мощности централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения для установления индивидуальной платы за подключение, так как расходы на эти мероприятия были уже учтены в тарифе на подключение, отсутствовал утвержденный индивидуальный тариф, заключение договора на общих условиях, исходя из тарифа, утвержденного нормативно для всех заказчиков, являлось правомерным.
Довод жалобы о преюдициальном характере актов УФАС в отношении водоканала основан на ошибочном понимании норм статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, суды рассмотрели спор с учетом названных актов.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 по делу N А53-11815/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.