г. Краснодар |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А53-16163/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Русмедиа" (ИНН 6163092496, ОГРН 1086163003035) и заинтересованного лица - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону (ИНН 6164091706, ОГРН 1026103272524), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 41847 3, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русмедиа" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 по делу N А53-16163/2017 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.), установил следующее.
ООО "Русмедиа" (далее - общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону (далее - фонд, страховщик) о признании недействительным решения от 21.02.2017 N 071S19170004677.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.10.2017 (судья Паутова Л.Н.) заявление общества удовлетворено, постановление фонда признанно недействительным.
Судебный акт мотивирован тем, что диспозиция статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М. Дополняющая форма за май 2016 по форме СЗВ-М представлена в пределах строка, установленного пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2017 решение суда от 13.10.2017 отменено, обществу отказано в удовлетворении требования.
Судебный акт мотивирован тем, что направление в декабре 2016 года дополняющих сведений не свидетельствует об отсутствии оснований для применения к обществу финансовой санкции, поскольку в установленный срок в отношении 17 застрахованных лиц общество не представило индивидуальные сведения. Направлением дополняющих форм отчетности общество не вносило изменения в индивидуальные данные по указанным лицам, а первоначально представило в декабре 2016 года сведения по ним.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что к обществу, устранившему недостатки в сведениях о персонифицированном учете в срок до 29.12.2016 на основании уведомления фонда, полученного 19.12.2017, не могут применяться финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Отзыв на жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что страхователь в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок (10.06.2016) представил в фонд исходную форму СЗВ-М за май 2016 на 122 работника (л. д. 11 - 16).
Поскольку в указанном отчете не представлены сведения на 17 застрахованных лиц, указанных в форме РСВ-1, фонд 19.12.2016 направил в адрес общества уведомление о необходимости устранения ошибок, полученное в тот же день (л. д. 17 - 19).
Дополняющие сведения по форме СЗВ-М с исправленными ошибками общество представило 26.12.2016 (на 5 застрахованных лиц) и 29.12.2016 (12 застрахованных лиц (л. д. 20, 21, 63, 64).
В связи с представлением указанных сведений за май 2016 в отношении 17 застрахованных лиц с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, фонд составил акт от 12.01.2017 N 071S18170000813 и принял решение от 21.02.2017 N 071S19170004677 о взыскании с общества 8500 рублей штрафа (17 х 500 рублей) по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Общество обжаловало решение фонда в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяц), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Одним из реквизитов отчета по форме СЗВ-М является "Тип формы (код)", в этом поле предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что исходные сведения по форме СЗВ-М за май 2016 года на 122 работника общество представило в фонд своевременно (10.06.2016).
В указанном отчете отсутствуют сведения о 17 застрахованных лицах, указанных в форме РСВ-1. Дополняющие формы сведений с исправленными ошибками общество представило 26.12.2016 и 29.12.2016 после направления фондом обществу 19.12.2016 уведомления об их устранения. При этом 26.12.2016 общество представило отчет по форме СЗВ-М (дополнительная форма) за май 2016 года на 5 застрахованных лиц и 29.12.2016 - еще в отношении 12, сведения о которых отсутствовали в отчете, представленном обществом 10.06.2016.
Признавая недействительным обжалуемое решение фонда, суд первой инстанции счел, что диспозиция статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М. Дополняющая форма за май 2016 по форме СЗВ-М представлена в пределах строка, установленного пунктом 34 Инструкции N 987н.
Посчитав выводы суда первой инстанции применительно к установленным им фактическим обстоятельствам ошибочными, судебная коллегия обоснованно руководствовалась следующим.
Судебная коллегия отметила, что в данном случае представление сведений о 17 застрахованных лицах, сведения о которых не были указаны в отчете 10.06.2016, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 987н, поскольку сведения фактически не дополнены, а представлены в отношении 17 застрахованных лиц впервые с нарушением срока. Факт непредставления сведений о них в установленный срок общество не отрицает.
В ходе судебного разбирательства суд апелляционной инстанции установил и материалами дела подтверждено, что неполноту представленной первичной отчетности за май 2016 года страхователь не выявил самостоятельно. В данном случае сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года (с типом формы "дополняющая") представлены обществом после получения от фонда уведомления об устранении ошибок, выявленных в сведениях о работающих застрахованных лицах (л. д. 17, 18).
Данное уведомление направлено страхователю после проведенных фондом контрольных мероприятий в виде сверки поданной обществом отчетности по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года и сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель - июнь 2016 года (л. д. 17), в ходе которой выяснено, что сведения о ряде лиц, работающих в обществе в апреле - июне 2016 года (о чем свидетельствует форма РСВ-1), не указаны в формах СЗВ-М за соответствующие отчетные периоды (месяц).
Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что страхователь не исправил (не уточнил) ранее представленную отчетность, а направил новые сведения после получения уведомления от страховщика сведения на других застрахованных лиц.
Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Поскольку в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения о 17 застрахованных лицах за май 2016 года, подлежащие представлению в срок не позднее 10.06.2016, представлены обществом в фонд лишь в декабре 2016 года (к тому же в два этапа), суд апелляционной инстанции обосновано признал доказанным наличие в действиях общества объективной стороны состава правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что первоначально представленные им в установленный срок сведения о застрахованных лицах, содержали недочеты (ошибки), впоследствии исправленные самим страхователем, что в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 34 Инструкции N 987н об отсутствии у них признаков недостоверных и (или) неполных сведений, получили надлежащую правовую оценку судебной коллегии и обоснованно отклонены.
В статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Как указано в пункте 39 Инструкции N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" также указано на возможность неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету в пределах двухнедельного срока.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления ошибок в сведениях о конкретном застрахованном лице, предоставленных ранее.
В данном же случае имело место дополнительное представление сведений на 17 застрахованных лиц, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц. Более того, общество в течение времени, предложенного фондом для исправления ошибок, в отношении 5 застрахованных лиц не уложилось, направив корректирующие сведения частями (в отношении 12 и 5 застрахованных).
Ошибочная ссылка фонда в решении о представлении обществом неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за май 2016 года расценена судебной коллегией не имеющей правового значения для признания неправомерным привлечения общества к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку этой же нормой установлена и ответственность за непредставление сведений в установленный срок.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно счел направление в декабре 2016 года дополняющих сведений не свидетельствующим об отсутствии оснований для применения к обществу финансовой санкции. Направляя дополняющие формы отчетности, общество не вносило изменения в индивидуальные данные по указанным лицам, а первоначально представило в декабре 2016 года сведения в отношении них. Иное толкование требований Закона N 27-ФЗ искажает цели и задачи регулирования соответствующей публичной обязанности.
Судебная коллегия также отметила, что страхователь самостоятельно не выявил ошибку в представленных сведениях, а исправил ее после обнаружения соответствующей ошибки фондом. Доказательства самостоятельного выявления ошибки и принятия мер по ее своевременному устранению до направления обществу уведомлений фонда в материалы дела не представлены. Отсутствуют и доказательства наличия какой-либо технической неисправности (сбоя) в электронной системе документооборота в момент отправки отчетности, способных повлиять на содержание и состав представляемой отчетности, что следует из ответа АО "ПФ "СКБ Контур" от 29.08.2017 N 79752/УТП.
Выводы судебной коллегии основаны на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Правовой подход, примененный судом апелляционной инстанции в настоящем деле, не противоречит сформированному в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 01.06.2018 N 303-КГ18-2115. Основания для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 по делу N А53-16163/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.