г. Краснодар |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А32-27618/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Трифоновой Л.А. и Бабаевой О.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал" (ИНН 2320210667, ОГРН 1132337000157) - Пахарукова В.В. (доверенность от 30.03.2018), от заинтересованного лица - администрации города Сочи (ИНН 2320210667, ОГРН 1022302934367) - Гречка А.Ю. (доверенность от 27.12.2017), от третьего лица - муниципального унитарного предприятия города Сочи (ИНН 2320242443, ОГРН 1162366057160) - Карпышева В.Г. (доверенность от 10.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2017 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-27618/2017, установил следующее.
ООО "Сочиводоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Сочи (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города-курорта Сочи; далее - администрация) от 22.06.2017 N 1031 "О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 19.05.2014 N 899 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город-курорт Сочи"" (далее - постановление N 1031).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП города Сочи "Водоканал" (далее - предприятие).
Решением от 20.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.03.2018, признано недействительным постановление N 1031 в части пунктов 1 и 12 приложения N 2 к нему "Перечень населенных пунктов муниципального образования город-курорт Сочи, на территории которых муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Водоканал" является гарантирующей организацией, оказывающей услуги централизованного водоотведения", а именно: в отношении населенного пункта Адлерский внутригородской район города Сочи (с улицы Голубые дали до реки Псоу, в том числе улица Ленина при движении в сторону Сочи по левой стороне от д. N 1 по д. 187, по правой стороне от д. N 2 по д. 272), с. Молдовка.
В остальной части в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что постановление N 1031 в части указанных пунктов является незаконным, поскольку общество по отношению к абонентам, находящимся на спорной территории, соответствует критериям гарантирующей организации по смыслу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ). Основания для утверждения предприятия гарантирующей организации в этом районе отсутствовали.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что система водоотведения города Сочи имеет 6 раздельных бассейнов водоотведения, которые между собой технологически не связаны. Внесенные изменения касались технологической зоны водоотведения Адлерских ОСК. Единая сеть канализационных трубопроводов водоотведения находилась в аренде у общества (сети водоотведения протяженностью 91,503 км и 9 канализационных насосных станций) и в хозяйственном ведении у предприятия (сети водоотведения протяженностью 52,947 км, 32 канализационные насосные станции, объекты Адлерских очистных сооружений). В отношении одной централизованной системы водоотведения может быть только одна гарантирующая организация, поэтому оспариваемым постановлением администрация исправила допущенную ранее ошибку. Предприятие является единственной организацией, соответствующей обязательным признакам для наделения ее статусом гарантирующей организацией по водоотведению в спорной зоне. В бассейне Адлерских ОСК общество является транзитной организацией сточных вод. Суды неверно определили границы централизованной системы водоотведения Адлерского района г. Сочи. Судебные инстанции не исследовали представленную в дело схему водоотведения, в которой территориально определены гарантирующие организации; согласно этой схеме организацией, осуществляющей водоотведение в централизованной системе водоотведения Адлерского района г. Сочи, является предприятие. Выводы судов об отсутствии у предприятия сетей водоотведения, канализационных насосных станций и очистных сооружений на спорной территории опровергаются материалами дела, в том числе схемой водоотведения. Суды не исследовали вопрос о том, осуществляло ли общество водоотведение в централизованной системе водоотведения Адлерского района г. Сочи и эксплуатировало ли соответствующие канализационные сети. Общество осуществляло лишь транспортировку сточных вод по принадлежащим ему на тот момент сетям канализации на правом берегу р. Мзымтма в г. Сочи. Общество не обосновало, как оспариваемое постановление нарушает его права.
В отзывах предприятие поддержало доводы жалобы, общество просило оставить судебные акты без изменения, полагая, что они соответствуют закону.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с постановлением администрации города Сочи от 19.05.2014 N 899 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город-курорт Сочи" (в ранее действовавшей редакциии) общество являлось гарантирующей организацией по централизованному водоотведению на правом берегу реки Мзымта Адлерского внутригородского района г. Сочи (от реки Мзымта до пос. Головинка).
Администрацией принято постановление N 1031, которым перераспределены зоны деятельности гарантирующих организаций в сфере централизованного водоотведения между обществом и предприятием в отношении населенного пункта Адлерский внутригородской район г. Сочи, в частности: зона деятельности общества определена (от реки Кудепста до улицы Голубые дали, в том числе улица Ленина за исключением домов при движении в сторону Сочи по левой стороне от д. N 1 по д. N 187, по правой стороне от д. N 2 по д. N 272); зона деятельности предприятия определена (с улицы Голубые дали до реки Псоу, в том числе улица Ленина при движении в сторону Сочи по левой стороне от д. N 1 по д. N 187, по правой стороне от д. N 2 по д. N 272) и с. Молдовка.
Полагая, что постановление N 1031 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суды руководствовались статьями 2, 6, 12, 38 Закона N 416-ФЗ и пришли к выводу о наличии правовых оснований для признания постановления N 1031 в части пунктов 1 и 12 приложения N 2 незаконным и нарушающим права общества. При этом суды исходили из того, что в соответствии с договором аренды муниципального имущества от 26.12.2007 N П/104-07 общество эксплуатирует всю единую централизованную систему водоотведения г. Сочи от реки Мзымта до п. Головинка, что включает в себя все районы города Сочи общей протяженностью 544 789,6 км в количестве: 3 очистных сооружения канализации и 50 канализационных насосных станций, в том числе все объекты канализационного хозяйства на территории Адлерского внутригородского района г. Сочи на правом берегу реки Мзымта. Судебные инстанции сочли, что объектов канализационного хозяйства, которые бы эксплуатировались предприятием, в указанной территориальной зоне нет. Суды указали, что предприятие не имеет канализационных сетей в Адлерском внутригородском районе города Сочи, к которым были бы присоединены абоненты, и не осуществляет деятельность по транспортировке сточных вод, в силу чего не соответствует установленным законом критериям гарантирующей организации.
Однако выводы судов об отсутствии у предприятия в Адлерском районе канализационных сетей не соответствуют материалам дела, а именно: распоряжению Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 27.09.2016 N 2016 N 1339-р "О закреплении за предприятием имущества на праве хозяйственного ведения" с актом от 01.11.2016 приема-передачи объектов водопроводно-канализацинного хозяйства; постановлению администрации от 22.02.2017 N 274 "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования города-курорта Сочи на 2015 - 2032 годы", согласно которой с 2017 года предприятием эксплуатируются в этом районе сети протяженностью 52,947 км. Кроме того, наличие у предприятия указанных сетей сторонами не оспаривалось.
Суды также не учли следующее.
В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Закон N 416-ФЗ определяет понятие водоотведения как прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; последняя, в свою очередь, представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (статья 2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод определена как "транзитная организация".
Пунктом 25 Правил N 644 предусмотрено, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Как указали суды, общество подтвердило, что обладает большей абонентской базой в сравнении с предприятием. Суды сочли, что наличие у предприятия в хозяйственном ведении очистных сооружений не препятствует признанию общества гарантирующей организацией, а осуществление предприятием регулируемого вида деятельности по очистке сточных вод, являющейся составляющей частью деятельности по водоотведению, не является достаточным основанием для наделения данной организации статусом гарантирующего поставщика.
Однако суды не учли, что в силу положений пунктов 2, 6, 15 статьи 2 и статьи 12 Закона N 416-ФЗ, из содержания которых следует, что для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую водоотведение, то есть весь технологический цикл, включающий прием, транспортировку и очистку сточных вод. И только в случае, если для соответствующей централизованной системы таких организаций будет несколько, следует учитывать количество присоединенных абонентов к ее сетям.
Таким образом, выводы судов о том, что отсутствие у общества на каком-либо праве очистных сооружений не препятствует признанию его гарантирующей организацией, не соответствует приведенным нормам, поскольку очистка сточных вод является неотделимым этапом водоотведения.
При изложенных обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрения, в ходе которого суду необходимо исследовать представленную в дело схему централизованной системы водоотведения Адлерского района г. Сочи, выяснить ее границы и зоны деятельности участников спора, наличие у предприятия совокупности объектов, позволяющих обеспечивать полный цикл водоотведения и в зависимости от установленного принять решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 по делу N А32-27618/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.