г. Краснодар |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А53-14863/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Бесчетновой И.В. (доверенность от 01.07.2017), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "ЮГ-ТТ" (ИНН 6165104771, ОГРН 1036165004798), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "ЮГ-ТТ" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.01.2018 (судья Овчаренко Н.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 (судьи Глазунова И.Н., Илюшин Р.Р., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А53-14863/2017, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" (далее - фирма, ответчик) о взыскании 1 549 713 рублей 12 копеек задолженности за потребленную в целях содержания общего имущества МКД в январе - марте 2017 года электроэнергию, 22 731 рубля 77 копеек пеней за период с 16.02.2017 по 30.04.2017, пеней на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), начисленных на сумму долга, начиная с 01.05.2017 по день фактической оплаты (уточненные требования).
Решением от 09.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.03.2018, иск удовлетворен ввиду доказанности наличия задолженности в заявленном размере, обязанности ответчика по оплате, отсутствия оплаты, обоснованности расчета законной неустойки.
В кассационной жалобе фирма просит отменить судебные акты. Податель жалобы считает, что неучастие его при снятии показаний приборов учета электроэнергии в спорный период, осуществление расчетов за потребленную энергию жильцами МКД напрямую с истцом, отсутствие договора энергоснабжения в целях содержания общего имущества МКД между истцом и ответчиком является основанием для вывода об отсутствии у него обязанности по оплате взыскиваемой задолженности, поскольку данную обязанность несут собственники помещений в МКД.
Возражая относительно доводов жалобы, общество в отзыве считает судебные акты законными и обоснованными.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Суды установили, что истец осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, находящихся в управлении ответчика.
Договоры энергоснабжения были заключены с каждым конкретным гражданином в отдельности, на каждого гражданина открыт лицевой счет, по которому ведется учет потребленной им электроэнергии, начисления и оплаты.
За период с 01.01.2017 по 31.03.2017 в МКД поставлено 2 368 794 кВт/ч, что подтверждается актами снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Расход индивидуального потребления помещений составил 2 043 890 кВт/ч, на содержание общего имущества МКД - 324 904 кВт/ч.
Неоплата ответчиком с учетом уточнения требований 1 549 713 рублей 12 копеек и неудовлетворение претензии послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Рассматривая заявленные требования, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с нормами Закона N 35-ФЗ, статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) поставка электрической энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
На основании статьи 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 4 статьи 539 Кодекса установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила соответствующего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не предусмотрено иное.
Согласно пункту 72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилые или в нежилые помещении, и потребляемых в процессе использования и содержания общего имущества в МКД (ОДН).
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД применяются с 01.01.2017.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения Правительство Российской Федерации приняло постановление от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в МКД установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в МКД соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная, горячая вода, электрическая и тепловая энергия, используемые в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в МКД внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в МКД.
Поэтому, в случаях предоставления коммунальных услуг потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в МКД электроэнергии, в составе платы за содержание жилого помещения в таком МКД.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354 и Правила содержания общего имущества в МКД, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда МКД находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких МКД с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Суды установили, что ответчик не обращался в адрес ресурсоснабжающей организации с целью заключения договора энергоснабжения.
Между тем, обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 124 исходит из положений части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, основанными на части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Если управляющая организация, не заключила договор на поставку электрической энергии на общедомовые нужды с гарантирующим поставщиком, для возложения на нее обязанности по оплате полученного на ОДН ресурса необходимо установить, приступила ли она фактически к управлению общим имуществом МКД и не являются ли возникшие между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией отношения согласно пункту 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации фактически сложившимися договорными отношениями по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Гарантирующий поставщик (как ресурсоснабжающая организация) вправе получить плату за фактически переданный в МКД объем электрической энергии.
Вместе с тем согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в МКД вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных данными Правилами, при которых потребитель в МКД в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды - ОДН).
В пункте 44 Правил N 354 установлено, что распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к данным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД.
Поэтому доводы фирмы о том, что граждане в порядке статей 39, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Кодекса должны производить оплату истцу всего потребленного МКД объема электрической энергии, противоречат указанным нормам права.
Следовательно, доводы жалобы об отсутствии оснований производить оплату электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества в МКД, несостоятельны, основаны на неверном понимании ответчиком вышеприведенных норм права. Выводы судебных инстанций об обоснованности исковых требований в части взыскания основной задолженности признаются кассационной коллегией верными.
Поставка электрической энергии в спорный период подтверждена счетами и счетами-фактурами, актами снятия данных с приборов учета, расчетом, осуществленным истцом исходя из норматива потребления услуги по энергоснабжению на ОДН на 1 кв. м общей площади, входящей в состав общего имущества, утвержденных постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 N 29/104, и сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД и указанных в представленных ответчиком технических паспортах, выставлением ответчиком собственникам жилых и нежилых помещений счетов на оплату ОДН. Данные обстоятельства ответчик не оспаривал.
Оценив названные обстоятельства, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что ответчик приступил к выполнению функций по управлению МКД и между ним и истцом сложились фактические договорные отношения, что влечет обязанность ответчика по оплате взыскиваемой задолженности.
Доводы о неподписании ответчиком актов приема-передачи электроэнергии, составлении актов проверки (замены) приборов учета без участия представителей ответчика, непредставлении истцом достоверных сведений об объемах индивидуального потребления, в том числе оснований перерасчетов индивидуального потребления отклонены судебными инстанциями, поскольку акты подписаны представителем сетевой организацией АО "Донэнерго", которая в силу пункта 160 Основных положений N 442, уполномочена производить снятие показаний приборов учета. В отношении индивидуального потребления истцом в материалы дела представлены ведомости, содержащие информацию о начислениях объемов потребления за спорный период в жилых и нежилых помещениях, ответы на запросы ответчика, согласно которым ответчику направлялись запрашиваемые им документы о показаниях приборов учета.
Доказательств, опровергающих объемы, предъявленные к оплате, ответчик не представил.
Довод ответчика о невозможности оплаты потребленной электрической энергии в связи с непредставлением счета на оплату судами также отклонен как несостоятельный.
В связи с тем, что судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности взыскания основной задолженности с ответчика, выводы суда первой инстанции в части взыскания законных пеней за период с 16.02.2017 по 30.04.2017 также поддержаны апелляционным судом в соответствии с положениями статей 12, 330 Кодекса.
Статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьей 26 Закона N 35-ФЗ, статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 155 ЖК РФ установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов.
Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок суммы.
По смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Проверив уточненный расчет пеней истца за период с 16.02.2017 по 30.04.2017 в сумме 22 731 рубля 77 копеек, апелляционная коллегия сочла его методологически и арифметически верным, соответствующим действующему законодательству, материалам дела.
Вывод судов о взыскании пеней, начисленных на сумму 1 487 642 рубля 40 копеек на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ, начиная с 01.05.2017 по день фактической оплаты, также обоснован.
Поскольку суды правильно применили нормы права, полно и всесторонне исследовали значимые для дела обстоятельства, оценили представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для изменения или отмены судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 по делу N А53-14863/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.