Правовой статус сайта
Что такое сайт?
Под сайтом принято понимать совокупность гипертекстовых документов (в виде html-страниц или хранящихся в базе данных*(1)), электронных произведений*(2) и программного обеспечения, необходимого для его функционирования как целостного информационного ресурса.
Все составляющие сайта охраняются законодательством об интеллектуальной собственности.
Сам сайт в целом можно рассматривать по-разному: если брать его техническую составляющую, то как совокупность программ для ЭВМ или базу данных, а если делать акцент на информационной составляющей сайта - то как СМИ, хотя, конечно, не каждый сайт подпадает под эту категорию.
Сайт понимается как совокупность программ для ЭВМ, поскольку каждый его компонент является программой для ЭВМ*(3), иначе его существование в цифровой форме было бы невозможно. База данных применима для сайта, поскольку согласно Закону РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Именно такую систематизированную совокупность данных и представляет собой сайт. Более того, комплексное рассмотрение сайта как базы данных представляется наиболее верным с точки зрения действующего законодательства.
В то же время к сайту применимо и законодательство о СМИ, поскольку если законодательство о программах для ЭВМ и баз данных регламентирует вопросы сайта как формы, то законодательство о СМИ регулирует его содержание.
Редкий сайт создается сегодня усилиями одного лица, обычно этим занимается целая команда. Это могут быть сотрудники организации заказчика, профессиональная дизайн-студия или группа энтузиастов. Во избежание возможных недоразумений все взаимоотношения как с командой, так и внутри нее предпочтительно построить на договорной основе, а каким образом - определять по ситуации.
Поскольку сайт (как в целом, так и его компоненты) - это объект авторского права, то и взаимоотношения между разработчиками, а также вся их деятельность не должны противоречить законодательству об авторском праве и смежных правах: вопросы соавторства, служебного произведения, использование в составе сайта чужих разработок (текстовых, программных, музыкальных, графических, элементов дизайна и др.).
Применительно к договору заказчика с разработчиком (или разработчиками) можно дать лишь общие рекомендации. Прежде всего, все имущественные права на созданный сайт и его компоненты должны переходить к заказчику по окончании работ. Кроме того, в договоре необходимо оговорить вопросы использования ранее созданных разработчиком (или третьими лицами) элементов, чтобы создание сайта носило оригинальный и творческий характер. Обязательность использования компонентов, свободных от прав третьих лиц, сведет к минимуму претензии в дальнейшем к владельцу сайта со стороны третьих лиц. Необходимо также определить в договоре допустимость дальнейшего использования разработчиком созданных элементов для впоследствии разрабатываемых сайтов и их компонентов во избежание "легального клонирования" различных фрагментов сайта, его дизайна.
Информационное наполнение сайта должно строиться на основе действующего законодательства об авторском праве и смежных правах, а также о СМИ и рекламе. Размещение на сайте рекламной информации (о владельце сайта*(4)) или о других лицах должно соответствовать действующему законодательству о рекламе с учетом его особенностей, предусмотренных для определенных субъектов предпринимательской деятельности и видов рекламируемых товаров, услуг.
Участие в "баннерных сетях" - действенное средство продвижения на рынок нового товара или услуги, однако деятельность "баннерных сетей" зачастую противоречит действующему законодательству. Кроме того, владелец сайта, предоставляя место под рекламную площадку неизвестных ему лиц, товаров и услуг, рискует встретить там не всегда желанную для него рекламу. Для многих "баннерных сетей" нет различия: что и где рекламировать, поэтому рекламу эротических услуг можно встретить на юридических сайтах, и наоборот, и даже рекламу конкурента вполне можно встретить на собственном сайте. Не отрицая возможности участия в баннерообменных сетях, желательно обратить внимание: какие сайты в них участвуют и каковы правила участия (баннеры/сайты какой тематики допускаются/не допускаются к участию). Появление некорректных рекламных модулей на сайте к уголовной ответственности, конечно, не приведет, но репутация может пострадать существенно.
Владелец сайта несет ответственность за все, что появляется на его сайте, в том числе и за то, что он на сайте сам, возможно, и не размещал, например, высказывания посетителей (в "чатах", "форумах", "гостевых книгах"), на иных свободно обновляемых посетителями страницах*(5) сайта. Во избежание недоразумений и с целью более тщательного продумывания посетителями (особенно - анонимными) своих высказываний желательно выработать правила пользования указанными сервисами, использовать системы идентификации пользователей-писателей (например, по IP-адресу компьютера), разместить уведомление, что мнения посетителей могут не совпадать с мнением владельца информационного ресурса, а также проводить предварительное или последующее модерование всех сообщений, размещенных пользователями.
Использование служебной информации
о странице сайта (мета-тегов)
При оформлении страниц сайта для повышения его посещаемости и информирования о его содержимом используются мета-теги (не отображаемая пользователю служебная информация о данной странице сайта). В мета-тегах обычно содержатся краткое описание страницы и ключевые слова, в наибольшей степени отражающие ее суть.
Эти данные используются поисковыми системами при формировании ответа на пользовательский запрос.
Судебные споры, связанные с использованием в мета-тегах чужих фирменных наименований и товарных знаков, не получили у нас в стране распространения. Объясняется это снижением эффективности*(6) мета-тегов и лишними затратами на судебные разбирательства.
Однако подобные споры ведутся за рубежом*(7). Так, в деле "Playboy Enterprises Inc." против "Calvin Designer Label" ответчик поставил на титульной странице своего сервера мета-теги, содержащие зарегистрированные истцом товарные знаки. Суд постановил: ликвидировать нарушения прав истца на товарные знаки. В другом судебном деле, "Instituform Technologies Inc." против "National EnviroTech Group", ответчик включил в мета-теги зарегистрированные товарные знаки и часть фирменного наименования истца. Суд вынес решение в пользу истца, обязав ответчика стереть мета-теги и заново прописаться в ряде поисковых систем и каталогов.
В то же время, учитывая специфику обработки (индексирования) страниц сайта поисковыми системами, следует отметить, что гораздо большую пользу приносит использование чужих средств индивидуализации в тексте страницы сайта, а еще лучше - многократное повторение (поскольку поисковые системы, механически анализируя страницу, запоминают, где и сколько раз им встретилось искомое слово или словосочетание*(8)) и в заголовках страниц (дело в том, что информации в заголовке страницы поисковые системы оценивают как первостепенной важности). Подобные ухищрения не являются авторским изобретением и давно используются недобросовестными владельцами сайтов, однако до судебных разбирательств подобные дела в нашей стране еще не доходили.
Установка гиперссылок
Размещаемые на сайте страницы связываются между собой и со страницами других сайтов посредством особых ссылок, при использовании которых пользователь сразу попадает на указанный в ссылке ресурс. По аналогии с невиртуальным миром указание на другое произведение не нарушает каких-либо прав автора (или владельца ресурса), а потому согласование не требуется. Такую позицию в интернет-спорах разделяет и правосудие. В одном из судебных дел, где упоминалась установка гиперссылки, суд оценил ее так: "указав на своем сайте сведения о месте нахождения на другом сайте романа, ответчик не нарушал никаких прав истца на это произведение, ссылка на сайт третьего лица, помещенная на сайте ответчика, не может служить доказательством факта нарушения авторских прав истца, потому что согласно ст.4 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" воспроизведением считается запись произведения в память ЭВМ".
В то же время глубокая ссылка не дает возможности владельцу информационного ресурса уведомить пользователей о каких-либо предупреждениях, гарантиях или их отсутствии, а также указать о правовом режиме доступной информации в соответствии с п.7 ст.6 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", где указывается, что собственник информационных ресурсов имеет право устанавливать режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним, определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.
Практика Интернета не пошла по пути согласования установки гиперссылок, и, видимо, это следует признать правильным, но если какой-либо информационный ресурс сайта имеет предварительно предупреждение, то предпочтительно устанавливать ссылку именно на предупреждение, через которое осуществляется последующий доступ к такой информации.
Владельцы отдельных сетевых ресурсов пытаются установить иной порядок гиперссылок, однако пока не известно, как правосудие будет на это реагировать. Например, в 2002 г. на официальном сайте Правительства РФ*(9) (www.government.gov.ru *(10)) было указано: "Лица (организации), желающие разместить гиперссылку на Сайт (либо на его отдельные интернет-страницы) с иных интернет-сайтов (интернет-страниц), обязаны получить разрешение на такое размещение гиперссылки в порядке, определяемом:". Там же имеется перечень прав и обязанностей лиц, получивших разрешение, а именно:
"могут разместить собственно гиперссылку, но не вправе копировать информацию, размещенную на Сайте";
"не вправе изменять стандартный вид окна программы просмотра (браузера) или иным способом ограничивать либо модифицировать представление содержания Сайта";
"не вправе размещать на интернет-страницах, содержащих гиперссылки на Сайт, информационные или иные материалы, не соответствующие целям и принципам функционирования Сайта".
Увы, наверное, существование подобных "правил" - естественный этап становления Интернета в нашей стране. Впрочем, и за рубежом в этой сфере не все гладко. Так, в споре*(11) между "Ticketmaster Inc." и фирмой "Microsoft" последняя поставила на своем сайте ссылку, адресующую пользователя к материалам внутри сайта "Ticketmaster". Ссылка такого типа не включала информацию о правообладателе и создателе ресурса, поэтому создавала впечатление у пользователя о принадлежности материалов непосредственно "Microsoft". После осуществления претензионного порядка рассмотрения спора компания "Microsoft" ликвидировала нарушение.
В Великобритании в аналогичном деле ответчик использовал глубокие ссылки на ресурсы истца таким образом, что это лишало возможности последнего реализовывать рекламные показы на своем сайте. Суд признал законными требования истца.
Динамические страницы
Еще одно порождение технического прогресса, ранее неизвестное отечественному праву и правосудию, - "динамические страницы" сайтов. Это означает, что используются программные модули, которые автоматически копируют тексты (чаще всего - новости) с различных сайтов и выводят их в месте своего нахождения, т.е. в месте установки этого скрипта виден только результат его действия (текст новостей, статьи). Получается, что изначально страница с этим содержанием на сайте не существует, она формируется динамически.
На примере это можно объяснить так. Предположим, на сайте N 1 существуют страницы, формирующиеся динамически. Для этого потребуется соответствующий программный модуль, обеспечивающий выполнение этой функции (допустим, это будет "index.php"). Тогда суть происходящего можно объяснить так: "index.php" с данного ему адреса (сайт N 2) берет указанную страницу и показывает целостный текст (статью на сайте N 1). Таким образом, текстов, отображаемых с помощью "index.php" (которые видит посетитель сайта на экране), нет и никогда не было на сайте N 1. Они есть только на сайте N 2, с которого программа ("index.php") их показывает. Понятно, что если автор в тексте своей статьи (на сайте N 2) напишет "www.internet-law.ru - плохой сайт", то и на сайте N 1 эта страница будет выводиться именно с таким текстом, т.к. нарушить целостность текста почти невозможно. Можно привести более понятный (оправдательный) пример использования динамических страниц. Представим: на стенде висит газета. Вам интересно, что в ней написано, но перед ней стоит толпа, которая мешает вам приблизиться, а освещение не позволяет читать с места, где вы находитесь. Вдруг вы замечаете, что в стороне стоит человек, который держит в руках огромное зеркало. Присмотревшись, вы понимаете, что можете легко читать текст с того места, где вы находитесь (будем считать, что изображение отражается верно). Понятно, что если с газетой произойдут какие-либо изменения, то и в зеркале они отразятся. В нашем случае сайт www.internet-law.ru (сайт N 1 - прим. автора) "держит зеркало"*(12).
Соблазн использования динамических страниц велик не только потому, что позволяет существенно упростить труд обновления сайта. Дело в том, что при использовании динамических страниц "цитируемая" страница (сайта N 2) воспринимается как входящая в состав "цитирующего" сайта*(13) (N 1), а поскольку с "цитируемой" страницы есть внутренние ссылки на свой сайт (N 2), то порой оказывается, что поисковые системы весь сайт N 2 индексируют как входящий в состав сайт N 1. Не нужно долго объяснять, какие преимущества это дает владельцу сайта N 1. Можно попытаться в "динамическом" виде обработать какой-либо большой интернет-каталог, и это даст невероятную посещаемость "динамического сайта" с несуществующим контентом, что может иметь реальное денежное выражение, например, при размещении реклам на таком сайте, поскольку реклама обычно оплачивается по количеству ее показов.
С юридической точки зрения представляется, что поскольку динамические страницы не перенаправляют посетителя на другой сайт, а сами считывают с него информацию и предъявляют ее пользователю, то это можно считать аналогом цитирования. Однако закон допускает цитирование только в объеме, оправданном целью цитирования, а в данном случае оно осуществляется в полном объеме. Следовательно, это уже не цитирование, а фактически перепечатка. Кроме того, будет иметь место воспроизведение. Воспроизведение произведения - изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением*(14). Таким образом, если динамически формируется страница новостей, то правонарушения может и не быть (при надлежащем уведомлении), во всех остальных случаях нарушение авторских прав будет наверняка.
Кроме того, специфика формирования динамических страниц порождает проблему и другого характера - если динамическая страница сама считывает контрафактный материал. В суде владельцу такого интернет-ресурса будет сложно доказать, что он "ни при чем". Обычная распечатка динамической страницы не позволяет выяснить, является ли она таковой. Для этого необходимо исследование программных модулей, положенных в основу Интернет-ресурса.
А.Г. Серго,
юрист, преподаватель МГЮА,
научная проблематика - Интернет и право
"Право и экономика", N 3, март 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В последнее время получила распространение технология хранения информационной составляющей сайта (контента) в базе данных, например, MySQL. Такой сайт может физически содержать только несколько html-страниц или шаблонов, а остальные мгновенно формировать при обращении пользователей.
*(2) К электронным произведениям относятся все виды произведений, указанные в Законе "Об авторском праве и смежных правах" (литературные, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические, произведения изобразительного искусства, дизайна и другие), выраженные в цифровой форме.
*(3) Программа для ЭВМ - объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
*(4) По сути это тот же рекламный буклет, только в другом исполнении.
*(5) На отдельных сайтах стали формировать новости (и даже целые разделы) силами пользователей. Подобный сервис должен предоставляться как минимум зарегистрированным посетителям сайта.
*(6) Современные поисковые машины анализируют весь текст страницы, а не только мета-теги, что дает более верные данные о ее содержимом. Более того, многие поисковые системы вообще игнорируют записи в полях мета-тегов для наиболее объективного анализа содержимого страницы.
*(7) См.: Наумов В.Б.. Проблемы реализации авторских прав в сети Интернет // МИР МЕДИА ХХI. - 1999. - N 1.
*(8) Так, например, по запросу "UNESCO" поисковые машины не обязательно выведут пользователя на сайты www.unesco.com или www.unesco.ru. Они укажут на страницы, в тексте (или заголовках) которых это слово встречается наибольшее число раз (опуская иные подробности).
*(9) См.: Сайт Правительства РФ (письмо посетителя) // Компьютерра. 2002. N 31 (456).
*(10) Примечательно, что сайт более верхнего уровня (www.gov.ru) называется "Russian Government Internet Network Home Page".
*(11) См.: Наумов В.Б. Там же.
*(12) Подробнее см. http://www.internet-law.ru/intlaw/about-php.htm.
*(13) Если это не было специально запрещено владельцем сайта N 1.
*(14) Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой статус сайта
Автор
А.Г. Серго - юрист, преподаватель МГЮА, научная проблематика - Интернет и право
Родился 21 января 1978 г. в Москве. Окончил МГЮА в 2000 г. С 1998 по 2000 год состоял в Московской областной коллегии адвокатов. С 2000 г. - член кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, Специалист по вопросам интеллектуальной собственности в Интернете. С 1999 по 2001 год участвовал в разработке законопроекта на пересечении избирательных и компьютерных технологий, сотрудничал с НИЦИПТ (Научно-исследовательским центром информационных правовых технологий). Автор более 50 статей по тематике "Интернет и право", ведущий проекта "Интернет и право" (www.internet-law.ru)
"Право и экономика", 2003, N 3