г. Краснодар |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А61-5509/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - муниципального унитарного предприятия "Владикавказские водопроводные сети" (ИНН 1513000745, ОГРН 1101513000654) - Баскаева Т.А. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2632101222, ОГРН 1127747288910), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 43306 3, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.02.2018 (судья Носенко М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 (судьи Афанасьева Л.В.,
Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А61-5509/2017, установил следующее.
Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП "Владикавказские водопроводные сети" (далее - предприятие) к ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 01.02.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.04.2018, в удовлетворении требования отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях предприятия состава вмененного ему административного правонарушения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что предприятие на уведомление АО "Севкавказэнерго" (гарантирующий поставщик) не отреагировало, что свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Вина предприятия в непринятии всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение порядка определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядка предоставления указанного обеспечения. В связи с тем, что предприятие в установленный уведомлением срок не погасило имеющуюся перед гарантирующим поставщиком задолженность, не предоставило ему банковскую, муниципальную, государственную гарантию либо обеспечение исполнения обязательств иными способами, в его действиях имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя предприятия, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что между АО "Севкавказэнерго" (гарантирующий поставщик) и предприятием (абонент) заключены договоры энергоснабжения от 01.05.2011 N 1472 и 16493, в рамках которых у предприятия перед гарантирующим поставщиком за март - май 2017 года образовалось 66 139 300 рублей 41 копейки задолженности по оплате электрической энергии (мощности).
Поскольку ограничение режима потребления электрической энергии предприятия может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, а он не обеспечил исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) по ее оплате в установленные сроки, АО "Севкавказэнерго" направило в управление 20.10.2017 заявление N 015/1036 о возбуждении в отношении предприятия дела об административном правонарушении по статье 14.61 Кодекса за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате.
На основании указанного заявления управление 24.10.2017 возбудило дело об административном правонарушении и назначило проведение административного расследования в отношении предприятия.
По результатам проведенной проверки в связи с выявленными нарушениями управление в отношении предприятия составило протокол об административном правонарушении от 21.11.2017 N 2319-з.10 по статье 14.61 Кодекса, который вместе с материалами проверки направило в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предприятия к ответственности по статье 14.61 Кодекса.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Статьей 14.61 Кодекса установлена ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Абзацем 1 пункта 255 Изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2017 N 139 (далее - Изменения) установлено, что потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
Исходя из пункта 256 Изменений гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 Изменений критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 Изменений критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств (пункт 258 Изменений).
Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее, чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 259 Изменений).
Обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 Изменений критерию и определен гарантирующим поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации. Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
По согласованию с гарантирующим поставщиком потребителем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором (пункт 260 Изменений).
Пунктом 264 Изменений предусмотрено, что в случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 Изменений критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 Изменений уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 настоящего документа, а также предусмотренную данным пунктом Изменений информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов).
Согласно пункту 3.1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливают критерии, при соответствии которым у энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления сетевой организации обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, а также порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, требования к условиям его предоставления.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии предоставляется потребителями услуг по передаче электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными сетевыми организациями в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых по договорам оказания данных услуг.
Указанными в настоящем пункте потребителями услуг по передаче электрической энергии по согласованию с сетевой организацией может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.07.2017 по делу N А61-3290/2014 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Предприятие 27.06.2017 получило уведомление АО "Севкавказэнерго" от 26.06.2017 N 04-01/1890, которым предприятию предложено не позднее 60-ти дней с момента получения уведомления предоставить банковские гарантии в размере 14 634 133 рубля и 51 505 166 рублей каждая (л. д. 72 - 74 т. 1).
Во исполнение указанного уведомления предприятие направило в Северо-Осетинский региональный филиал Россельхозбанка, Северо-Осетинское отделение N 8632 ПАО "Сбербанк России" и ПАО "Банк ВТБ" письма от 25.07.2017 N 901 с просьбой о предоставлении указанной банковской гарантии (л. д. 81, 99 т. 1;
л. д. 7 т. 2).
ПАО "Сбербанк России" 11.10.2017 ответил, что в соответствии с внутренними нормативными документами банка организациям, в отношении которых арбитражный судом вынесено определение/решение о введении одной из процедур банкротства, предоставление банковской гарантии не представляется (л. д. 82 т. 1). Другие банковские учреждения, как пояснило предприятие, об отказе сообщили устно.
Предприятие в соответствии с пунктом 260 Изменений приняло меры к согласованию с АО "Севкавказэнерго" предоставления муниципальной гарантии исполнения обязательств по договорам энергоснабжения (л. д. 79, 80, 83 т. 1), направило соответствующие запросы главе МО г. Владикавказ, главе администрации МО г. Владикавказ от 07.07.2017 N 842, 842/1 с просьбой о рассмотрении возможности предоставления муниципальной гарантии исполнения указанных обязательств (л. д. 75 - 78 т. 1).
Ответом комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации МО г. Владикавказ от 24.10.2017 N 6663п-2536 сообщено об отсутствии у администрации возможности принятия на себя обязательств гаранта в связи с наличием значительной кредиторской задолженности и необходимости исполнения текущих обязательств (л. д. 84 т. 1).
Ссылаясь на статью 133 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", обязывающую конкурсного управляющего использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), с учетом открытия предприятием в ПАО "Сбербанк" (Северо-Осетинское отделение N 8632) счета, судебные инстанции сочли направление в эту кредитную организацию соответствующего запроса о выдаче банковской гарантии правомерным. Банк отказал в предоставлении гарантии по указанной выше причине.
Исходя из изложенного, суд сделал вывод о принятии предприятием необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, однако, в силу не зависящих от него причин оно не смогло выполнить требование АО "Севкавказэнерго" о предоставлении банковской гарантии.
Эти конкретные обстоятельства дела повлекли вывод суда об отсутствии в действиях предприятия вмененного ему состава правонарушения. Доводы жалобы фактически сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательств. Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.02.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 по делу N А61-5509/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.