• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2018 г. N Ф08-4663/18 по делу N А63-5136/2017

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Судами установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета от 26.08.2005 N 74 переоформлено право постоянного бессрочного пользования ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ земельными участками сельскохозяйственного назначения общей площадью 30808,4 га на право аренды сроком на 49 лет. Администрацией муниципального образования Каясулинского сельсовета и ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ 30.09.2005 заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:22:000000:0065, находящегося на территории муниципального образования Каясулинского сельсовета, для хозяйственного ведения, общей площадью 30808,4 га. На земельном участке имеются объекты недвижимости, находящиеся на балансе ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ (пункт 1.2). Договор заключен на срок с 30.09.2005 по 29.09.2054 и прошел процедуру государственной регистрации (запись от 16.11.2005 N 26-26-22/002/2005-301). На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2005 N 13026-р, приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 23.09.2005 N 287 и распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.12.2006 N 903 ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ преобразовано в ОАО "Каясулинское", которое является правопреемником государственного предприятия (пункт 1.1 устава акционерного общества). Право собственности Российской Федерации на участок земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 30808,4 га, с кадастровым номером 26:22:000000:006518 зарегистрировано в ЕГРН 06.10.2006 (запись N 26-26-12/046/2006-532). Дополнительным соглашением от 23.06.2007 в договор аренды внесены изменения в наименования арендодателя (на территориальное управление) и арендатора (на общество). Названное соглашение зарегистрировано в ЕГРН 20.09.2007 (запись N 26-26-27/006/2007-121). Дополнительным соглашением от 12.11.2008 N 289 в договор аренды внесены изменения в части размера арендной платы. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на основании выполненного ООО "Универсал-Аудит" отчета N 541/2 "Об определении рыночной стоимости годовой арендной платы за объект оценки, расположенный по адресу: Ставропольский край, Нефтекумский район, в границах ФГУП ОПХ "Каясулинское"", заключения территориального управления от 21.08.2008 N 222-В/2008, годовой размер арендной платы за участок составляет 267 165 рублей. В соглашении от 12.11.2008 N 289 стороны также предусмотрели, что размер арендной платы может изменяться арендодателем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением арендатора при существенном изменении рыночной стоимости земельных участков, но не реже одного раза в пять лет. Указанное соглашение зарегистрировано в ЕГРН 20.02.2009 (запись N 26-26-22/002/2009-159). Распоряжением территориального управления от 11.01.2017 N 2 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в государственную собственность Ставропольского края" земельный участок с кадастровым номером 26:22:000000:65 площадью 304 501 870 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, из федеральной собственности передан в собственность Ставропольского края, право собственности которого зарегистрировано в ЕГРН 15.02.2017 (запись N 26:22:000000:65-26/016/2017-3) с сохранением обременения (аренда общества до 29.09.2054). Ссылаясь на неправильное установление сторонами в договоре аренды земельного участка от 30.09.2005 размера арендной платы, министерство оспорило указанный договор в арбитражном суде. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 12, 124, 166, 168, 421, 424, 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Учтены судами также разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" и от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", а также в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Судебные инстанции исходили из того, что арендная плата (порядок ее определения) по договору аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, является регулируемой и определяется на основании нормативных правовых актов публично-правового образования. Стороны ограничены в таком проявлении принципа свободы договора, как право определять условия договора самостоятельно. Несмотря на то, каким образом стороны определили в договоре данное условие, применяется порядок определения арендной платы, предусмотренный нормативным правовым актом. Следовательно, неправильное определение в договоре аренды земельного участка порядка ее исчисления не образует нарушение требований закона, являющихся основанием для признания его недействительным. Арендодатель в этом случае вправе требовать внесения арендной платы в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, независимо от внесения изменений в договор аренды. Поэтому определение в договоре от 30.09.2005 (в редакции соглашения от 12.11.2008 N 289) размера арендной платы за земельный участок на основании отчета об оценке, что не соответствовало пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период), не может служить основанием для удовлетворения иска. Процедура предоставления земельного участка обществу завершена в 2005 году. Министерство стороной договора от 30.09.2005 аренды земельного участка не являлось до 2017 года. Признание договора аренды недействительным не восстановит каких-либо имущественных прав министерства, следовательно, истец не может рассматриваться в качестве лица, заинтересованного в оспаривании арендной сделки. Учитывая, что арендная плата по договору аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, является регулируемой, данное условие является восполнимым (статья 180 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому неправильное определение в договоре размера арендной платы не может рассматриваться как условие, посягающее на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, а соответственно не может являться основанием для признания этого условия недействительным (ничтожным).

...

Рассмотрев ходатайство министерства, выслушав представителя истца (подателя кассационной жалобы), судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ от кассационной жалобы не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав других лиц. Ходатайство об отказе от кассационной жалобы подписано уполномоченным представителем министерства.

Принимая во внимание изложенное, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает возможным удовлетворить заявленное министерством ходатайство, принять отказ от кассационной жалобы и на основании статей 49, 282 Кодекса прекратить производство по жалобе истца на решение от 10.10.2017 и апелляционное постановление от 16.03.2018.

...

принять отказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018 по делу N А63-5136/2017."