г. Краснодар |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А63-5136/2017 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), ответчиков - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 102635006462), акционерного общества "Каясулинское" (ИНН 2614020059, ОГРН 1072646001570) и третьих лиц: прокуратуры Ставропольского края, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, при рассмотрении кассационной жалобы министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2017 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018 (судьи Джамбулатов С.И., Жуков Е.В., Сомов Е.Г.) по делу N А63-5136/2017, установил следующее.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление) и открытому акционерному обществу "Каясулинское" (далее - общество) с иском, в котором просило:
- признать недействительным договор от 30.09.2005 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:65 из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Ставропольский край, Нефтекумский район, федеральное государственное унитарное предприятие Опытно-производственное хозяйство "Каясулинское", заключенный между территориальным управлением (арендодатель) и обществом (арендатор), в редакциях дополнительных соглашений от 06.02.2007 и от 12.11.2008 N 289;
- применить последствия недействительности сделки в виде погашения (аннулирования) в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) записи о государственной регистрации договора от 30.09.2005 аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судами установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета от 26.08.2005 N 74 переоформлено право постоянного бессрочного пользования ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ земельными участками сельскохозяйственного назначения общей площадью 30808,4 га на право аренды сроком на 49 лет. Администрацией муниципального образования Каясулинского сельсовета и ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ 30.09.2005 заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:22:000000:0065, находящегося на территории муниципального образования Каясулинского сельсовета, для хозяйственного ведения, общей площадью 30808,4 га. На земельном участке имеются объекты недвижимости, находящиеся на балансе ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ (пункт 1.2). Договор заключен на срок с 30.09.2005 по 29.09.2054 и прошел процедуру государственной регистрации (запись от 16.11.2005 N 26-26-22/002/2005-301). На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2005 N 13026-р, приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 23.09.2005 N 287 и распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.12.2006 N 903 ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ преобразовано в ОАО "Каясулинское", которое является правопреемником государственного предприятия (пункт 1.1 устава акционерного общества). Право собственности Российской Федерации на участок земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 30808,4 га, с кадастровым номером 26:22:000000:006518 зарегистрировано в ЕГРН 06.10.2006 (запись N 26-26-12/046/2006-532). Дополнительным соглашением от 23.06.2007 в договор аренды внесены изменения в наименования арендодателя (на территориальное управление) и арендатора (на общество). Названное соглашение зарегистрировано в ЕГРН 20.09.2007 (запись N 26-26-27/006/2007-121). Дополнительным соглашением от 12.11.2008 N 289 в договор аренды внесены изменения в части размера арендной платы. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на основании выполненного ООО "Универсал-Аудит" отчета N 541/2 "Об определении рыночной стоимости годовой арендной платы за объект оценки, расположенный по адресу: Ставропольский край, Нефтекумский район, в границах ФГУП ОПХ "Каясулинское"", заключения территориального управления от 21.08.2008 N 222-В/2008, годовой размер арендной платы за участок составляет 267 165 рублей. В соглашении от 12.11.2008 N 289 стороны также предусмотрели, что размер арендной платы может изменяться арендодателем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением арендатора при существенном изменении рыночной стоимости земельных участков, но не реже одного раза в пять лет. Указанное соглашение зарегистрировано в ЕГРН 20.02.2009 (запись N 26-26-22/002/2009-159). Распоряжением территориального управления от 11.01.2017 N 2 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в государственную собственность Ставропольского края" земельный участок с кадастровым номером 26:22:000000:65 площадью 304 501 870 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, из федеральной собственности передан в собственность Ставропольского края, право собственности которого зарегистрировано в ЕГРН 15.02.2017 (запись N 26:22:000000:65-26/016/2017-3) с сохранением обременения (аренда общества до 29.09.2054). Ссылаясь на неправильное установление сторонами в договоре аренды земельного участка от 30.09.2005 размера арендной платы, министерство оспорило указанный договор в арбитражном суде. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 12, 124, 166, 168, 421, 424, 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Учтены судами также разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" и от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", а также в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Судебные инстанции исходили из того, что арендная плата (порядок ее определения) по договору аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, является регулируемой и определяется на основании нормативных правовых актов публично-правового образования. Стороны ограничены в таком проявлении принципа свободы договора, как право определять условия договора самостоятельно. Несмотря на то, каким образом стороны определили в договоре данное условие, применяется порядок определения арендной платы, предусмотренный нормативным правовым актом. Следовательно, неправильное определение в договоре аренды земельного участка порядка ее исчисления не образует нарушение требований закона, являющихся основанием для признания его недействительным. Арендодатель в этом случае вправе требовать внесения арендной платы в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, независимо от внесения изменений в договор аренды. Поэтому определение в договоре от 30.09.2005 (в редакции соглашения от 12.11.2008 N 289) размера арендной платы за земельный участок на основании отчета об оценке, что не соответствовало пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период), не может служить основанием для удовлетворения иска. Процедура предоставления земельного участка обществу завершена в 2005 году. Министерство стороной договора от 30.09.2005 аренды земельного участка не являлось до 2017 года. Признание договора аренды недействительным не восстановит каких-либо имущественных прав министерства, следовательно, истец не может рассматриваться в качестве лица, заинтересованного в оспаривании арендной сделки. Учитывая, что арендная плата по договору аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, является регулируемой, данное условие является восполнимым (статья 180 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому неправильное определение в договоре размера арендной платы не может рассматриваться как условие, посягающее на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, а соответственно не может являться основанием для признания этого условия недействительным (ничтожным).
Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Истец полагает, что условие договора аренды от 30.09.2005 (в редакции дополнительного соглашения от 12.11.2008 N 289) об установлении размера арендной платы за земельный участок на основании отчета об оценке противоречило нормам земельного законодательства, действовавшим в спорный период. Являясь представителем публичного собственника (Ставропольского края) земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:65 площадью 304 501 870 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, министерство (как новый арендодатель) вправе оспаривать договор аренды от 30.09.2005 (в редакциях дополнительных соглашений от 06.02.2007 и от 12.11.2008 N 289).
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
17 июля 2017 года от министерства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы и прекращении производства по ней на основании статьи 282 Кодекса. Ходатайство подписано представителем министерства Анферовой Д.В., действующей на основании доверенности от 05.09.2017 (выдана на срок до 31.08.2018 с правами, в том числе, обжалования судебных актов, полного или частичного отказа от исковых требований). Указанное лицо представляло интересы министерства в Арбитражном суде Ставропольского края. Копия доверенности от 05.09.2017 (выдана министром Газаровым А.А.) имеется в материалах дела; такая же доверенность к кассационной жалобе министерства на состоявшиеся судебные акты.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили.
На основании части 1 статьи 282 Кодекса суд кассационной инстанции прекращает производство по кассационной жалобе, если после принятия ее к производству суда от лица, ее подавшего, поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы и отказ принят судом в соответствии со статьей 49 названного Кодекса.
В силу части 5 статьи 49 Кодекса арбитражный суд не принимает отказ от кассационной жалобы, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Рассмотрев ходатайство министерства, выслушав представителя истца (подателя кассационной жалобы), судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ от кассационной жалобы не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав других лиц. Ходатайство об отказе от кассационной жалобы подписано уполномоченным представителем министерства.
Принимая во внимание изложенное, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает возможным удовлетворить заявленное министерством ходатайство, принять отказ от кассационной жалобы и на основании статей 49, 282 Кодекса прекратить производство по жалобе истца на решение от 10.10.2017 и апелляционное постановление от 16.03.2018.
В случае прекращения производства по кассационной жалобе повторное обращение того же лица по тем же основаниям в суд с кассационной жалобой не допускается (часть 3 статьи 282 Кодекса).
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), в связи с чем, вопрос о ее возврате судом округа не рассматривается.
Руководствуясь статьями 49, 184, 282, 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ОПРЕДЕЛИЛ:
принять отказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018 по делу N А63-5136/2017.
Производство по кассационной жалобе прекратить.
Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке, установленном статьей 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета от 26.08.2005 N 74 переоформлено право постоянного бессрочного пользования ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ земельными участками сельскохозяйственного назначения общей площадью 30808,4 га на право аренды сроком на 49 лет. Администрацией муниципального образования Каясулинского сельсовета и ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ 30.09.2005 заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:22:000000:0065, находящегося на территории муниципального образования Каясулинского сельсовета, для хозяйственного ведения, общей площадью 30808,4 га. На земельном участке имеются объекты недвижимости, находящиеся на балансе ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ (пункт 1.2). Договор заключен на срок с 30.09.2005 по 29.09.2054 и прошел процедуру государственной регистрации (запись от 16.11.2005 N 26-26-22/002/2005-301). На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2005 N 13026-р, приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 23.09.2005 N 287 и распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.12.2006 N 903 ФГУП ОПХ "Каясулинское" СтавНИИГиМ преобразовано в ОАО "Каясулинское", которое является правопреемником государственного предприятия (пункт 1.1 устава акционерного общества). Право собственности Российской Федерации на участок земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 30808,4 га, с кадастровым номером 26:22:000000:006518 зарегистрировано в ЕГРН 06.10.2006 (запись N 26-26-12/046/2006-532). Дополнительным соглашением от 23.06.2007 в договор аренды внесены изменения в наименования арендодателя (на территориальное управление) и арендатора (на общество). Названное соглашение зарегистрировано в ЕГРН 20.09.2007 (запись N 26-26-27/006/2007-121). Дополнительным соглашением от 12.11.2008 N 289 в договор аренды внесены изменения в части размера арендной платы. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на основании выполненного ООО "Универсал-Аудит" отчета N 541/2 "Об определении рыночной стоимости годовой арендной платы за объект оценки, расположенный по адресу: Ставропольский край, Нефтекумский район, в границах ФГУП ОПХ "Каясулинское"", заключения территориального управления от 21.08.2008 N 222-В/2008, годовой размер арендной платы за участок составляет 267 165 рублей. В соглашении от 12.11.2008 N 289 стороны также предусмотрели, что размер арендной платы может изменяться арендодателем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением арендатора при существенном изменении рыночной стоимости земельных участков, но не реже одного раза в пять лет. Указанное соглашение зарегистрировано в ЕГРН 20.02.2009 (запись N 26-26-22/002/2009-159). Распоряжением территориального управления от 11.01.2017 N 2 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в государственную собственность Ставропольского края" земельный участок с кадастровым номером 26:22:000000:65 площадью 304 501 870 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, из федеральной собственности передан в собственность Ставропольского края, право собственности которого зарегистрировано в ЕГРН 15.02.2017 (запись N 26:22:000000:65-26/016/2017-3) с сохранением обременения (аренда общества до 29.09.2054). Ссылаясь на неправильное установление сторонами в договоре аренды земельного участка от 30.09.2005 размера арендной платы, министерство оспорило указанный договор в арбитражном суде. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 12, 124, 166, 168, 421, 424, 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Учтены судами также разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" и от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", а также в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Судебные инстанции исходили из того, что арендная плата (порядок ее определения) по договору аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, является регулируемой и определяется на основании нормативных правовых актов публично-правового образования. Стороны ограничены в таком проявлении принципа свободы договора, как право определять условия договора самостоятельно. Несмотря на то, каким образом стороны определили в договоре данное условие, применяется порядок определения арендной платы, предусмотренный нормативным правовым актом. Следовательно, неправильное определение в договоре аренды земельного участка порядка ее исчисления не образует нарушение требований закона, являющихся основанием для признания его недействительным. Арендодатель в этом случае вправе требовать внесения арендной платы в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, независимо от внесения изменений в договор аренды. Поэтому определение в договоре от 30.09.2005 (в редакции соглашения от 12.11.2008 N 289) размера арендной платы за земельный участок на основании отчета об оценке, что не соответствовало пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период), не может служить основанием для удовлетворения иска. Процедура предоставления земельного участка обществу завершена в 2005 году. Министерство стороной договора от 30.09.2005 аренды земельного участка не являлось до 2017 года. Признание договора аренды недействительным не восстановит каких-либо имущественных прав министерства, следовательно, истец не может рассматриваться в качестве лица, заинтересованного в оспаривании арендной сделки. Учитывая, что арендная плата по договору аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, является регулируемой, данное условие является восполнимым (статья 180 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому неправильное определение в договоре размера арендной платы не может рассматриваться как условие, посягающее на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, а соответственно не может являться основанием для признания этого условия недействительным (ничтожным).
...
Рассмотрев ходатайство министерства, выслушав представителя истца (подателя кассационной жалобы), судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ от кассационной жалобы не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав других лиц. Ходатайство об отказе от кассационной жалобы подписано уполномоченным представителем министерства.
Принимая во внимание изложенное, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает возможным удовлетворить заявленное министерством ходатайство, принять отказ от кассационной жалобы и на основании статей 49, 282 Кодекса прекратить производство по жалобе истца на решение от 10.10.2017 и апелляционное постановление от 16.03.2018.
...
принять отказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018 по делу N А63-5136/2017."
Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2018 г. N Ф08-4663/18 по делу N А63-5136/2017