г. Краснодар |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А15-2359/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего судьи Анциферова В.А.,
судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И.
в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива "Луткунский" (ИНН 0504009860, ОГРН 1050523002067), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Луткунский" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.09.2017(судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 (судьи Макарова Н.В., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А15-2359/2017,
установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Луткунский" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление) о признании незаконными изложенных в письмах от 23.01.2017 N 05/140/012/2016-33755, от 23.01.2017 N 05/140/012/2016-33783 решений об отказе в государственной регистрации договора от 14.11.2016 N 79 аренды земельного участка площадью 2419,7743 га с кадастровым номером 05:04:000112:0007, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Тарумовский район, (далее - договор аренды N 79, земельный участок с кадастровым номером 05:04:000112:0007) и договора от 14.11.2016 N 80 аренды земельного участка площадью 106,2633 га с кадастровым номером 05:04:000112:0006, расположенного по адресу: Республики Дагестан, Тарумовский район (далее - договор аренды N 80, земельный участок с кадастровым номером 05:04:000112:0006), о понуждении к осуществлению государственной регистрации указанных договоров аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.09.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018, в удовлетворении заявления отказано ввиду непредставления кооперативом управлению доказательств соблюдения публичных процедур при заключении договоров аренды N 79, 80 и наличия у заявителя права на приобретение земельных участков с кадастровыми номерами 05:04:000112:0007, 05:04:000112:0006 в аренду на неконкурентных началах.
Кооператив обжаловал решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.09.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Заявления о государственной регистрации договоров аренды подано в период действия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 6 которого права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления указанного закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей. Право аренды на земельные участки возникло у кооператива на основании распоряжения правительства Республики Дагестан от 03.10.1995 N 489-Р до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, в связи с чем договоры аренды N 79, 80 являются действительными и их заключение без проведения торгов соответствует требованиям законодательства.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что распоряжением правительства Республики Дагестан от 03.10.1995 N 489-р принято предложение Госкомзема Республики Дагестан, администраций Ахтынского и Докузпаринского районов о предоставлении хозяйствам Ахтынского и Докузпаринского районов, переводящим поголовье из Муганской степи Азербайджанской Республики, зарезервированных распоряжением Совета Министров Республики Дагестан от 11.06.1994 N 266-р 40 тыс. га земель, освобожденных хозяйствами Республики Грузия в Кочубеевской зоне отгонного животноводства. Госкомзему предписано выполнить работы по межхозяйственному землеустройству, установлению границ и выдаче документов на право пользования землей, а также внести соответствующие изменения в земельно-учетные документы и планово-картографические материалы хозяйств и районов. Из приложения к указанному распоряжению следует, что кооперативу предоставлены земельные участки площадью 2500 га.
Земельный участок площадью 2500 га поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером 05:04:000112:0007. Министерство и кооператив подписали договор от 18.10.2006 N 61 аренды земельного участка площадью 2500 га с кадастровым номером 05:04:000112:0007 в целях ведения отгонного животноводства до 02.10.2055. Договор в установленном порядке не зарегистрирован.
Распоряжением Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 14.11.2016 N 327-р договор от 18.10.2006 N 61 аренды земельного участка площадью 2500 га с кадастровым номером 05:04:000112:0007 расторгнут. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 05:04:000112:0007 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 05:04:000112:0007, 05:04:000112:0006. Принято решение заключить договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 05:04:000112:0007, 05:04:000112:0006 на 39 лет до 02.11.2055. Комитет и кооператив подписали соответствующие договоры аренды N 79, 80.
Во исполнение пунктов 8.4 договоров аренды N 79, 80 кооператив 09.12.2016 обратился в управление с заявлениями о государственной регистрации названных договоров. Уведомлениями от 21.12.2016 N 05/140/012/2016-33755, 05/140/012/2016-33783 заявитель был извещен о принятых решениях о приостановлении государственной регистрации договоров аренды N 79, 80 до 23.01.2017, а сообщениями от 23.01.2017 - о принятых решениях об отказе в осуществлении государственной регистрации указанных договоров, в том числе в связи с отсутствием доказательств государственной регистрации договора от 18.10.2006 N 61 аренды земельного участка площадью 2500 га с кадастровым номером 05:04:000112:0007 и наличия у кооператива права на приобретение в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 05:04:000112:0007, 05:04:000112:0006 без соблюдения публичных процедур, а также доказательств соблюдения таких процедур при подписании договоров аренды N 79, 80.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения кооператива в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса).
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определена как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения, в том числе актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. В государственной регистрации может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Отказ в государственной регистрации либо уклонения соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены (статьи 2, 9, 13, 16, 17, 20 Закона N 122-ФЗ). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (статья 16 и пункт 2 статьи 17 Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в действовавшей в момент подписания сторонами договоров аренды N 79, 80 редакции, гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которого у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
По общему правилу, предусмотренному Земельным кодексом, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6).
Без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае его предоставления арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. При этом заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения, суды первой и апелляционной инстанций вправе были заключить о следующем.
Предоставляя на государственную регистрацию договоры аренды N 79, 80 кооператив не подтвердил, что у него имелось преимущественное право на приобретение в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 05:04:000112:0007, 05:04:000112:0006 без соблюдения публичных процедур (на неконкурентных началах), в том числе доказательства использования исходного земельного участка площадью 2500 га с кадастровым номером 05:04:000112:0007 на основании заключенного (действовавшего) договора аренды. Договор аренды от 18.10.2006 N 61 не мог служить доказательством, поскольку ни регистрирующему органу, ни суду заявитель не подтвердил факт того, что этот договор был зарегистрирован в соответствии с требованиями действовавшего в момент его подписания Закона N 122-ФЗ. До вступления в силу Закона N 122-ФЗ распоряжение правительства Республики Дагестан от 03.10.1995 N 489-р в части предоставления кооперативу на каком-либо праве земельных участков площадью 2500 га реализовано не было. Принятие уполномоченным органом названного распоряжения само по себе не повлекло возникновение у кооператива права (вещного или обязательственного) на исходный земельный участок площадью 2500 га с кадастровым номером 05:04:000112:0007.
Соответствие названных выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение вышеприведенных норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.09.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 по делу N А15-2359/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.