г. Краснодар |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А32-49166/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), заинтересованного лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьего лица - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Крыловского района", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2018 (судья Шепель А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ильина М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-49166/2017, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказов управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) от 20.09.2017 N 23/043/001/802/2017-1834, от 20.09.2017 N 23/043/001/802/2017-1837, от 20.09.2017 N 23/043/001/802/2017-1836 в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и возложении на управление обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости запись о регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, ст. Крыловская, ул. Пушкина, 24: нежилое здание (сарай) общей площадью 25,9 кв. м с кадастровым номером 23:14:0301002:9359; сооружение (канализационный колодец) общим объемом 1 куб. м с кадастровым номером 23:14:0301002:9487; нежилое здание (уборная) общей площадью 1,0 кв. м с кадастровым номером 23:14:0301002:9485.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ КК ЦЗН Крыловского района (далее - учреждение).
Решением от 07.02.2018 (с учетом определения от 21.02.18 об исправлении технической опечатки), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.05.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суды не учли, что в представленных на государственную регистрацию документах не указаны объекты с кадастровыми номерами 23:14:0301002:9356, 23:14:0301002:9485, 23:14:0301002:9487, соответственно, они не отвечают требованиям статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Основания для осуществления регистрационных действий отсутствовали.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 20.04.1994 администрация Крыловского района (продавец) и Крыловский районный центр занятости населения (покупатель) заключили договор купли-продажи, согласно которому учреждение приобрело в собственность строение капитального типа по адресу: ст. Крыловская, ул. Пушкина, 18 а, расположенный на территории площадью 960 кв. м в границах, отведенных под строительство объекта.
Постановлением главы администрации Крыловского района Краснодарского края от 23.05.1994 N 175 "О закреплении земельного участка за Бюро занятости населения по ул. Пушкина, 18а" земельный участок площадью 960 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, ст. Крыловская, ул. Пушкина, 18а, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением.
Распоряжением управления от 29.11.2006 N 549-Р "О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Краснодарского края" учреждение передано в собственность Краснодарского края.
По акту приема-передачи федеральных государственных учреждений (центров занятости населения) как имущественных комплексов в собственность Краснодарского края от 04.12.2006 N 023/2006-1 территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Краснодарского края передало, а администрация Краснодарского края приняла 45 федеральных государственных учреждений.
Согласно пункту 21 указанного акта приема-передачи, в числе передаваемых государственных учреждений указано учреждение, расположенное по адресу: Краснодарский край, ст. Крыловская, ул. Пушкина, 18а.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 10.05.2008 N 23-АД 865942, право собственности на административное здание с верандой (литеры "Б", "б") площадью 116,98 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, ст. Крыловская, ул. Пушкина, 18а, зарегистрировано за Краснодарским краем.
Распоряжением администрации Крыловского сельского поселения Крыловского района от 25.02.2013 N 79-р изменен адресный номер земельного участка, на котором расположено здание, принадлежащее учреждению: Краснодарский край, ст. Крыловская, ул. Пушкина, 24 с присвоением кадастрового номера 23:14:0301002:444.
Суды установили, что административное здание и спорные объекты недвижимого имущества расположены на одном земельном участке с кадастровым номером 23:14:0301002:444.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту на административное здание с верандой по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, ст. Крыловская, ул. Пушкина, 24, по состоянию на 03.09.2012 спорные помещения возведены в 1978 году.
Департамент обратился в Межмуниципальный отдел по Крыловскому и Павловскому районам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на нежилое здание (сарай) общей площадью 25,9 кв. м с кадастровым номером 23:14:0301002:9356, сооружение (канализационный колодец) общим объемом 1 куб. м с кадастровым номером 23:14:0301002:9487 и нежилое здание (уборная) общей площадью 1 кв. м с кадастровым номером 23:14:0301002:9485, расположенные по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, ст. Крыловская, ул. Пушкина, 24.
В приложении к заявлениям о государственной регистрации департаментом представлены следующие документы: доверенность; кадастровый паспорт здания; распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 N 549-р; приложение N 21 к акту приема-передачи; акт приема-передачи имущества от 11.01.2007; перечень имущества, приобретенного в декабре 2006 года;
акт приема-передачи федеральных государственных учреждений (центров занятости населения) как имущественных комплексов в собственность Краснодарского края от 04.12.2006 N 023/2006-1.
20 сентября 2017 года управление отказало в государственной регистрации права собственности на сарай с кадастровым номером 23:14:0301002:9356 (сообщение N 23/043/001/802/2017-1834), нежилое здание (уборная) с кадастровым номером 23:14:0301002:9485 (сообщение N 23/043/001/802/2017-1837) и канализационный колодец с кадастровым номером 23:14:0301002:9487 (сообщение N 23/043/001/802/2017-1836).
Полагая, что отказы управления в государственной регистрации права собственности не соответствует закону, департамент обратился в суд.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Суды установили, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.05.2008 N 23-АД 865942, право собственности на административное здание с верандой (литеры "Б", "б") зарегистрировано за Краснодарским краем; согласно техническому паспорту на административное здание с верандой по состоянию на 03.09.2012 нежилое здание (сарай), сооружение (канализационный колодец) и нежилое здание (уборная), расположенные по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, ст. Крыловская, ул. Пушкина, 24 являются вспомогательными сооружениями и составляют целый имущественный комплекс.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что спорные объекты обеспечивают функциональное использование административного здания, а также иных объектов имущественного комплекса, связаны с ними общим назначением, следовательно, имеют вспомогательное значение и предназначены для обслуживания главной вещи - административного здания, принадлежность которого Краснодарскому краю подтверждается материалами дела.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для отказа департаменту в государственной регистрации права собственности на нежилые спорные помещения.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или допущенной ошибке. Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 по делу N А32-49166/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
...
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2018 г. N Ф08-5551/18 по делу N А32-49166/2017