Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.К. Сотского к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.К. Сотский оспаривает конституционность положений статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", которыми гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируется назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости (пункт 11 части первой).
По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 1, 2, 6 (часть 2), 7 (часть 1), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, предусматривают для названной категории граждан снижение на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости, по сравнению с возрастом, установленным статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ (т.е. 65 лет для мужчин), чем ставят их в худшее положение при реализации права на пенсионное обеспечение по сравнению с гражданами, эвакуированными из зоны отчуждения и переселенными (переселяемыми) из зоны отселения, для которых Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ были сохранены действовавшие по состоянию на 31 декабря 2018 года условия снижения пенсионного возраста.
В связи с этим С.К. Сотский просит Конституционный Суд Российской Федерации обязать федерального законодателя устранить различия в условиях реализации права на пенсионное обеспечение для граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также обязать суды общей юрисдикции пересмотреть вынесенные по его делу постановления.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемая норма, гарантируя гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости, действует во взаимосвязи с соответствующими положениями пенсионного законодательства, предусматривающими возраст выхода на пенсию по старости, и тем самым устанавливает для них льготный режим пенсионного обеспечения, следовательно, является элементом правового механизма социальной защиты названной категории граждан, направленной на компенсацию вреда, причиненного их здоровью воздействием радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и не может рассматриваться как нарушающая их конституционные права.
Разрешение же вопроса о распространении на указанную категорию граждан условий реализации данной льготы, предусмотренных для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель - составляет прерогативу федерального законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сотского Станислава Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 1695-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сотского Станислава Константиновича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)