Предприятие является плательщиком единого социального налога. Оно несет расходы по социальному страхованию, на которые уменьшаются начисленные ежемесячные авансовые платежи. В марте 2002 г. ФСС РФ была проведена проверка порядка расходования средств и принято решение о правомерном уменьшении платежей в фонд на некоторые расходы за май 2001 г. в размере 5565 руб.
По результатам проверки было вынесено решение: провести корректировку сумм расходов на цели государственного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов (5565 руб.), произведенных после 1 января 2001 г., в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам ФСС РФ; представить в территориальный орган МНС России уточненный расчет по авансовым платежам по ЕСН. На основании этого решения в бухгалтерском учете были сделаны сторнирующие записи на сумму 5565 руб. в I квартале 2002 г.; перечислена платежным поручением сумма задолженности (т.е. в I квартале в бухгалтерском учете предприятия числилась дебетовая задолженность в сумме 4237 руб.); за I квартал 2002 г. в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования в строке 3 таблицы 1 отражена сумма 5565 руб.; сдан в налоговую инспекцию уточненный расчет за I квартал 2002 г. по авансовым платежам ЕСН, в строке 0700 красным отражена данная сумма. В ноябре 2002 г. на предприятии была проведена выездная налоговая проверка. В результате установлено, что неправомерно уменьшена сумма авансовых платежей ЕСН, подлежащих уплате в ФСС РФ за май 2001 г. в размере 5565 руб.; нарушены требования главы 24 НК РФ, и предлагалось доначислить сумму авансовых платежей по ЕСН и пени за перечисление сумм авансовых платежей ЕСН, зачисляемых в ФСС РФ, в размере 816,45 руб. по состоянию на 6 ноября 2002 г.; привлечь предприятие к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 1113 руб.; внести необходимые изменения в бухгалтерский учет. С данным актом предприятие не согласилось. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
В соответствии с п.1 ст.54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Если невозможно определить конкретный период, корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
При непринятии к зачету некоторых расходов за май 2001 г. в размере 5565 руб. следует:
сделать сторнирующие записи на сумму 5565 руб. в периоде выявления ошибки, т.е. в I квартале 2002 г.;
перечислить платежным поручением сумму, отраженную к уплате в расчетной ведомости по средствам ФСС РФ;
за I квартал 2002 г. в расчетной ведомости по средствам ФСС РФ в строке 3 таблицы 1 "не принято к зачету расходов исполнительным органом фонда" отразить сумму 5565 руб. Сдать уточненную расчетную ведомость по средствам ФСС РФ за IV квартал 2001 г.;
сдать уточненную налоговую декларацию по ЕСН за период совершения ошибки, т.е. за 2001 г. Уточненный расчет в налоговую инспекцию за I квартал 2002 г. по авансовым платежам ЕСН не сдается. Исправления в расчет по авансовым платежам не вносятся (в строке 0700 красным данная сумма не отражается).
Пени на сумму неуплаченного налога в соответствии со ст.75 НК РФ начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога. Пени исчисляются по день уплаты задолженности, т.е. I квартал 2002 г.
В соответствии с п.1 ст.81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию.
Согласно п.4 ст.81 НК РФ если предусмотренное п.1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п.1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Таким образом, уплата налога произошла до момента проведения выездной налоговой проверки. Решение налоговых органов о доначислении сумм авансовых платежей является неправомерным.
Налоговым органам следовало вынести решение об уплате пеней на основании ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога.
Решение налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 1113 руб., является неправомерным.
Налогоплательщик должен быть привлечен к ответственности в соответствии со ст.119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок уточненной налоговой декларации в налоговый орган. Данные штрафные санкции применяются с даты, следующей за последним днем сдачи налоговой декларации по ЕСН за 2001 г.
Согласно п.1 ст.119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п.2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
В п.2 ст.119 НК РФ определено, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Согласно ст.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.
Ю. Кольцов
ООО "ЮВК Аудит"
23 апреля 2003 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 17, апрель 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71