г. Краснодар |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А32-45683/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от истца - государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ИНН 7717151380, ОГРН 1097799013652) - Беличенко Е.Н. (доверенность от 16.03.2018), от ответчика - государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубанская краевая научно-производственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии "Кубаньгеология"" (ИНН 2308006552, ОГРН 1022301210183) - Санько О.В. (доверенность от 09.01.2018), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства природных ресурсов Краснодарского края - Крохмаля Д.А. (доверенность от 15.12.2017), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования Выселковской район, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубанская краевая научно-производственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии "Кубаньгеология"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2017 (судья Миргородская О.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Ильина М.В.) по делу N А32-45683/2016, установил следующее.
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - компания) подала в Арбитражный суд Краснодарского края иск к государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Кубанская краевая научно-производственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии "Кубаньгеология"" (далее - предприятие) об изъятии для федеральных нужд земельного участка площадью 438 кв. м с кадастровым номером 23:05:0101000:1341, расположенного по адресу (местоположение): Краснодарский край, Выселковский район, Ирклиевское с/п, относящегося к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием для эксплуатации наблюдательного поста за землетрясениями (далее - образуемый, изымаемый земельный участок) с предоставлением предприятию в качестве равноценного возмещения 252 288 рублей рыночной стоимости права аренды изымаемого участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент имущественных отношений Краснодарского края и министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - департамент, министерство).
Суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального образования Выселковской район (далее - администрация) и отказал в удовлетворении аналогичного ходатайства в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Гидроспецгеология" в лице филиала "Южный региональный центр ГМСН" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018, иск удовлетворен со следующей мотивировкой. Федеральная автомобильная дорога общего пользования М-4 "Дон" (далее - автодорога), а также находящиеся в границах ее полосы отвода земельные участки относятся к федеральной собственности. Автодорога с 2010 года передана компании в доверительное управление, а земельные участки в границах полосы ее отвода - в аренду. Земельный участок площадью 543 кв. м с кадастровым номером 23:05:0101000:988, расположенный по адресу (местоположение): Краснодарский край, Выселковский район, Ирклиевское с/п (далее - исходный земельный участок) принадлежит предприятию на основании договора аренды от 23.11.2006 N 0500003023 (далее - договор аренды N 23.11.2006). Образуемый земельный участок находится в полосе отвода автодороги и подлежит изъятию для федеральных нужд. Компания наделена соответствующими государственными полномочиями. Процедура изъятия образуемого земельного участка соблюдена. Правообладатель, предварительно уведомленный о предстоящем изъятии, получил соответствующее соглашение с отчетом об оценке размера возмещения. Распоряжение об изъятии образуемого земельного участка принято до вступления в силу изменений земельного законодательства, предусматривающих трехлетний срок действия таких распоряжений. Компания подала иск о выкупе изымаемого земельного участка в установленный законом срок. Предприятие, не возражавшее относительно самого изъятия, не согласно с предлагаемым размером возмещения. Размер возмещения за изымаемый земельный участок соответствует закону. Изымаемый земельный участок не относится к категории земель населенных пунктов. При изъятии правообладателю компенсируются только убытки, прямо (непосредственно) связанные с изъятием участка. Ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы с целью определения рыночной стоимости досрочно прекращенного права аренды не заявлено. Стоимость целесообразного способа применения глубоководных скважин, размещенных в границах исходного земельного участка, не является убытками, причиненных правообладателю в связи с изъятием. Изъятие образуемого земельного участка непосредственно не влечет необходимость строительства новых скважин и консервацию (тампонирование) существующих. Наличие у предприятия какого-либо титула (права) на скважины небесспорно. Строительство скважин на расстоянии 4,8, 10 и 20 м от автодороги произведено незаконно. Скважины используются в целях реализации федеральных целевых мероприятий, построены и оборудованы за счет средств федерального бюджета, находятся в собственности Российской Федерации. Учредителем предприятия и собственником его имущества является Краснодарский край. Российская Федерация не передавала скважины Краснодарскому краю, не закрепляла их за предприятием. На баланс предприятия они поставлены после издания распоряжения об изъятии образуемого земельного участка и направления предприятию соответствующего уведомления. Собственник скважин вправе самостоятельно обратиться в суд с соответствующим иском. Граница полосы отвода автодороги со стороны изымаемого земельного участка после реконструкции не изменилась. Изъятие образуемого земельного участка является основанием внесения изменений в существующий договор аренды исходного земельного участка.
Предприятие обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Собственником скважин, расположенных в границах изымаемого земельного участка, является Российская Федерация, а субъектом права хозяйственного ведения на них - предприятие. Наличие на изымаемом земельном участке скважин должно было повлиять на сумму компенсации. Возведенные до 1995 года скважины не могли быть признаны самовольными постройками. Они построены за счет средств федерального бюджета, введены в эксплуатацию с оформлением технических паспортов и государственного акта на землю, необходимую для эксплуатации скважин. Право хозяйственного ведения правопредшественников предприятия на скважины возникло до введения обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Такое право признается действительными при отсутствии его государственной регистрации. Стоимость утраты права хозяйственного ведения предприятию не компенсирована. Представитель публичного собственника скважин и их эксплуатант (учреждение) к участию в деле не привлечены. Образуемый земельный участок не мог быть изъят без решения судьбы прочно связанных с ним объектов.
В сумму возмещения в качестве прямых убытков должны быть включены стоимость вещного права на скважины и сумма затрат, связанных с тампонированием существующих скважин и строительством новых за пределами изымаемого земельного участка. Предприятие несет убытки в виде неполученных доходов по договорам подряда на выполнение работ по мониторингу гидрогеодеформационного поля сейсмоактивных территорий Краснодарского края в рамках государственных программ. В проектной документации на автодорогу отсутствуют размещенные на изымаемом земельном участке сливной лоток и очистные сооружения. Дальнейшая эксплуатация скважин, входящих в систему государственного экологического мониторинга недр, невозможна. Изымаемый земельный участок находится в границах сельского поселения. Государственная регистрация распоряжения об изъятии образуемого земельного участка не подтверждена.
В отзыве на кассационную жалобу компания выразила мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей компании, предприятия, министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что автодорога (М-4 "Дон"), в том числе участок "Павловская-Краснодар" построена и введена в эксплуатацию с шириной полосы движения 3,50 м (3 категория) в 1954 году.
В 1960 году произведена ее реконструкция в границах полосы отвода автодороги с расширением полосы движения до 3,75 м (2 категория). Автодорога протяженностью 1543,7 км проходит по территории семи субъектов Российской Федерации, обеспечивает транспортную связь между столицей государства и другими регионами России, портами Азово-Черноморского побережья и Крыма (Порт-Кавказ, Севастополь, Новороссийск, Ейск и др.), а также курортами Краснодарского края, Северного Кавказа и Крыма.
Ее основная часть от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута E115. Автодорога является социально-значимым объектом, по ней осуществляется основная часть грузовых и пассажирских перевозок в Российской Федерации. Средняя интенсивность движения по отдельным участкам дороги, проходящим по территории Краснодарского края, составляет более 50 тыс. автомобилей в сутки.
Исходный земельный участок (с кадастровым номером 23:05:0101000:988) находится в собственности Краснодарского края и используется предприятием на основании заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации договора аренды от 23.11.2006 N 0500003023 для эксплуатации Ирклиевского наблюдательного метеорологического поста.
В его границах расположены скважины N 138, N 139, N 140, используемые в целях изучения режима подземных вод. В паспортах скважин указано на их строительство и ввод в эксплуатацию в 1972 году.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2133-р автодорога с 01.05.2010 передана компании в доверительное управление, а земельные участки в границах полосы отвода автодороги - в аренду. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 автодорога (идентификационный номер 00 ОП М-4 (Е50, Е97, Е115, Е592, СНГ) включена в перечень автомобильных дорог федерального значения.
Программой деятельности компании на долгосрочный период (2010 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р, предусмотрены мероприятия по проведению комплекса работ по проектированию, подготовке территории и реконструкции автодороги (М-4 "Дон"). Целью реконструкции, в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России", является реализация транзитного потенциала страны, а также обеспечение скоростной связи субъектов Центрального федерального округа с Южным федеральным округом, портами и курортной зоной Азово-Черноморского побережья, увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров.
В "Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года" приведено технико-экономическое и социальное обоснование, согласно которому посредством реконструкции автодороги (М-4 "Дон") планируется достижение экономического роста, повышения качества жизни населения, а также уровня конкурентоспособности отраслей экономики. Запланированы доведение количества полос движения не менее чем до 4 в обоих направлениях, а также строительство обходов населенных пунктов и новых транспортных развязок. В числе ожидаемых результатов реконструкции автодороги названы широкомасштабное привлечение частных инвестиций, улучшение транспортной доступности, повышение безопасности движения автомобильного транспорта, снижение аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, повышение конкурентоспособности отраслей экономики за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции, ускорение оборачиваемости и уменьшения нереализованных товарно-материальных запасов.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" компания выступает заказчиком работ по реконструкции автодороги на участке от км 1227+460 до км 1240+446 в административных границах Выселковского района Краснодарского края. Проект реконструкции получил положительное заключение государственной экспертизы N 788-08/ГГЭ-5772/04 (реестровый N 00-1-5-4260-08) и утвержден распоряжением Федерального дорожного агентства Минтранса РФ от 23.04.2009 N 112-р. Федеральное дорожное агентство выдало компании соответствующее разрешение на строительство от 24.08.2011 N 03-1/119, а также поручило компании выполнение государственных полномочий, связанных с формированием, оформлением прав и изъятием земельных участков для нужд Российской Федерации в целях реконструкции автодороги, в том числе с обращением в суд с соответствующими исками от имени Российской Федерации (поручение от 18.11.2010 N 01-24/13318).
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 04.06.2012 в редакции распоряжения от 05.06.2013 N 776-р предварительно согласовано место размещения объекта - реконструкция автодороги на участке км 1227 - км 1240 в административных границах Выселковского района Краснодарского края, утвержден акт от 10.01.2013 о выборе земельного участка, необходимого для реконструкции автодороги.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 05.07.2016 N 1171-р утверждена документация по планировке территории объекта - строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автодороги на участках км 1119,5 - км 1319, км 1373 - км 1383 и ее реконструкция на участке км 1197 - км 1240.
В границы реконструкции автодороги включена часть (площадью 438 кв. м) исходного земельного участка, подлежащая изъятию для государственных нужд. В результате выполнения кадастровых работ из названной части исходного земельного участка образован изымаемый земельный участок. Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 11.11.2013 N 1853-р образуемый земельный участок (с кадастровым номером 23:05:0101000:1341) изъят для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта реконструкции автодороги путем прекращения прав и выкупа в установленном порядке. Соответствующее уведомление (письмо от 03.02.2014 N 269-КРТУ) вручено предприятию 06.02.2014.
Скважины Ирклиевского наблюдательного поста поставлены на баланс предприятия в 2016 после издания распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 11.11.2013 года N 1853-р и направления предприятию уведомления о предстоящем изъятии (письмо от 03.02.2014 N 269-КРТУ 06.02.2014). Основанием для постановки скважин N 138, 139, 140 на баланс предприятия послужил его приказ от 15.03.2016 N 22, изданный по результатам работы комиссии по постановке на балансовый учет наблюдательных точек по изучению режима подземных вод.
По данными разработчика проектной (рабочей) документации реконструкции автодороги, скважины расположены на расстоянии 4,8 м (первая скважина), 10 м (вторая скважина) и 20 м (третья скважина) от подошвы автодороги (письмо общества с ограниченной ответственностью "Севкавинстройпроект" от 13.07.2016 N 943/Д6-1).
Размер возмещения за изъятие образуемого земельного участка определен на основании отчета от 22.07.2016 N 58/16-О независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "ГЕО Инвест-Информ". Рыночная стоимость права аренды изымаемого земельного участка составила 252 288 рублей. Оценщик указал на отсутствие у предприятия убытков, связанных с изъятием части исходного земельного участка, ввиду сохранения ранее существовавшего относительного расположения скважин и подошвы автодороги.
Компания обеспечила вручение предприятию 01.09.2016 проекта соглашения об изъятии образуемого земельного участка для государственных нужд в целях размещения автодороги и вышеназванного отчета независимого оценщика. Предприятие уклонилось от подписания соглашения об изъятии, полагая, что в результате реконструкции автодороги и изъятия части исходного земельного участка дальнейшая эксплуатация скважин невозможна, в том числе по причине негативного техногенного воздействия автодороги, нарушения охранных зон скважин, ликвидации подъездных путей и строительства водоотводного лотка. В сумму компенсации не включены расходы, связанные с предстоящими тампонированием существующих скважин, строительством и оборудованием новых.
По истечении девяноста дней со дня получения предприятием проекта соглашений компания обратилась в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в применимой к рассматриваемым отношениям редакции определено, что решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд принимается уполномоченными органами, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении о таком изъятии также в соответствии с земельным законодательством (статья 279). За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение, в которое включаются рыночная стоимость самого участка или иных прав на него, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка (статья 281). Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается соответствующее принудительное изъятие по решению суда. Такой иск может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, но не ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии (статья 282).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что изъятие земельных участков для федеральных нужд, в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (статья 56.2). Указанные объекты должны быть предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (статья 56.3). В отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на расположенные на изымаемых участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган до принятия решения об изъятии должен запросить соответствующие сведения в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых они могут находиться (статья 56.5). Допускается не принимать решение об изъятии в отношении расположенных на изымаемых участках сооружений, размещение которых не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6). Возмещение за изымаемое недвижимое имущество определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и в него включаются рыночная стоимость прав на изымаемые участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством, а также рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на изымаемых участках (статья 56.8).
При изъятии земельных участков на основании ходатайства компании соглашение об изъятии заключается этой компанией от имени Российской Федерации в соответствии с Законом N 145-ФЗ (пункт 12 статьи 56.10).
Согласно нормам Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автодорога (М4 "Дон"), соединяющая столицу Российской Федерации с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, является автомобильной дорогой общего пользования, предназначенной для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, и является вместе с занятыми ею земельными участками (включая полосу отвода) федеральной собственностью (статьи 5, 6). В состав автодороги включены земельные участки в границах ее полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства. Реконструкция автодороги определяется как комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (статья 3).
Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 145-ФЗ) установлено, что компания учреждена Российской Федерацией в лице Правительства РФ и Министерства транспорта РФ в целях оказания услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства, поддержания в надлежащем состоянии автодорог, увеличения их пропускной способности (статьи 3, 4). К ее компетенции отнесено выполнение функций государственного заказчика по договорам на проведение работ по строительству и реконструкции автодороги (статья 6), в том числе на основании утвержденной Правительством РФ программы деятельности компании на период с 2010 по 2020 годы (статья 33). Компания уполномочена на подготовку проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях размещения автодорог, уведомление правообладателей изымаемых объектов о принятии таких решений, обеспечение оценки изымаемых объектов, подготовку и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием объектов, обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии объектов (статья 37).
Пунктом 8 статьи 26 Закона N 257-ФЗ определено, что любое строительство в границах придорожных полос автомобильной дороги допускается в ограниченных случаях и только при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. На момент строительства скважин (1972 год) режим использования придорожных полос автомобильных дорог определялся Положением о порядке пользования автомобильными дорогами и Правилами по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденными постановлением Совмина РСФСР от 09.06.1959 N 930, а также постановлением Совмина РСФСР от 03.02.1966 N 122 "О запрещении отвода земельных участков в придорожных полосах вдоль автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения". В ряде случаев отвод земельных участков под строительство зданий и сооружений, строительство любых сооружений в границах полосы отвода и придорожной полосы автодороги общегосударственного значения были запрещены. Прокладка инженерных сооружений вдоль автомобильных дорог в пределах полосы отвода могла осуществляться только по согласованию с соответствующими дорожными органами.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее. В деле отсутствуют доказательства того, что до принятия решения об изъятии части исходного земельного участка уполномоченный орган запрашивал в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления отсутствующие в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах на скважины. С необходимой степенью достоверности не установлены обстоятельства строительства скважин, их ввода в эксплуатацию, источники финансирования и заказчика такого строительства, первоначальное назначение скважин и их принадлежность (закрепление) после ввода с эксплуатацию, возникновение прав у правопредшественников предприятия на скважины до введения обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество, фактическое расположение скважин относительно изымаемого земельного участка. В условиях отказа, по сути, в принятии решения об изъятии расположенных на изымаемом участке сооружений (скважин) остался невыясненным вопрос о соответствии (противоречии) скважин цели изъятия земельного участка и возможности их последующего использования по назначению (в системе государственного экологического мониторинга недр), в том числе с учетом наличия (отсутствия) организованного подъезда к изымаемому земельному участку. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к противоречивым выводам об относимости скважин к федеральной собственности и о незаконности (самовольном характере) возведения (строительства) как самих скважин, так и съезда на исходный земельный участок. Названные выводы сделаны без привлечения к участию в деле уполномоченного представителя публичного собственника скважин и их эксплуатанта (учреждения).
В обжалуемых судебных актах не нашли отражения обстоятельства, связанные с наличием у предприятия (иных правообладателей скважин и изымаемого земельного участка) обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, предмет которых связан с использованием названных объектов (договорах подряда на выполнение работ по мониторингу гидрогеодеформационного поля сейсмоактивных территорий Краснодарского края в рамках государственных программ). Вышеназванные обстоятельства подлежали установлению независимо от того, что приближение к скважинам конструктивных элементов дороги в ходе реконструкции не произошло. Проверка довода о недоказанности предприятием отсутствия возможности эксплуатации скважин ввиду строительства на изымаемом земельном участке водоотводного лотка малой глубины и загрязнения прилегающей территории дождевыми стоками с автодороги требует специальных познаний, обсуждения вопроса о целесообразности назначения соответствующей экспертизы, разъяснения сторонам последствий незаявления соответствующего ходатайства. Расходы на тампонирование скважин и строительство новых на другой территории могли быть включены в сумму убытков, причиненных изъятием земельного участка, в случае установления законности возведения и эксплуатации скважин и прекращения возможности такой эксплуатации в связи с осуществленной реконструкцией автодороги.
При указанных недостатках выводы, на которых основаны обжалуемые судебные акты, не могут быть признаны соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. Направление дела на новое рассмотрение в данном случае обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (статья 287 Арбитражного процессуального кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное постановление.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 по делу N А32-45683/2016 отменить. Дело N А32-45683/2016 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.