г. Краснодар |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А32-22123/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шрамко А.А. (доверенность от 24.01.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750) - Иосифиди Л.Л. (доверенность от 15.06.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2017 (судья Грачев С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 (судьи Чотчаев Б.Т., Ковалева Н.В., Маштакова Е.А.) по делу N А32-22123/2017, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН - Туапсенефтепродукт" (в настоящее время ООО "РН-Морской терминал Туапсе"; далее - общество) о взыскании 655 133 рублей 46 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Решением от 18.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.03.2018, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что требования железной дороги основаны на нормах материального права и подтверждены документами.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды не оценили представленные обществом доказательства. В спорный период вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от общества (несвоевременная уборка железной дорогой порожних вагонов с путей необщего пользования), что в силу пункта 18 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) освобождает общество от внесения платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования. Железная дорога не доказала факт уведомления общества о подаче вагонов под выгрузку и невозможность принятия обществом вагонов на пути необщего пользования.
В отзыве на жалобу железная дорога просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители общества и железной дороги поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что железная дорога и общество заключили договор от 08.06.2015 N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования N 1 - 6 при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД.
Порядок и периодичность подачи вагонов, порядок уведомления стороны определен в пунктах 5 - 9 договора
По условиям договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, которое передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов пользователю. О готовности вагонов к уборке пользователь письменно уведомляет перевозчика. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 4-х часов с момента получения уведомления о готовности их к уборке.
В пункте 14 договора стороны согласовали внесение обществом перевозчику платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со статьей 39 Устава по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)" (далее - приказ N 127-т/1).
В январе 2017 года из-за занятости путей необщего пользования по причине, не зависящей от перевозчика, на путях общего пользования станции Туапсе находились готовые к подаче вагоны, о чем железная дорога составила акты общей формы. Железная дорога начислила обществу 655 133 рубля 46 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования. Общество подписало акты общей формы с разногласиями, которые заключаются в том, что причина задержки вагонов не связана с его действиями, грузополучателем соблюдены технологические нормы выгрузки, установленные пунктом 11 договора от 13.07.2010 N 10/4.
В силу статьи 39 Устава за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. По факту задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава установлен приказом N 127-т/1, которым утверждено Тарифное руководство.
В отзыве на исковое заявление и дополнении к нему общество не опровергало сведения, содержащиеся в актах общей формы, о занятости фронта выгрузки по причине, не зависящей от перевозчика, доводы о вине железной дороги в несвоевременной уборке вагонов после завершении грузовой операции документально не подтвердило. Общество указало, что готово было принять поданные под выгрузку вагоны.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что прибывшие в адрес ответчика вагоны простаивали на путях общего пользования (инфраструктуры станции) по причине невыполнения обществом технологических норм выгрузки грузов из вагонов. В актах общей формы указаны вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеются записи о том, что акты подписаны с возражениями.
Отклоняя довод заявителя о том, что железная дорога не доказала уведомление общества о подаче вагонов под выгрузку, суды приняли во внимание то обстоятельство, что общество не внесло возражения на записи в актах общей формы о получении уведомлений.
Суды указали, что причина задержки вагонов на путях общего пользования не ограничивает возможность применения статьи 39 Устава и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26.
Доказательства, опровергающие эти выводы судов первой и апелляционной инстанций, общество не представило.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушении судами норм материального или процессуального права, а несогласии ответчика с судебной оценкой представленных доказательств, что в силу положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции и согласно нормам статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для изменения или отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 по делу N А32-22123/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.