В целях исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", плана мероприятий по реализации в Республике Дагестан в 2022 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития воспитания детей и молодежи в Республике Дагестан на 2022 - 2025 годы (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлению по воспитательной работе и дополнительного образования (Калмыкова Л.П.) обеспечить условия для реализации Концепции.
3. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования Республики Дагестан "Дагестанский институт развития образования" (Ахмедова Г.А.) обеспечить научно-методическое, организационное, информационное сопровождение реализации Концепции.
4. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием обеспечить реализацию Концепции на муниципальном уровне.
5. Государственному казенному учреждению Республики Дагестан "Информационно-аналитический центр" (Алиев М.Н.) разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет).
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Далгатову А.О.
Временно исполняющий |
Я. Бучаев |
Утверждена
приказом Минобрнауки РД
от 15.03.2022 г. N 08-02-1-242/22
Концепция
развития воспитания детей и молодежи в Республике Дагестан на 2022 - 2025 годы
1. Общие положения
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных организаций, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер, то есть зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка.
Концепция развития воспитания детей и молодежи в Республике Дагестан (далее - Концепция) разработана с целью определения приоритетных ориентиров развития воспитательной деятельности и направлена на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитанию уделяется большое внимание в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р.
Данная Концепция опирается на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с федеральный закон от 31 июля 2020 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"; Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, региональные примерные программы воспитания для образовательных организаций общего и профессионального образования Республики Дагестан и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Дагестан, содержащие нормы, регламентирующие отношения в сфере образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "с федеральный закон" имеется в виду "с федеральным законом"
На определение представленных ориентиров также направлены мероприятия национального проекта "Образование", деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников", всероссийских проектов "Россия-страна возможностей", "Мы Вместе", "Большая перемена", всероссийского конкурса "Лидеры России", конкурсов профессионального мастерства, движений "Ворлдскиллс Россия", "Абилимпикс" и др.
Воспитание детей и молодежи рассматривается как стратегический национальный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Основной задачей, стоящей перед системой образования страны в сфере воспитания детей, является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию по защите Родины.
С этой целью Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" определено понятие "воспитание" как деятельность, которая направлена "на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Республики Дагестан, к природе и окружающей среде".
2. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции - создать в Республике Дагестан современную систему, которая будет направлена на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе базовых российских ценностей, национально-культурных и духовных традиций.
Воспитание детей в Концепции рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Для достижения цели Концепции необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
- создать условия для консолидации усилий общества, государства, семьи, школы, науки и средств массовой информации в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма, подражания культуре организованной преступности и подростковых асоциальных явлений;
- обеспечить поддержку семейного воспитания, содействовать формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
- повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровень психолого-педагогической поддержки социализации детей;
- создать условия для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, вовлекая в волонтерскую деятельность и в профориентационную работу;
- сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
- повысить эффективность комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- совершенствовать социокультурное пространство региона, интегрирующего в себе инфраструктуру всех уровней образования, культурных, спортивных, научных и других организаций;
- оказывать поддержку общественным объединениям в сфере воспитания личности;
- обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ОВЗ;
- повысить эффективность воспитательной деятельности в системе общего образования (дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования), профессионального и дополнительного образования;
- создать систему социально-педагогической поддержки успешной социализации детей и молодежи, их нравственного самоопределения и конструктивного саморазвития, в том числе детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
3. Основные принципы Концепции
В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:
- принцип научности как опора в воспитательном процессе на достижения педагогической, психологической и других наук о человеке с учетом психологических и половозрастных особенностей детей и молодежи;
- принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека, их обусловленностью социальными явлениями;
- принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
- принцип гуманистического подхода предполагает функционирование и развитие воспитания через общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности;
- принцип личностного подхода, признание ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть;
- принцип толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм физического, информационного и психологического насилия;
- принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете педагогом экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;
- принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью;
- принцип вариативности деятельности, соответствие содержания воспитания изменяющимся потребностям, возможностям личности;
- принцип ценностного единства и совместности предполагает единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования - воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.
4. Участники реализации Концепции
Участниками реализации Концепции являются субъекты социализации (организации общего образования (дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования), профессионального и дополнительного образования, культуры и спорта, традиционные религиозные и общественные организации, СМИ, интернет, семья, патриотические клубы, региональные органы исполнительной и законодательной власти, система образования региона, бизнес-структуры, институты гражданского общества и т.д.
5. Основные направления Концепции
1) Формирование духовно-нравственных ценностей нацелено на:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, проявляющим заботу о благосостоянии многонационального народа Республики Дагестан, поддержании межэтнического мира и согласия;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- содействие повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны, укреплению национальной безопасности;
- развитие интереса обучающихся к активному познанию культуры Республики Дагестан, освоению историко-культурного наследия, популяризации и продвижению ценностей чтения, национальной литературы, осмысление классической и современной литературы, развитие музыкального вкуса через приобщение к музыке, развитие интереса к науке и миру современных технологий через участие в исследовательских проектах,
- формирование активной жизненной позиции, направленной на использование созидательного потенциала современных технологий, интернет-пространства и корректировку негативного ценностного воздействия;
- популяризация научных знаний, исследовательской деятельности через развитие олимпиадного и конкурсного движения, научно-технического творчества, изобретательства, предпринимательской инициативы, финансовой грамотности;
- развитие нравственных чувств, формирование выраженной в поведении нравственной позиции, развитие сопереживания и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- расширение сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов, оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
- расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях воспитания и социализации детей;
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
- содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
- обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.
2) Формирование ценности гражданственности и патриотизма нацелено на:
- формирование понимания у обучающихся сущности Родины (большой и малой), укрепление веры в Россию и доверия к политическому курсу страны, как внутреннему, так и внешнему развитию социальной памяти, способности хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений;
- создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающих ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества, развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма;
- формирование способности к реализации прав и обязанностей гражданина России, использование воспитательного потенциала социокультурных объектов Республики Дагестан через создание карты культурно-исторического наследия региона;
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, развитие культуры межнационального общения;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
3) Физическое воспитание нацелено на:
- создание здоровье формирующего образовательного пространства, способствующего обучению и воспитанию личности, обладающей потребностью в здоровом образе жизни, в гармонии с самим собой, обществом, природным окружением;
- актуализация потребности личности в укреплении Здоровья, двигательной активности и физической культуре;
- создание для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом;
- развитие спортивной инфраструктуры и повышение эффективности ее использования, развитие культуры безопасности жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения, содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
4) Формирование ценности семьи нацелено на:
- создание условий, позволяющих успешно взаимодействовать с семьей, поддерживая родительские инициативы и детско-взрослые сообщества, пропаганда семейных ценностей и института семьи, конструктивного отношения к созданию семьи на основе национальных семейных традиций;
- содействие укреплению семьи и защите приоритетного права родителей по воспитанию детей, повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
популяризация лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных, возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
- поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры региона;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
5) Экологическое воспитание нацелено на:
- развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам Республики Дагестан, России и мира;
- формирование у детей основ экологической культуры - начальных составных личности, которые позволяют в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой и окружающей средой;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
6) Формирование поликультурной личности на основе усвоения базовых национальных и общечеловеческих ценностей нацелено на:
- эффективное использование уникального российского и дагестанского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
- создание равных возможностей для доступа детей к культурным ценностям, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Республике Дагестан и Российской Федерации;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
- формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
- воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
- создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
- формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
- воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, развитие музейной и театральной педагогики;
- поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных и учебных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
- повышение роли библиотек в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
- формирование нравственных идеалов, подкрепленных яркими примерами, образами из современной жизни, литературы, истории;
- развитие социальных инициатив обучающихся, направленных на реализацию нравственной позиции, ценностных установок личности в социальной практике;
- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания, способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
- полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
- содействие в разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, направленных на уважительное отношение детей друг к другу, к семье, родителям, педагогам, старшему поколению, а также на подготовку личности к семейной, общественной и трудовой деятельности;
- развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей.
7) Трудовое воспитание, профориентация, профессиональное самоопределение нацелено на:
- понимание внутреннего потенциала обучающегося, его ориентации на профессию, которая совпадет с личными предпочтениями, материальными ожиданиями и запросом современного рынка труда в стране и регионе;
- воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям;
- формирование умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
- развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;
- привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;
- расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
6. Роли основных участников реализации Концепции
Ведущими подходами к развитию воспитания являются:
- гуманистический, который предполагает учет индивидуальных потребностей детей, оказание им педагогической поддержки в реализации способностей и талантов;
- субъектный, при котором ребенок является активным участником и организатором воспитательных мероприятий на всех этапах их подготовки и проведения;
- интегративный, который позволяет обеспечить связь предметных областей, областей взаимодействия, урочной и внеурочной деятельности и сформировать целостную картину мира.
6.1. Дошкольные образовательные организации
Воспитание в дошкольных образовательных организациях (ДОО) Республики Дагестан основано на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат конституционные и национальные ценности дагестанского и российского общества.
В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Общая цель воспитания в ДОО - создать условия для личностного развития дошкольников и их позитивной социализации на основе базовых ценностей дагестанского и российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Для достижения поставленной цели воспитания дошкольников необходимо решить следующие задачи:
- создать благоприятные условия для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями;
- сформировать ценность здорового образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
- развить способности и творческий потенциал каждого ребенка;
- организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
- воспитать патриотические чувства, любви к малой Родине - Дагестану, Родине - России, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- воспитать чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов Дагестана, России и мира, умения общаться с разными людьми;
- объединить воспитательные ресурсы семьи и дошкольной образовательной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установления партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
Концепция построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
- принцип гуманизма - приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- принцип следования нравственному примеру - пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принципы безопасной жизнедеятельности - защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого - значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности - организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования;
- принцип непрерывности и преемственности содержания образования детей раннего и дошкольного возраста - реализация данного принципа проявляется в понимании преемственности в целях, задачах, принципах, содержании, методах, формах воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. В связи с этим содержание образования выстраивается по тем же направлениям в развитии ребенка, что и в дошкольном возрасте: охрана здоровья и физическое развитие детей, познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие;
- принцип интеграции содержания образования - принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие;
- принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей;
- принцип сотрудничества ДОУ с семьей реализуется как в организационном, так и в содержательном плане;
- принцип ценностного единства и совместности - единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования - воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.
6.2. Общеобразовательные организации
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.
Задача коллектива образовательного учреждения - создать целостное пространство духовно-нравственного развития и воспитания детей, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Эта задача решается на основе социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Развитие воспитания в общеобразовательных организациях предполагается через:
- создание и развитие уклада школьной жизни на основе осуществления классного руководства, эффективно взаимодействующего с обучающимися класса, с родителями (законными представителями) обучающихся, с педагогами;
- систематическое обновление содержания и технологий воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся, конкретных возможностей и специфики общеобразовательных организаций разных видов, культурно-образовательного потенциала объектов культурной сферы;
- модернизацию воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (интеграция урочной и внеурочной деятельности с привлечением внешних ресурсов);
- повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
- формирование инклюзивной культуры участников образовательных отношений.
Механизм реализации воспитательной компоненты представляет собой следующие процессы:
- приобретение знаний по инклюзивной культуре - формирование ценностного отношения - получение опыта совместной деятельности - положительное отношение к существующей действительности;
- формирование базовых национальных ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, труда и творчества через современные технологии и форматы деятельности, интересные для обучающихся;
- формирование нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, самоотверженность, служение, любовь и принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- системную поддержку программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции обучающихся, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма;
- развитие родительских общественных объединений и движений, привлечение родителей к участию в управлении общеобразовательной организацией;
- формирование ценностей труда (труд как ценность, труд как творчество) через развитие системы профориентационной деятельности школы с учетом привлечения социокультурного и социопроизводственного потенциала республики в течение всего учебного года, включая каникулярный период (социально значимая деятельность);
- внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания обучающихся, способствующего развитию инженерного мышления, конструкторских и изобретательских умений, IT-компетенций, экономических знаний и школьного технопредпринимательства;
- развитие и применение технологий медиации;
- совершенствование системы обучения в школах по сохранению и развитию культур и языков народов Республики Дагестан, приобщению к мировым культурным ценностям;
- поддержку общественных инициатив, направленных на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование социального оптимизма;
- развитие в образовательных организациях структур школьного самоуправления на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;
- трудовое, физическое и гигиеническое воспитание, воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку.
Полноценная реализация данных подходов возможна при соблюдении ряда принципов:
- принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания;
- принцип гуманистической направленности воспитания - отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, субъект-субъектный характер в отношении взаимодействия, оказание психолого-педагогический помощи детям, подросткам, молодежи в процессе социализации;
- принцип личностно-значимой деятельности предполагает участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся;
- принцип воспитания в коллективе дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивного направления самопознания, самоопределения и самореализации;
- принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка;
- принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества;
- принцип культуросообразности воспитания предполагает, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры, построение воспитательного процесса основывается на соответствии поликультурности и многоукладности жизни региона.
- принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования).
Таким образом, система воспитания школы призвана помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ученика.
В регионе обновление содержания и технологий воспитания и обучения через реализацию предметных концепций с использованием социокультурного и социопроизводственного потенциала Республики Дагестан представлено следующим образом: развитие математического образования; создание и развитие школьных спортивных клубов; развитие образовательного проекта "Шахматно-шашечный всеобуч"; реализация Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся; реализация плана республиканских спортивно-массовых мероприятий; реализация плана мероприятий по проведению Месячника безопасности; реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации; создание Совета школьников и студентов при Министерстве образования и науки Республики Дагестан; реализация проекта бесплатного абонемента "Культура - детям Дагестана"; создание учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" и юнармейской подготовки "Дом "ЮНАРМИИ"; реализация мероприятий подпрограммы "Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Республике Дагестан"; реализация плана работы Регионального центра военно-патриотического воспитания и подготовки учащейся молодежи к военной службе Республики Дагестан и др.; развитие научно-технического творчества через создание кружков, планирование индивидуальных траекторий участия обучающихся в конкурсных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней.
Развитие поликультурного образования и национального своеобразия (языка) на основе диалога культур народов, проживающих на территории Республики Дагестан.
6.3. Общеобразовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптивным образовательным программам
Специфика учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в оздоровительных образовательных организациях санаторного типа, в образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, предполагает:
- осуществление комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;
- разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка, рекомендации психологов и врачей;
- целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс;
- содействие преодолению затруднений в социальной адаптации таких детей, формирование у них коммуникативных навыков;
- создание условий для их трудового, эстетического, физического воспитания;
- обеспечение социальной реабилитации детей, подготовку их к семейной жизни, жизни в обществе, предупреждение их эмоциональной подавленности, создание условий, компенсирующих длительный отрыв от семьи;
- создание и развитие родительских общественных организаций и движений.
Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки РД является создание условий для комплексного решения задач обучения, воспитания, оздоровления и социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня все чаще рассматриваются идеи инклюзивного (включающего) образования. Однако для нашего общества понятие "инклюзивное образование" является новым, и оно вызывает много сомнений и опасений. Эти опасения оправданы. Практика показывает, что концепция инклюзивного образования требует определенных изменений не только в системе среднего, но и дополнительного и профессионального образования, являющегося одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов.
Для эффективности внедрения инклюзии в образование необходима преемственность его ступеней "детсад-школа-вуз". Семья и общество готовые к интеграции ребенка в дошкольное образование, облегчают процесс интеграции-инклюзии в школьное образование одновременно для всех участников процесса - как для ребят с особыми потребностями и их родителей, так и для обычных детей и их родителей, школьных педагогов и психологов.
Включая детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство, надо обеспечить его квалифицированными специалистами, добрыми и отдающими энергию любви детям и родителям, зажигающими их своей духовностью, помогающими решать проблемы воспитания и образования. Подбору персонала должно уделяться большое внимание. Знаниями в области специальной педагогики и психологии должны владеть не только учителя, но и их помощники.
В настоящее время, по данным Министерства образования и науки РФ, инклюзивное образование уже внедряется в порядке эксперимента в образовательные учреждения различного типа в ряде субъектов Российской Федерации, в число которых входит и Республика Дагестан.
В Дагестане насчитывается 18 коррекционных образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья различной этиологии.
В республике существуют специальные (коррекционные) образовательные учреждений пяти видов: учреждения для детей с нарушением слуха: I вида (для глухих детей), II вида (для слабослышащих детей); учреждения для детей с нарушением зрения: III и IV видов (для слепых и слабовидящих детей); специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII в яда (для обучающихся с легкой и умеренной степенями умственной отсталости.
Использование дистанционных форм при организации обучении детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе. ГКОУ "Республиканский центр дистанционного обучения" был создан постановлением Правительства Республики Дагестан от 16.10.2009 г. N 360 в рамках программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" и функционирует с сентября 2010 года.
Кроме того, функционируют инклюзивные классы для детей ОВЗ при МБОУ "Гимназия N 4" г. Махачкалы; в 2021 г. в г. Каспийске открылся МАОУ МО ГО "г, Каспийск" РД "КЦО "Школа N 15".
В городе Махачкале функционирует ГБОУ РД "Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации им. У.М. Муртузалиевой". Центр является инновационным общеобразовательным учреждением, созданным для реализации комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В составе учреждения действуют детский сад инклюзивного вида; школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых детей); оздоровительная база отдыха.
6.4. Образовательные организации дополнительного образования детей
Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), формулируется общая цель воспитания в образовательной организации - личностное развитие обучающихся.
Система дополнительного образования обеспечивает включение детей в различные виды интеллектуальной, творческой, спортивной и иной деятельности, способствуя их развитию.
Личностное развитие детей - одна из основных задач организаций дополнительного образования. Важнейшим условием успешного осуществления воспитательной работы с обучающими является единство воспитательных действий.
Единство системы обеспечивается через:
- единые методологические основания работы педагогов дополнительного образования;
- разнообразие и взаимосвязь содержания реализуемых образовательных программ;
- использование сетевых форм реализации образовательных программы (модульные программы, коллективное использование ресурсов);
- надлежащее ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, информационное, методическое и др.).
Актуальными направлениями воспитательной деятельности, которые могут быть реализованы средствами дополнительного образования, являются:
- научно-техническое творчество, военно-патриотическое, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, естественнонаучное, физкультурно-оздоровительное;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к укреплению и длительному сохранению собственного здоровья, мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитию культуры здорового питания;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактики вредных привычек, асоциального поведения средствами физической культуры и спорта, а также формирования антидопингового мировоззрения;
- обновление содержания, форм и методов воспитания в сфере дополнительного образования для развития творческих, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся;
- обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в сфере дополнительного образования, в том числе для социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование личности, развитие творческих, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся через проведение массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей и подростков;
- развитие творческого и лидерского потенциала обучающихся, волонтерского движения;
- создание условий для мотивированного участия обучающихся в доступной по возрасту технической и конструкторской деятельности: разработка и реализация дополнительных общеразвивающих программ детских технопарков по робототехнике, IT-технологиям, нанотехнологиям, биотехнологиям, энергетике, конструированию беспилотного транспорта, телекоммуникациям и др.;
- предоставление родителям обучающихся (законным представителям) необходимых знаний в области дополнительного образования, современной педагогики для воспитания обучающихся, развития их интереса к физической культуре, спорту и ведению здорового образа жизни;
- расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, средств массовой информации, мероприятий, направленных на пропаганду занятий физической культурой и спортом, ведения здорового образа жизни, нравственных, духовных и гражданских ценностей;
- эффективное использование потенциала системы дополнительного образования детей для профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки обучающихся с учетом социально значимых направлений деятельности;
- развитие внебюджетной деятельности, установление партнерских отношений с бизнес-сообществом, совершенствование межведомственного взаимодействия в целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей.
Основные направления развития региональной системы дополнительного образования детей реализуются в рамках национального проекта "Образование".
В Республике Дагестан 294 организации дополнительного образования различной ведомственной принадлежности с охватом 165889 учащихся. Из них 96 расположены в городах и 198 в сельской местности:
Минобрнауки РД - 7 организаций, охват детей - 17013 учащихся;
Минкультура РД - 3 организации, охват детей - 794 учащихся;
муниципальные - 272 организаций, охват детей - 145622 учащихся;
частные -12 организаций, охват детей - 2460 учащихся.
Типы учреждений дополнительного образования в республике Центры (Центр дополнительного образования) - 38, Дворцы -3, Дома (Дом детского творчества) 30, Станции (Станция юного техника, Станция юного натуралиста, Станция туризма и краеведения) - 12, Школы (Школа искусств, Художественная школа, Музыкальная школа) 83, Дом пионеров и школьников - 4; Детско-юношеская спортивная школа - 125.
В республике реализуются 1 225 программ дополнительного образования детей по основным направлениям: спортивное (40%), научно-техническое (18%,), художественное (15%), эколого-биологическое (13%), туристско-краеведческое (8%), социально-педагогическое (6%). В содержании дополнительных общеразвивающих программ отражается специфика национально-культурных, демографических, климатических условий региона, его культурное своеобразие и наследие.
Штатная численность работников в учреждениях дошкольного образования в 2021 году составила 7,6 тыс. человек, в том числе 4,9 тыс. человек - педагоги дополнительного образования. Уровень квалификации педагогов дополнительного образования: 1,1 тыс. (15,0%) с высшей категорией; не имеют категорию 2,8 тыс. педагогов (36,8%).
Количество педагогов с высшим педагогическим образованием - 2,9 тыс. педагогов (38,5%).
Из 9 634 объединений (групп) 4 123 (43%) реализуются на базе общеобразовательных учреждений городов и районов.
Показатель охвата дополнительного образования в Республике Дагестан составляет по данным Дагстата 76%) (505 831 ребенок) от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет (643 771 детей), с учетом данных учреждений дополнительного образования, внеурочной деятельности в ДОО, образовательных организациях, школах искусств, профессиональных образовательных организациях.
Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей осуществляется через создание новых возможностей для использования получаемых знаний для решения реальных проблем сообщества, страны, что предполагает:
- разработку и внедрение организациями дополнительного образования детей программ воспитания;
- реализацию образовательных моделей, обеспечивающих применение получаемых знаний для решения актуальных проблем сообщества (хакатоны, проекты образовательной организации и др.);
- включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей модуля или воспитательного компонента, направленного на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения;
- внедрение модели организации внешкольного воспитания и развития детей и подростков по месту жительства;
- поддержку моделей воспитания детей в системе дополнительного образования детей с использованием культурного наследия регионов, традиций народов Российской Федерации, направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия страны.
6.5. Профессиональные образовательные организации
Система воспитания в профессиональном образовании обновляется, совершенствуется, необходимо найти оптимальное сочетание инноваций и преемственности, сохраняя единство учебного и воспитательного процессов.
Воспитательный процесс в профессиональном образовании должен стать частью системы профессиональной подготовки, направленной на достижение цели и задач формирования современного специалиста, обладающего необходимым уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, комплексом профессионально-значимых качеств личности, социально-ориентированной жизненной позицией и системой социальных, культурных и профессиональных ценностей.
Воспитание обучающейся молодежи является неотъемлемой частью процесса образования и представляет собой программную идею, совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, содержание и направления развития системы учебно-воспитательной работы, особенности работы педагогического коллектива в контексте требований, предъявляемых к образовательной организации, выпускнику как к профессионально и социально компетентной личности.
Основной целью развития профессионального образования является сформировать базовые направления развития системы подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, текущими и перспективными требованиями рынка труда Республики Дагестан, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести анализ и при необходимости обновить содержание профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников и развитием технологий;
- сформировать новый ландшафт сети СПО, обеспечивающей гибкое реагирование на социально-экономические изменения, гармонизация результатов обучения с требованиями в сфере труда;
- повысить финансовую устойчивость и целевую поддержку образовательных организаций, которые готовят рабочих (служащих) и специалистов среднего звена;
- привести квалификации руководящего и преподавательского состава колледжей в соответствие с современными требованиями к кадрам;
- развить культуру профессиональных соревнований в системе СПО для повышения эффективности образовательной и проектной деятельности;
- создать условия для успешной социализации и эффективной самореализации будущего специалиста.
- скоординировать и укрепить взаимодействие всех участников воспитательного процесса;
- оказывать помощь семье в решении проблем воспитания; организация психолого-педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании обучающихся;
- повысить профессиональное управление воспитательным процессом;
- совершенствовать содержание и механизмов нравственного, гражданско-правового, патриотического, художественного, эстетического, трудового и физического воспитания обучающихся;
- использовать отечественные традиции и глубокое уважение к традициям национальной и конфессиональной культуры, интернационализма и толерантности, современного опыта и инноваций в области воспитания,
- удовлетворять непрерывно растущие и изменяющиеся требования потребителя в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности;
- гарантировать реализацию социальных и личностных компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций в обществе.
Воспитательная система образовательной организации профессионального образования строится на следующих принципах:
- гуманистическая направленность: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение к уникальности и своеобразию каждого обучающегося;
- профессиональная направленность: овладение будущими специалистами этическими нормами профессионального сообщества, формирование ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, содействие в развитии их профессиональных способностей;
- воспитывающее обучение: полноценное использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин в целях личностного развития, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
- системность: установление связей между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
- гражданственность: соотнесение воспитательной деятельности с интересами семьи, общества и государства, признание ответственности обучающихся за свое поведение;
- полисубъектность: создание условий, стимулирующих участие во внеучебной деятельности образовательной организации преподавательского состава, высококвалифицированных специалистов в области искусства, литературы, спорта, а также государственных учреждений, общественных организаций;
- демократизация: равноправие и социальное партнерство субъектов воспитательной деятельности, наличие и функционирование системы студенческого самоуправления и механизма ее эффективного взаимодействия с административно-управленческими структурами образовательной организации;
- добровольность: предоставление обучающимся права выбора разнообразных форм участия во внеучебной, научно-исследовательской и творческой деятельности;
- стимулирование: моральное и материальное поощрение обучающихся за их успехи в учебной, научной, творческой, спортивной, общественной и других видах деятельности.
Региональные особенности системы профессионального образования состоят в реализации программ и проектов с учетом потребностей регионального рынка труда, наполнении учебных дисциплин региональным содержанием, связанным с традициями региона, спецификой развития социальной и экономической сфер деятельности, ориентированных на потребности реализуемых инвестиционных проектов.
Региональная система профессионального образования - интегрированная среда взаимодействия работодателей, организаторов и непосредственных участников образовательных отношений, возникающих в процессе обеспечения актуальных и перспективных потребностей предприятий и организаций региона в квалифицированных кадрах.
Система профессионального образования работает на удовлетворение кадровых потребностей Республики Дагестан, ее стратегическая задача - в полной мере соответствовать этим потребностям.
Сегодня в республике действует комплексная система подготовки кадров, включающая широкую сеть профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного образования.
Цели воспитания обусловлены реализацией требований ФГОС СПО, в том числе и в сфере освоения следующих общих компетенций:
- проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовать собственную деятельность, определить методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с остальными обучающимися, преподавателями, руководством и работодателями;
- брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
- содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
- использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
6.6. Детско-юношеские организации и общественные движения
Воспитательный потенциал детско-юношеских организаций и движений можно рассматривать как деятельность, усиливающую воспитательный потенциал образовательных организаций. Воспитательный потенциал детско-юношеских организаций и движений является открытой педагогической системой и включает в себя совокупность средств, форм и методов социально-культурной деятельности, реализация которых обеспечивает возможность целенаправленного педагогического воздействия на формирование социально значимых качеств личности.
С целью усиления воспитательного потенциала в Республике Дагестан функционирует региональный центр военно-патриотического воспитания и подготовки учащейся молодежи к военной службе на базе ГБОУ РД "Республиканский центр образования" (далее - Центр).
Работа Центра военно-патриотического воспитания и подготовки учащейся молодежи к военной службе направлена на организацию и развитие военно-патриотического воспитания в четырех направлениях:
I. Обучение педагогов ОУ навыкам работы по военно-патриотическому воспитанию.
II. Организация патриотического (военно-патриотического) воспитания обучающихся образовательных учреждений.
III Организация работы по патриотическому воспитанию с родителями обучающихся образовательных учреждений.
IV. Взаимодействие образовательных учреждений с общественными организациями и объединениями, воинскими частями.
Сотрудничество с общественными организациями позволит объединить усилия в деле воспитания детей и молодежи и достичь результатов в решении следующих задач:
1. Содействовать расширению участия общественных объединений ветеранов боевых действий, военной службы и труда в работе с молодежью, в том числе посредством их представительства в координационных советах по патриотическому воспитанию, заключения соглашений о сотрудничестве с органами государственной власти и местного самоуправления, взаимодействия между ветеранскими и молодежными организациями, развития шефских связей.
2. Организовать проведение традиционных мероприятий: республиканская акция "Георгиевская ленточка"; встреча трёх поколений с участием ветеранов ВОВ, ветеранов войны в Афганистане, ветеранов боевых действий, членов молодёжных организаций, региональный этап конкурса "Моя страна - моя Россия", организация прыжков с парашютом для курсантов военно-патриотических молодёжных объединений воздушно-десантного профиля, социально-патриотические акции "Призывник", "День солдата", региональный фестиваль прикладных дисциплин военно-патриотических и спортивно-патриотических клубов Республики Дагестан "Памяти павших будьте достойны", конкурс фоторабот "Ветераны, поколения - вместе", гражданская акция "Свеча памяти", республиканский фестиваль патриотической песни "Я люблю тебя, Россия", республиканский конкурс молодых журналистов, писателей и поэтов "Росток", республиканский конкурс молодых фотолюбителей "Позитив в объективе", "Письмо Победы", "День Победы", "Ночь в музее", "Стена памяти", "Солдатская каша", "Бессмертный полк", "Свеча памяти", "Вахта памяти", "Вечный огонь", "День неизвестного солдата", "День Героев Отечества".
3. Разработать региональные программы (планы) патриотического воспитания граждан с учетом целей, задач и положений государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" и обеспечить их выполнение.
4. Предусмотреть организацию и проведение мероприятий по популяризации российской истории, в том числе по информированию населения о днях воинской славы и памятных датах России. В целях информирования населения Республики о памятных датах военной истории Отечества ежемесячно осуществляются рассылка роликов о памятных датах истории России в рамках проекта "Памятные даты". Информация направляется в администрации муниципальных образований Республики Дагестан.
В рамках реализации плановых мероприятий в данном направлении работы Центра осуществляются:
- организация взаимодействия с воинскими частями (организация и проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам и памятным датам Российской Федерации; проведение экскурсий в воинские части с демонстрацией вооружения и техники; проведение профориентационной работы с обучающимися);
- организация взаимодействия с Дагестанским Региональным Отделением Всероссийской Общественной Организации Ветеранов (Пенсионеров) Войны, Труда, Вооруженных Сил и Правоохранительных Органов (встречи с ветеранами, участие ветеранов в уроках мужества, классных часах, беседах с обучающимися);
- организация сотрудничества с региональными и федеральными представителями общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (РДШ);
- организация сотрудничества с региональным и главным штабом Всероссийского детско-юношеское военно-патриотического общественного движения "Юнармия";
- организация взаимодействия с общественной организацией "Волонтёры Победы";
- организация взаимодействия с поисковыми объединениями и отрядами;
- организация сотрудничества с МЧС России по РД (беседы, участие в классных часах, мероприятиях);
- организация взаимодействия с религиозными конфессиями (беседы, участие в классных часах, мероприятиях).
7. Механизмы реализации концепции
Нормативно-правовое обеспечение:
- обеспечение развития воспитания в соответствии с государственной образовательной политикой организаций всех уровней образования Республики Дагестан с учетом ресурсного обеспечения (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического).
Организационно-управленческое обеспечение:
- организация межведомственного взаимодействия по выявлению и использованию социокультурного потенциала созданной инфраструктуры воспитания обучающихся (организации всех уровней образования, культурных, спортивных, познавательных и других) с использованием потенциала общественных институтов;
- совершенствование условий для эффективного приведения воспитательной деятельности в регионе на основе ресурсного обеспечения и современных механизмов управления;
- консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
- эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
- укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;
- системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;
- формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;
- организация мониторинга достижения качественных и количественных показателей эффективности реализации стратегии.
Кадровое обеспечение:
- реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности, занятых воспитанием обучающихся, в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности современным вызовам и трендам, а также задачам Концепции;
- "обобщение, систематизация и распространение на региональном уровне опыта воспитательной деятельности регионов РФ, освоение и трансляция специалистам позитивного опыта воспитания;
- повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей, создание атмосферы уважения к людям труда, разработка мер по их социальной поддержке;
- развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, культуры, физической культуры и спорта;
- модернизация содержания и организации педагогического образования в области воспитания.
Информационно-технологическое обеспечение:
- организация на современной технологической базе информационной поддержки реализации Концепции с привлечением муниципальных ресурсов (СМИ, интернет-сайтов, страниц сайтов образовательных организаций, интернет-конференций, вебинаров, форумов);
- использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации стратегии.
Научно-методические обеспечение:
- формирование системы организации научных исследований в области воспитания обучающихся, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;
- изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;
- проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в развитии личности ребенка;
- проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современной молодежи.
Финансово-экономическое обеспечение;
- создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
- обеспечение финансирования системы воспитания за счет средств федерального, регионального и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;
- создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и педагогических работников.
8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Ожидаются следующие результаты Концепции:
- создана современная инфраструктура системы воспитания, обеспечивающая равный доступ к ресурсам организаций всех уровней образования, культурных, спортивных и других;
- выявлены возможности и потенциал воспитательной деятельности в системе общего, профессионального и дополнительного образования;
- создана система социально-педагогической поддержки успешной социализации детей и молодежи, их нравственного самоопределения и конструктивного саморазвития, в том числе детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- сформирован эффективный механизм взаимодействия образовательной организации с семьей;
- достигнуто согласие и солидарность в обществе в вопросах воспитания детей, повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
- создана атмосфера уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
- усовершенствован комплекс мер по мотивации обучающихся к общему и профессиональному образованию, саморазвитию в обществе;
- создан системный комплекс мер, обеспечивающий утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных организаций, снижение негативных проявлений в детской и молодежной среде;
- увеличено количество детей и подростков, занятых в различных формах внешкольной деятельности, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности;
- сформированы меры поддержки общественных объединений в сфере воспитания личности;
- обеспечен равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ОВЗ;
- обновлено содержание, технологии, формы и методики организации воспитательной деятельности;
- повышен общественный авторитет и статус педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
- созданы условия доступности для всех категорий детей возможностей удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
- сформирована в детской среде позитивная модель поведения как норма;
- сформирован подход межведомственного взаимодействия и консолидация усилий общественных и гражданских институтов;
- укреплен кадровый потенциал системы воспитания;
- сформирован механизм и алгоритм поддержки социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
- повышено качество научных исследований в области воспитания;
- сформирована система мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации и регионе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан от 15 марта 2022 г. N 08-02-1-242/22 "Об утверждении Концепции развития воспитания детей и молодежи в Республике Дагестан на 2022 - 2025 годы"
Вступает в силу после официального опубликования
Опубликование:
-