Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Профессиональное самоопределение и профессиональный выборов личностном и социально-экономическом значении.
В стратегических документах социально-экономического развития Республики Дагестан качество подготовки трудовых ресурсов занимает одно из центральных мест. Происходящие в регионе технологические и общественные изменения оказывают существенное влияние на развитие образования. Современное образование должно подготовить человека к успешной социализации и сформировать в нем готовность к профессиональной жизни в условиях быстрых изменений и неопределенности. Особенное значение в этих условиях приобретает профессиональное самоопределение и выбор будущей профессии молодежью.
Современные вызовы продуцируют новые подходы к пониманию профессионального самоопределения: от понимания подготовки человека к выбору профессии на основе его интересов и предрасположенности к формированию у него высокого адаптивного потенциала для профессиональной мобильности и широких возможностей личностного развития. Эмпирические показатели результативности профориентационной работы (доля определившихся с профессиональным выбором) дополняются многообразием возникновения у обучающихся индивидуальных траекторий, индивидуальных динамик, субъектных позиций. В современных условиях возрастает роль и значимость ранней профориентации и выявления результативности самоопределения на уровневой основе. Меняющаяся социально-экономическая реальность выдвигает профориентацию в систему, способствующую построению личностной конкурентоспособности на протяжении всей трудовой жизни человека, а правильный профессиональный выбор опосредует высокую производительность труда и в конечном итоге - ресурс стабильного экономического и социального роста региона. Таким образом, в современной действительности профессиональная ориентация и профессиональный выбор приобретают комплексное системное значение по социальным, экономическим и личностным основаниям.
Социальное значение предполагает социализацию индивида через усвоение в процессе профессионального самоопределения определенной системы знаний, норм, ценностей, правил поведения в трудовом коллективе; социальную роль профессиональной деятельности.
Экономическое значение подразумевает формирование у обучаемых мотивации на получение совокупности профессиональных знании, умении и навыков для дальнейшего их применения в достижении высокой производственной эффективности, реализации себя как субъекта экономической жизни; качество профессионального выбора и обусловленный этим человеческий капитал как условие развития и роста большинства производств в современной экономике.
Личностное значение предполагает выбор профессии как условие удовлетворения человеком его внутренней социально-психологической потребности для осуществления профессиональной деятельности.
О несоответствии традиционно сложившегося опыта профориентационной работы и необходимости перевода ее на новый качественный уровень свидетельствует ряд проблем:
более 40% студентов профессиональных образовательных организаций разочаровываются в выборе профессии к концу первого курса обучения;
около 60% выпускников общеобразовательных организаций утверждает, что на их профессиональный выбор повлияло мнение родителей или знакомых;
от 50% до 60% школьников не знают о своих профессиональных способностях;
не умеют соотнести свои возможности с требованиями профессии;
значительная часть (около 60%) выпускников профессиональных образовательных организаций не намерены делать карьеру, предпочитая быстрые, но нестабильные источники доходов;
имея документ о профессиональном образовании, не работают по специальности;
для многих молодых людей мотивами выбора профессии являются внешние факторы: социальная значимость, уровень заработной платы, привлекательность.
Становление новой системы профессионального самоопределения детей и молодежи обусловлено преодолением образовательных несоответствий между деятельностью по разработке для них готовых решений и необходимостью формирования у них персонифицированных позиций организации своей будущей профессиональной жизнедеятельности. Исходными условиями достижения эффективности и качества профессионального самоопределения обучающихся являются адекватность образования современности, влияние жизненного пространства на человека.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.