Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минобрнауки РД
от 16 июня 2022 г. N 05-02-530-1/22
Концептуальные подходы
к развитию дополнительного образования детей, выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Дагестан
1. Общие положения
Настоящие концептуальные подходы к развитию дополнительного образования детей, выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Дагестан разработаны в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года N Пр-827, Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р, Концепцией развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 мая 2022 года N 146, и с учетом:
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года N 122-р "Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2Q27 года";
приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей".
Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного развития.
Таким образом, создание условий и формирование единой образовательной среды, обеспечивающей выявление и развитие одаренных детей и молодежи, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Забота об одаренных детях - это забота о будущем науки, спорта, культуры и экономики Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года N 122-р утверждён план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, в том числе включающий:
- создание и развитие системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- создание условий для увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программам.
2. Состояние системы дополнительного образования детей, выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Дагестан
В современной системе образования все больше актуализируется вопрос развития дополнительного образования детей, особенно в части предоставления возможности для самореализации и развития талантов у учащихся. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Адаптивная роль дополнительного образования позволяет ему гибко реагировать на социально-экономические изменения, государственные и общественные запросы. Система дополнительного образования детей Республики Дагестан, ориентированная на органичное сочетание запросов государства и общества, нацелена на образовательные продукты, востребованные и интересные для современных детей и их родителей.
В Республике Дагестан функционируют 294 организации дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности с охватом 165889 учащихся, из них 96 расположены в городах и 198 в сельской местности:
- Минобрнауки РД - 7 организаций, охват детей - 17013 учащихся;
- Минкультуры РД - 3 организации, охват детей - 794 учащихся;
- муниципальные - 272 организации, охват детей - 145622 учащихся;
- частные - 12 организаций, охват детей - 2460 учащихся.
С учетом данных учреждений дополнительного образования, внеурочной деятельности в ДОО, общеобразовательных организациях, школах искусств, профессиональных образовательных организациях республики показатель охвата дополнительным образованием детей от 5 до 18 лет в 2021 году составляет 59% (379824 человека) от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет (643771 человек). При этом доступность и качество дополнительного образования отличается в разных муниципальных образованиях Республики Дагестан.
Инфраструктура современного дополнительного образования детей в республике отстает от современных требований: имеет место дефицит адаптированных помещений, современного оборудования и инвентаря, компьютерной техники, качественной интернет-связи.
В Республике Дагестан реализуются 225 программ дополнительного образования детей по основным направлениям: физкультурно-спортивное (40%), научно-техническое (18%), художественное (15%), естественнонаучное (13%), туристско-краеведческое (8%), социально-педагогическое (6%).
Мероприятия дополнительного образования детей проводятся в рамках трех региональных проектов национального проекта "Образование": "Успех каждого ребенка", "Современная школа", "Цифровая образовательная среда".
В рамках проекта "Успех каждого ребенка" в целях формирования целевой модели региональной системы дополнительного образования созданы и функционируют региональный модельный центр дополнительного образования детей Республики Дагестан и 52 муниципальных модельных центра, внедрено сетевое взаимодействие с образовательными организациями, учреждениями спорта, культуры и искусства
Запущена автоматизированная информационная система Республики Дагестан "Навигатор дополнительного образования детей Республики Дагестан", который обеспечивает переход на персонифицированный учет и персонифицированное финансирование (зарегистрированы 2453 организации, реализующие программы дополнительного образования, при этом выдано 19165 сертификатов финансирования).
С целью увеличения охвата детей научно-техническим творчеством в республике созданы: детский технопарк "Кванториум", мобильный технопарк "Кванториум05", два школьных "Кванториума". Для самореализации и раскрытия талантов детей в 592 образовательных организациях республики (412 школах, 85 детских садах, 18 СПО, 77 УДО) модернизирована материально-техническая база. Также в целях создания свыше 76 тыс. новых ученических мест реализуются дополнительные общеразвивающие программы по 6 направлениям (естественно-научное, техническое, художественное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное).
Для занятий физической культурой и спортом в 935 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, оборудовано 176 открытых плоскостных спортсооружений и 759 воркаут-площадок. На базе школ созданы 935 школьных спортивных клубов с охватом более 120 тыс. учащихся.
В 1468 образовательных организациях республики функционируют 10125 спортивных секций (кружков) с охватом 151875 обучающихся. Приоритетными видами спорта являются шахматы, футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика и другие.
Дополнительное образование детей реализуется в общеобразовательных учреждениях, в том числе по проектам "Президентские состязания", "Президентские игры", "Шахматно-шашечный всеобуч", "Футбол в школу", "Самбо в школу", "Волейбол в школу".
В рамках реализации регионального проекта "Современная школа" в республике функционирует 380 центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" по предметам "Технология", "Информатика", "ОБЖ", а также по программам дополнительного образования по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматам, проектной и внеурочной деятельности.
По проекту "Цифровая образовательная среда" созданы и функционируют 5 центров цифрового образования "IT-куб", где школьники обучаются программированию, разработке мобильных приложений, системному администрированию.
Для развития и совершенствования системной работы по развитию талантов детей и молодежи в республике создано государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Дагестан "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Альтаир" по модели образовательного центра "Сириус", задачам^ которого являются:
выявление проявляющих выдающиеся способности и высокомотивированных детей, и молодежи, проживающих в Республике Дагестан, в том числе координация, организация и проведение особо значимых мероприятий в области образования и науки, искусства, спорта;
разработка и реализация образовательных программ для проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей, и молодежи, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
обеспечение индивидуальной работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми и молодежью по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
развитие партнерской сети промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций, ведущих свою деятельность в регионе для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи;
проведение мониторинговых исследований, способствующих формированию образовательной политики региона в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей, и молодежи в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического и промышленного развития региона;
информирование общественности о целях и задачах работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми и молодежью, возможностях развития их талантов и способностей в регионе;
Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации. В летний период практикуется проведение профильных смен, таких как IT-школа "Кибермаунт", "Российское движение школьников", "Юнармейцы", "Юный миротворец", по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников (далее - ВсОШ).
На региональном уровне разработаны рекомендации по выявлению и внедрению лучших практик сетевой формы реализации программ дополнительного образования и сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, по привлечению профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, учреждений культуры и спорта к реализации дополнительных общеобразовательных программ; проводится комплекс мероприятий, направленных на создание условий для непрерывного развития профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников организаций дополнительного образования, в) соответствии с перспективными направлениями и тенденциями, существующими в настоящее время в сфере дополнительного образования детей. В рамках проекта "Успех каждого ребенка" в целях формирования целевой модели региональной системы дополнительного образования создан и функционируют региональный модельный центр дополнительного образования детей Республики Дагестан и 52 муниципальных модельных центра, внедрено сетевое взаимодействие с образовательными организациями, учреждениями спорта, культуры и искусства.
При наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений дополнительного образования детей пока не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы. Существующая система нормативного регулирования ограничивает возможности использования потенциала Негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для Расширения объема и спектра программ дополнительного образования, модернизации инфраструктуры.
К числу нерешенных проблем можно также отнести:
социальное и территориальное неравенство (в муниципальном разрезе) в развитии социальной инфраструктуры детства в организациях дополнительного образования:
дефицит материально-технических ресурсов; недостаточный уровень цифровизации, недостаточный темп обновления содержания, технологий и форм реализации дополнительных образовательных программ, в том числе сетевых и дистанционных программ;
в республике осуществляется значительная организационная работа по вовлечению детей с ОВЗ в дополнительное образование, однако в большинстве случаев дети этой категории охвачены им в специализированных образовательных организациях, в которых они получают основное образование; отсутствие объективной и прозрачной системы учета достижений в системе дополнительного образования детей, в выстраивании эффективной образовательной и профессиональной траектории;
недостаточная сформированность системы сопровождения профессионального развития и карьерного роста педагогических кадров: превалирование традиционных форм реализации повышения квалификации, слабая систематизация процессов по вовлечению педагогов в поисковую деятельность, низкий уровень индивидуализации в развитии квалификации в силу несовершенства организации деятельности по работе с педагогами на принципах вариативности и модульности;
не получили должного развития процессы интегрального взаимодействия общего и дополнительного образования детей для достижения эффективных и качественных результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Настоящие концептуальные подходы ориентированы на продолжение достижения соответствия системы дополнительного образования детей современным смыслам, которые выражаются в том, что дополнительное образование детей - это:
образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов;
инструмент развития человеческого потенциала региона, страны;
институт воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, формирования общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования поколения россиян, ориентированных на активное включение в процессы социокультурного развития государства;
социокультурная среда детства взросления и самоопределения подрастающего поколения в условиях кризиса "детства" и "взрослости".
Настоящие концептуальные подходы направлены на:
- повышение вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей;
- обновление методов и содержание дополнительного образования детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и общества;
- обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
3. Цели и задачи развития дополнительного образования детей, выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Дагестан
Целями развития дополнительного образования детей, выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Дагестан являются:
1. Формирование и развитие эффективной системы дополнительного образования детей, учитывающей их потребности.
2. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.
3. Обеспечение индивидуальной работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными обучающимися по формированию и развитию их познавательных интересов.
4. Развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций, ведущих свою деятельность в регионе для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей.
5. Создание эффективной региональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи, в том числе с ОВЗ, для реализации их потенциала в интересах социально-экономического развития региона.
6. Развитие системы поддержки детей и молодежи через реализацию индивидуальных образовательных программ/маршрутов с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Для достижения целей развития дополнительного образования детей необходимо решение следующих задач:
формирование и распространение практик интеграции общего и дополнительного образования детей;
развитие механизмов учета индивидуальных потребностей обучающихся, расширение возможностей персонализации дополнительного образования детей посредством интеграции его ресурсов в индивидуальные образовательные траектории;
формирование механизмов преемственности образовательных траекторий в дополнительном и профессиональном, высшем образовании, трудовой карьере человека;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, основанной на принципах справедливости и всеобщности;
увеличение охвата дополнительным образованием детей через повышение его доступности, в том числе для детей, проживающих в сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ОВЗ;
обеспечение цифровой трансформации дополнительного образования детей для развития новых форматов его реализации на электронных платформах;
развитие наставничества (тьюторства) среди обучающихся, принимавших участие в олимпиадах прошлых лет - победителей и призеров ВсОШ;
обеспечение психолого-педагогического сопровождения одарённых и мотивированных обучающихся;
создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одарённых детей;
создание условий и предоставление равных возможностей обучающимся с ОВЗ для участия в мероприятиях по выявлению, поддержке и развитию способностей;
привлечение государственно-частных партнёров для поддержки способных и талантливых детей и молодёжи, в том числе сопровождение одаренных детей после олимпиад, конкурсов и соревнований, содействие их профессиональному росту в разных сферах экономики республики в рамках функционирующих образовательных кластеров, трудоустройстве молодых специалистов, предоставлении первого рабочего места;
развитие профильного образования с учётом социального заказа как эффективной формы организации учебно-воспитательного, позволяющей развить способности каждого старшеклассника;
распространение моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций различных типов, научных организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, предприятий;
создание и внедрение многомерных платформ оценки эффективности дополнительного образования в соотношении: образовательный процесс и состояние развития ребенка как системный механизм управления качеством реализации образовательных программ;
организация непрерывного экспертно-аналитического процесса в дополнительном образовании детей по выявлению и оценке его развития для принятия оперативных решений и корректирующих действий;
усиление роли общества (общественные профессиональные и родительские сообщества и общественные организации, родители, социально ответственный бизнес) в управлении и развитии дополнительного образования детей.
4. Основные направления развития дополнительного образования детей, выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Дагестан и механизмы их реализации
Переформатирование системы дополнительного образования детей Республики Дагестан как процесса трансформации в современное состояние и достижения соответствия потребностям социально-экономического развития региона включает в себя несколько взаимосвязанных направлений:
1) обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ, укрепление ресурсной базы дополнительного образования детей и его интеграция с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся через:
вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ представителей общего образования, работодателей, общественных объединений, родительского сообщества;
развитие новых форм и технологий реализации программ дополнительного образования детей, включая такие формы как: вариативная, модульная, сетевая, дистанционная организация программ с привлечением специалистов среднего и высшего профессионального образования, реального сектора экономики;
организацию программ профессионального самоопределения, включающих в себя кейсовую и модульную структуру, предполагающих профессиональные пробы и квалификационную аттестацию;
включение в общеобразовательные программы дополнительного образования детей компонентов экологической, предпринимательской, цифровой и финансовой грамотности по всем направленностям дополнительного образования детей;
использование современного цифрового контента для разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
внедрение моделей наставничества в системе дополнительного образования детей;
развитие программ углубленного уровня естественно-научной, технической направленности и художественного творчества по всем видам искусств и жанров; расширение системы конкурсных и иных мероприятий в системе дополнительного образования детей, в том числе для детей с ОВЗ, направленных на выявление, поддержку и развитие талантов обучающихся.
Механизмы реализации:
реализация принципа экосистемности в разработке и реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей, основанной на взаимодействии представителей различных сообществ;
создание педагогических сообществ для формирования опыта и практик интеграции общего и дополнительного образования, реализации сетевых моделей взаимодействия дополнительного образования с различными образовательными системами и социально-экономическими сферами;
развитие социально-гуманитарной и туристско-краеведческой направленностей на основе использования культурно-исторического потенциала региона;
усиление практико-ориентированности в содержании программ дополнительного образования с выходом на продуктивные результаты личностной значимости для обучающихся;
расширение спектра программ с включением содержания, связанного с приоритетными направлениями Национальной технологической инициативы, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и выходом их на проектные результаты;
формирование и тиражирование банка лучших практик реализации современных, вариативных и интегративных востребованных программ дополнительного образования детей;
2) повышение доступности качественного дополнительного образования детей с различными образовательными потребностями через:
интеграцию ресурсов организаций общего, дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций и системы летнего отдыха и оздоровления;
формирование моделей адресной работы по организации дополнительного образования с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ОВЗ, создание базы данных примерных программ дополнительного образования, адаптированных для детей с ОВЗ и инвалидностью, оказание им и их родителям адресного информационного консультирования;
развитие современной инфраструктуры дополнительного образования детей, позволяющей выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося для удовлетворения интересов и потребностей в его самореализации и самоопределении; совершенствование образовательной среды, направленной на исследовательскую, творческую, практико-ориентированную деятельность для работы с одаренными и талантливыми обучающимися;
создание объективной и прозрачной системы учета достижений в сфере дополнительного образования детей, выстраивание эффективной образовательной и профессиональной траектории;
создание условий для обеспечения доступности программ дополнительного образования детей в дистанционных формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в форматах образовательных проектов и социально значимых мероприятий;
масштабирование и трансляцию новых программ, проектов и практик интеграции дополнительного и общего образования, реализуемых образовательными организациями общего, дополнительного образования и профессиональными образовательными организациями.
Механизмы реализации:
создание региональной кластерной системы сетевого взаимодействия общего, среднего профессионального и дополнительного образования; расширение сферы дополнительного образования детей для творческого развития детей в системе летнего отдыха и оздоровления;
расширение сетевых форм взаимодействия Центра выявления и поддержки одаренных детей с муниципальными образованиями, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у обучающихся;
организация информационно-просветительской работы с обучающимися и их семьями о возможности самореализации обучающихся в системе дополнительного образования детей; внедрение подходов по дифференциации и оптимизации разработки дополнительных образовательных программ для достижения их доступности детям с ОВЗ;
создание условий рационального планирования в сочетании долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных общеобразовательных программ, направленных на удовлетворение различных потребностей детей в развитии и увеличении доли охвата детей дополнительным образованием в возрасте от 5 до 18 лет;
развитие областной базы данных широкого доступа для работодателей и профессиональных образовательных организаций о достижениях детей в дополнительном и общем образовании для выстраивания с ними предметных коммуникаций в контексте ресурса кадрового воспроизводства;
создание и совершенствование системы муниципального задания на реализацию дополнительного образования детей в дистанционных форматах;
организация форм трансляции программ, проектов и практик интеграции общего и дополнительного образования детей в региональную образовательную систему;
3) совершенствование управления системой дополнительного образования детей через:
включение дополнительного образования детей в широкий социокультурный контекст, учет в общеобразовательных программах составляющих, связанных с процессами муниципального и регионального развития;
переход к управлению развитием дополнительного образования детей с опорой на использование территориальных образовательных ресурсов;
совершенствование вертикальной системы сопровождения и непрерывного развития систем дополнительного образования детей в муниципальных образованиях, предполагающего построение сквозной преемственности целей, содержания и педагогических технологий на основе интересов и потребностей ведущих образовательных заказчиков (экономической сферы, общества, государства);
совершенствование управления системой дополнительного образования детей с опорой на "большие" данные с использованием цифровых инструментов, перехода в управлении от "мероприятийного" к программному и проектному подходам в муниципальных образованиях на основе методов целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития;
усиление общественно-деловой составляющей в управлении системой дополнительного образования детей через распространение моделей партнерства и государственно-частного взаимодействия.
Механизмы реализации:
создание базы многомерных инструментариев для оценки и анализа различных направлений деятельности в дополнительном образовании и системы методического сопровождения по их внедрению; создание системы выявления эффективности деятельности муниципальных опорных центров муниципальных образований;
развитие организационно-управленческих и финансовых механизмов в организации и реализации новых форм дополнительного образования детей; создание опыта и формирование практик горизонтального управления развитием систем, направлений, организаций, процессов в дополнительном образовании детей; разработка и внедрение современных моделей и инструментария оценки профессионального мастерства педагогов и руководителей организаций дополнительного образования детей;
4) усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей, создание условий для личностного развития детей и подростков, их профессионального самоопределения через:
развитие системы детского самоуправления, детских общественных объединений в системе дополнительного образования детей;
реализацию программ социально-гуманитарной направленности на основе краеведческого материала, включение детей в практики социокультурного развития; создание единого образовательного пространства на основе интеграции дополнительных общеразвивающих программ и программ развития социокультурных компетенций общего образования;
создание условий для социокультурной интеграции, адаптации, выявления и продвижения одаренных и талантливых детей, детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через систему социально значимых мероприятий, включение в содержание кейсовой системы профессионального самоопределения модулей, отражающих профессиональную востребованность и социальную значимость профессии.
Механизмы реализации:
включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направлений модуля или воспитательного компонента, направленного на формирование у детей гражданской идентичности, ответственности и воспитания культуры межличностного общения;
развитие краеведения, в том числе для формирования патриотизма. Вовлечение детей в изучение конкретней территории как природно-культурной целостности на основе интеграции знаний естественных, социальных и гуманитарных наук, использования исследовательских методов и реализации проектов детей, направленных на развитие территории своего проживания;
интеграция дополнительного образования детей со сферой туризма: вовлечение детей в разработку индивидуальных туристских продуктов, конструкторов виртуальных путешествий, стратегий развития туристского потенциала территорий;
развитие программ формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения, вовлекающих детей в решение экологических проблем через практики прямого или косвенного действия;
развитие этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия Республики Дагестан с учетом содержания программ дополнительного образования детей и социокультурной деятельности детских творческих объединений;
5) совершенствование условий для развития педагогических кадров системы дополнительного образования детей через:
повышение престижа дополнительного образования, формирование механизмов привлечения молодых специалистов в систему дополнительного образования детей;
внедрение новых форм и технологий профессионального развития педагогов дополнительного образования с опорой на их прикладную поисковую деятельность;
поддержку программ подготовки наставников для реализации дополнительных общеобразовательных программ различной направленности;
создание условий для персонификации профессионального развития педагогов, организацию среды мобильных профессиональных коммуникаций по проблемам развития педагогической деятельности в дополнительном образовании детей;
реализацию процессов сопровождения профессионально-педагогического развития в деятельности по интеграции общего и дополнительного образования детей.
Механизмы реализации:
переформатирование системы повышения квалификации;
деятельностный формат организации повышения квалификации;
практико-ориентированные механизмы повышения квалификации;
индивидуализация и адресность профессионального развития;
организация электронной платформы по обмену опытом достижения эффективных педагогических практик в дополнительном образовании детей;
развитие деятельности по созданию саморазвивающихся педагогических сообществ, в том числе в формате сетевого распределения, по интеграции общего, профессионального и дополнительного образования детей;
развитие системы конкурсов профессионального мастерства, привлечение победителей к участию в программах повышения квалификации и стажировкам, поддержка их презентаций и мастер-классов;
разработка системы нематериального стимулирования педагогических работников системы дополнительного образования с присвоением им статусных ролей;
привлечение внешних совместителей к реализации дополнительных общеобразовательных программ из числа квалифицированных специалистов и проведение их переподготовки.
5. Ожидаемые результаты реализации концептуальных подходов к развитию дополнительного образования детей, выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Дагестан
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
1. |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием в соответствии с их потребностями |
процент |
63,5 |
63,9 |
70,5 |
2. |
Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием с использованием дистанционных технологий и электронного обучения |
процент |
60 |
70 |
77 |
3. |
Доля детей, охваченных деятельностью технопарков "Кванториум" и центров "IТ-куб" |
процент |
3,9 |
4,12 |
4,29 |
4. |
Доля обучающихся, охваченных программами регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" |
процент |
2 |
4 |
6 |
5. |
Доля обучающихся, охваченных образовательными программами на площадке образовательного центра "Сириус" |
процент |
од |
2 |
4 |
6. |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет с ОВЗ и детей-инвалидов, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы |
процент |
65 |
70 |
75 |
7. |
Доля обучающихся, в том числе с ОВЗ, принявших участие в образовательных сменах |
процент |
5 |
8 |
10 |
8. |
Доля детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, у которых выявлены выдающиеся способности и таланты |
процент |
0,4 |
0,51 |
0,61 |
9. |
Доля разноуровневых программ дополнительного образования детей |
процент |
40 |
50 |
60 |
10. |
Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных многообразием программ дополнительного образования детей |
процент |
50 |
60 |
70 |
11. |
Доля образовательных организаций, реализующих программы по выявлению и развитию талантов у детей и молодежи |
процент |
1,7 |
2,6 |
3,4 |
12. |
Доля обучающихся по индивидуальным учебным планам |
процент |
5 |
10 |
10 |
13. |
Доля обучающихся профильных классов, набравших по профильным предметам высокие баллы при прохождении ЕГЭ |
процент |
1,5 |
1,7 |
1,9 |
14. |
Доля обучающихся, включенных в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, от общего количества обучающихся |
процент |
2 |
2,5 |
3 |
15. |
Доля победителей и призеров регионального этапа ВсОШ |
процент |
0,3 |
0,7 |
0,9 |
16. |
Доля обучающихся, охваченных иными формами развития образовательных достижений школьников (из перечня олимпиад и иных интеллектуальных и/или творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений) |
процент |
60 |
65 |
70 |
17. |
Количество профильных смен для талантливых детей на базе оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, образовательных и досуговых центров и др. |
единица |
23 |
28 |
34 |
18. |
Доля обучающихся, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей |
процент |
3,6 |
3,8 |
4 |
19. |
Количество премий, стипендий, грантов для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи |
единица |
3 |
5 |
7 |
20. |
Доля способных и талантливых детей, охваченных психолого-педагогическим сопровождением |
процент |
25 |
35 |
50 |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан от 16 июня 2022 г. N 05-02-530-1/22 "Об утверждении концептуальных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.