г. Краснодар |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А63-19278/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии от истца - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Соловьевой И.И. (доверенность от 15.02.2018), в отсутствие ответчика - акционерного общества "Оборонэнерго" (ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2018 (судья Турчин И.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 (судьи Сомов Е.Г., Джамбулатов С.И., Макарова Н.В.) по делу N А63-19278/2017, установил следующее.
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к АО "Оборонэнерго" (далее - общество) о возложении обязанности внести изменения в договор от 15.01.2012 N СЭ00167 оказания услуг по передаче электрической энергии путем заключения дополнительного соглашения от 01.06.2017 N 15 в редакции истца.
Решением от 23.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2018, в иске отказано. Суды сочли, что отсутствуют правовые основания для изменения договора.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты. Заявитель ссылается на то, что дополнения в договор вносятся в связи с вступлением в силу новой редакции пункта 15.3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), данные нормы носят императивный характер, не зависят от воли сторон договора, поэтому действуют в отношении сторон с момента вступления в силу новой редакции названного пункта.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, 15.01.2012 компания (исполнитель) и общество (заказчик) заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии N СЭ00167, по условиям которого истец обязался оказывать ответчику услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих истцу на праве собственности или иных установленных законодательством основаниях, с учетом технических возможностей исполнителя (пункт 1.1 договора).
С 03.01.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2016 N 1419 "О внесении изменений в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг по вопросам синхронизации расчетов за услуги по передаче электрической энергии" пункт 15.3 Правила N 861, регулирующий порядок расчетов по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии, изложен в новой редакции. Он предусматривает, что потребители услуг по передаче электрической энергии (за исключением гарантирующих поставщиков, энергосбытовых, энергоснабжающих организаций - потребителей услуг по передаче электрической энергии, оказываемых в интересах населения и приравненных к нему категорий потребителей, включая исполнителей коммунальной услуги, а также прочих потребителей) оплачивают 50 процентов стоимости оказываемых им услуг по передаче электрической энергии на условиях предоплаты. Стоимость объема услуг по передаче электрической энергии, оказываемых в интересах потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, включая исполнителей коммунальной услуги), за расчетный период, уменьшенная на величину средств, внесенных потребителем услуг по передаче электрической энергии в качестве оплаты оказанных услуг по передаче электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, либо на условиях предоплаты, оплачивается до 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
19 июня 2017 года для приведения договора в соответствие с действующим законодательством истец направил ответчику дополнительное соглашение от 01.06.2017 N 15, которое последним подписано с разногласиями в части пункта 8 о дате вступления в законную силу этого соглашения.
Полагая, что условия дополнительного соглашения должны применяться к правоотношениям сторон с 03.01.2017, истец обратился в суд.
Отказывая в иске, суды исходили из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Кодекса существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. В силу пункта 2 указанной статьи, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 этой статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 Кодекса). Изменение обстоятельств признается существенным при одновременном наличии условий, содержащихся в перечне, приведенном в пункте 2 статьи 451 Кодекса и свидетельствующем о приоритете защиты стабильности исполнения договорных обязательств.
Таким образом, при решении вопроса о расторжении или изменении договора в связи с существенным изменением обстоятельств суду надлежит установить наличие каждого из обязательных условий, указанных в пункте 2 статьи 451 Кодекса.
Суды сочли, что одновременное наличие этих обязательных условий в рассматриваемом случае отсутствует, и поэтому отказали в иске.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Как указали суды, ответчик согласился со всеми условиями дополнительного соглашения, за исключением условия о распространении его на предыдущие отношения. Тем самым между сторонами возник спор относительно условий дополнительного соглашения. Суды не выяснили, имеет ли место фактически иск об изменении условий договора, на который распространяются правила статьи 451 Кодекса, либо между сторонами имеется преддоговорный спор по условиям дополнительного соглашения, по которому каждая из сторон имеет свою позицию по его пункту 8. В последнем случае в силу статей 446 Кодекса и 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не может отказать в иске, а излагает вывод по каждому спорному условию договора.
Принятое судами решение не устранило спор, а, напротив, создало неопределенность в отношениях сторон.
Так, суда правомерно указали, что, исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2016 N 1419, нормы о предоплате и о сроке окончательного расчета по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии, изложенные в пункте 15.3 Правил N 861, являются императивными. Согласно пункту 1 статьи 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В силу пункта 4 статьи 426 Кодекса в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Из пункта 9 Правил N 861, а также в силу положений статьи 426 Кодекса договор оказания услуг по передаче электроэнергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации, соответственно, его условия должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам. В силу пункта 1 Правил N 861 данный документ определяет общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг. Положения Правил N 861 подпадают под действие части 6 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"". Указанная статья устанавливает, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу. Следовательно, имеется прямое указание федерального закона, которое в силу статьи 4 Кодекса является необходимым условием для распространения акта гражданского законодательства на отношения, возникшие до введения его в действие. Поэтому суды правильно указали, что Правила N 861 в редакции от 21.12.2016, устанавливающие новый порядок оплаты услуг, обязательны для сторон договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Одновременно суды указали, что в соответствии с пунктом 2 статьи 425 Кодекса стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Поскольку между сторонами не достигнуто соглашение о включении в дополнительное соглашение условия о распространении его действия на отношения сторон с 03.01.2017, а в соответствии с положениями пункта 3 статьи 453 Кодекса при изменении или расторжении договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора, требование истца противоречит пункту 3 статьи 453 Кодекса, в связи с чем в иске надлежит отказать.
Тем самым суды, с одной стороны, пришли к выводу о том, что названные изменения в Правилах N 861 являются обязательными для сторон с момента их вступления в силу, а с другой - указали на возможность изменения обязательства только после вступления судебного акта в законную силу, что влечет неопределенность в применении этих изменений в нормативном акте к договорным отношениям сторон.
Поскольку суды не выяснили, имеет ли место преддоговорный спор между сторонами либо спор по иску стороны об изменении условий договора, а также сделали противоречивые выводы в мотивировочной части решения и постановления, влекущие неопределенность в отношениях сторон, судебные акты необходимо отменить с направлением дела на новое рассмотрение для устранения указанных нарушений.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А63-19278/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.