г. Краснодар |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А53-28004/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Айбатулина К.К. и Ташу А.Х., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Южтранс" (ИНН 6155923235, ОГРН 1056155008414) - Давыдовой З.Н. (доверенность от 05.04.2018), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Склярова А.А. (доверенность от 16.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южтранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.01.2018 (судья Овчаренко Н.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 (судьи Малыхина М.Н., Попов А.А., Сулименко О.А.) по делу N А53-28004/2017, установил следующее.
ООО "ЮжТранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о возложении обязанности на ответчика восстановить на лицевом счете истца запись на сумму 294 407 рублей 65 копеек как незаконно списанную.
Иск мотивирован тем, что ответчиком в счет оплаты за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования 10.09.2016, 25.09.2016, а также с 28.09.2016 по 30.09.2016 с истца списаны денежные средства, хотя общество пути в указанные дни не использовало.
Решением от 22.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.04.2018, в иске отказано. Суды сочли, что пунктом 16 договора установлена обязанность пользователя вносить перевозчику плату за использование железнодорожных путей необщего пользования, плата начисляется ежесуточно исходя из развернутой длины пути вне зависимости от его использования. Суды установили, что нормами действующего законодательства не предусмотрен тариф на оказание услуг по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего железной дороге (перевозчику), поэтому условие о взимании платы за использование пути необщего пользования могло быть установлено в договоре только по соглашению сторон. Соответствующая услуга предусмотрена договором и подлежит оплате, что и было сделано железной дорогой.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что плата может взыскиваться с истца только в случае фактического использования пути необщего пользования, однако суды не приняли во внимание доказательства, подтверждающие неиспользование путей в спорный период. Договор не предусматривал абонентский характер внесения платы. Договор является не договором аренды, как ошибочно посчитали суды, а договором оказания услуг. Ссылка судов на внутренние акты ответчика является необоснованной, поскольку данные акты не являются нормативными. Взимание платы независимо от фактического использования путей является явно обременительным для истца и нарушает баланс интересов сторон.
В отзыве на жалобу истец указал на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, общество выполняет или организовывает выполнение услуг по перевозке груза с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта, а также осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание, в том числе и при завозе (вывозе) грузов, принадлежащих контрагентам, на железнодорожные пути общего и не общего пользования, определенные клиентом.
Для урегулирования договорных обязательств по договору от 29.06.15 N 558/1 (с учетом протокола согласования разногласий от 07.12.2015) на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ООО "Шахтоуправление "Садкинское"" при станции Чапаевка-Ростовская СКЖД, заключенного между железной дорогой в лице СКЖД (далее - перевозчик) и ООО "Шахтоуправление "Садкинское"" (далее - пользователь), было заключено тройственное соглашение о порядке расчетов за услуги, оказываемые обществом, при эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования ООО "Шахтоуправление "Садкинское"" при станции Чапаевка-Ростовская СКЖД, между железной дорогой в лице СКЖД (далее - перевозчик), ООО "Шахтоуправление "Садкинское"" (далее - пользователь) и обществом (далее - контрагент).
Железная дорога и общество (далее - клиент) заключили соглашение об организации расчетов от 06.04.2016 N 640/02-16/ЮТ-29 по оплате провозных платежей, сборов и т. д.
Общество (экспедитор) и ООО "Шахтоуправление "Садкинское"" (далее - клиент) заключили договор транспортной экспедиции от 01.08.2009 N ЮТ-74, на основании которого общество обязуется выполнить или организовать выполнение услуг по перевозке груза, а также осуществить транспортно-экспедиционное обслуживание при завозе (вывозе) грузов на места общего и необщего пользования им определенные..
Кроме того, для исполнения обязательств, связанных с организацией и сопровождением железнодорожных перевозок грузов, общество заключило договоры с собственниками подвижного состава на предоставление вагонов, а также договоры аренды локомотива и оказания поездных услуг на путях необщего пользования.
Согласно подпункту "а" пункта 3 соглашения контрагент в соответствии с пунктом 16 договора от 29.06.2015 N 558/1 с учетом протокола согласования разногласий уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, согласованную сторонами в размере ставок, установленных в части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3. Плата начисляется ежесуточно исходя из развернутой длины 24,121 км с учетом коэффициентов индексации.
По мнению истца, по смыслу заключенного договора обязанность по оплате за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, возникает у общества только при фактической эксплуатации данного пути. Так, 10.09.2016, 25.09.2016, а также с 28.09.2016 по 30.09.2016 путь необщего пользования обществом не был использован.
Однако, несмотря на возражения общества, выраженные в подписании с разногласиями накопительных ведомостей N 3100947, 250976, 280916, 290985, 300986 формы ФДУ-92, железная дорога списала со счета общества 294 407 рублей 65 копеек в ТехПД в счет оплаты за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, что подтверждается данными о движении средств на лицевом счете плательщика (соглашение об организации расчетов от 06.04.2016 N 640/02-16/ЮТ-29).
Общество направило железной дороге претензионные требования от 29.03.2017 N 07-1/170, 07-1/171, 07-1/172 о восстановлении на лицевом счете в ТехПД ТЦФТО-СП СКЖД филиала железной дороги записи на сумму 294 407 рублей 65 копеек. Железная дорога отказала в удовлетворении требований, что послужило основанием для обращения общества в суд.
Фактически спор между сторонами сводится к толкованию договора как устанавливающего плату за использование железнодорожного пути необщего пользования в зависимости либо вне зависимости от его фактического использования истцом.
По мнению истца, термин "использование" свидетельствует о том, что оплате подлежат лишь те сутки, в течение которых железнодорожный путь необщего пользования был фактически использован истцом.
Суды правильно согласились с возражениями железной дороги относительно такой трактовки условий договора.
Согласно статье 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 (в редакции протокола согласования разногласий от 07.12.2015) договора пользователь уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего перевозчику, определенную по соглашению сторон, в размере ставок, установленных в части 2 таблицы N 11 тарифного руководства N 3. Плата начисляется ежесуточно исходя из развернутой длины 24,121 км с учетом коэффициентов индексации.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу статьи 422 Кодекса стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. В данный Перечень не включено предоставление в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего железной дороге (перевозчику).
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Спорным договором предусмотрено внесение платы за пользование путями необщего пользования, размер платы согласован. Данное условие не противоречит действующему законодательству.
Суды правильно отклонили доводы общества о том, что плата может взыскиваться только в случае фактического использования пути необщего пользования, и о том, что договор не предусматривал абонентский характер платы.
Суды правильно указали, что временное возмездное пользование чужим имуществом представляет собой аренду, а не услугу. Предметом договора оказания услуг является деятельность исполнителя как таковая. Предоставление в пользование пути необщего пользования не является деятельностью исполнителя. При аренде плата вносится за предоставление самой возможности пользования в течение согласованного периода и вне зависимости от того, реализовал ли арендатор фактически право на использование имущества в тот или иной день, если иное прямо не предусмотрено договором. Содержание условий заключенного сторонами договора свидетельствует о согласовании именно аренды путей необщего пользования. Дополнительным соглашением от 07.12.2015 стороны установили, что указанная плата начисляется ежесуточно исходя из развернутой длины 24,121 км с учетом коэффициентов индексации. Сторонами в договоре не оговаривалась необходимость использования путей необщего пользования, предоставление истцу возможности такого использования является достаточным основанием для взыскания платы.
Доводы общества о несогласии с подобным толкованием судами договора фактически направлены на переоценку доказательств, что не допускается в суде кассационной инстанции.
Поскольку в соответствии с условиями договора списание спорных денежных средств произведено железной дорогой правомерно, суды правильно отказали в иске.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 по делу N А53-28004/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.