г. Краснодар |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А32-24087/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии от истца - акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) - Антоновой М.Э. (доверенность от 31.12.2017), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Южный берег" (ИНН 2312151866, ОГРН 1082312006920) - Соболева С.В. (директор), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный берег" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2017 (судья Березовская С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 (судьи Попов А.А., Галов В.В., Сулименко О.А.) по делу N А32-24087/2017, установил следующее.
АО "Независимая энергосбытовая компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Южный берег" (далее - общество) о взыскании 2 815 956 рублей 52 копеек задолженности, 110 258 рублей 27 копеек неустойки с 01.03.2017 по 19.05.2017 по договору энергоснабжения от 18.01.2011 N 3253 (уточненные требования).
Решением от 26.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.03.2018, иск удовлетворен. Суды сочли, что материалами дела подтверждена задолженность по договору за спорный период. Расчет неустойки признан соответствующим условиям договора и требованиям законодательства.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что при определении объема потребленной энергии приняты показания прибора учета, установленного не на границе балансовой принадлежности (по внешней стене дома), тогда как собственники многоквартирных домов (далее - МКД) не принимали решения о включении в состав общего имущества соответствующего участка сети. Суды должны были выяснить объем потребленной электроэнергии согласно показаниям общедомовых приборов учета, установленных в МКД; в качестве доказательств судом первой инстанции приняты счета-фактуры, акты об отпуске электроэнергии и сведения показаний приборов учета, не подписанные ответчиком.
В отзыве на жалобу истец указал на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, компания (гарантирующий поставщик) и общество (потребитель) заключили договор энергоснабжения от 18.01.2011 N 3253, в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электроэнергии (мощности) в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности в необходимом объеме в пределах мощности, разрешенной техническими условиями на присоединение и (или) актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электрической энергии и услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией потребителя, а потребитель - оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления электроэнергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии (пункт 1.1 договора). Расчетным периодом принимается один календарный месяц (пункт 4.1 договора). В соответствии с пунктом 4.4 договора оплата за потребленную электрическую энергию за расчетный период производится на основании ежемесячно выставляемых гарантирующим поставщиком счетов, счетов-фактур в течение 3 дней с момента их получения, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Потребитель обязан соблюдать установленные настоящим договором условия оплаты (пункт 2.3.1 договора). Договор действует с 18.01.2011 по 31.12.2011 с условием о пролонгации (пункт 7.1 договора).
Как указывает истец, с 01.01.2017 по 30.04.2017 ответчику отпущена электрическая энергия на сумму 3 066 345 рублей 71 копейка, задолженность составила 2 815 956 рублей 52 копейки.
В целях досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензию от 16.05.2017 N 31нэ-06/918, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения компании в суд
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Суды сочли, что поставка ответчику коммунального ресурса в заявленном объеме подтверждена представленными в материалы дела счетами-фактурами, актами об отпуске электроэнергии и сведениями о показаниях приборов учета; ответчик не представил доказательств завышения истцом объемов отпущенной электроэнергии и оплаты задолженности и удовлетворили иск.
Однако суды в нарушение статей 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оценили доводы общества о том, что при рассмотрении спора необходимо учитывать жилищное законодательство; приборы учета энергии установлены не на границе балансовой принадлежности, а в трансформаторных подстанциях, расположенных за пределами МКД и не являющихся общедомовым имуществом; собственники помещений в МКД не принимали соответствующих решений. Объем потребления определен без учета показаний внутридомовых приборов учета. Данные доводы имеют существенное значение для правильного разрешения спора. Суды не проверили, являются ли спорные подстанции, в которых установлены приборы, общедомовым имуществом, если нет, вычел ли истец надлежаще из объема электроэнергии неизбежно возникающие потери на соответствующем участке сети.
В данном деле спор касается поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, следовательно, к правоотношениям сторон в силу пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) подлежат применению нормы, регулирующих жилищное законодательство.
Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги (в том числе за электрическую энергию) исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры (часть 1 статьи 157 ЖК РФ, раздел VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктов 1, 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил N 491, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В этой связи обязанность по оплате потерь в электрических сетях предопределяется принадлежностью этих сетей. По смыслу приведенных норм правомочия управляющей организации в отношении электрических сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме.
Ни управляющая организация, ни ресурсоснабжающая организация не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери электроэнергии в этих сетях.
Сведения о принятии собственниками помещений в многоквартирных домах в порядке пункта 8 Правил N 491 решения о включении в состав общедомового имущества электросетей, расположенных за пределами внешней границы стены дома, в материалы дела не представлены.
При изложенных обстоятельствах суды не проверили, является ли соответствующий участок сетей общедомовым имуществом, исключена ли стоимость потерь в сетях до границы внешних стен многоквартирных домов из взыскиваемой задолженности.
Поскольку спор разрешен судами при неисследованных существенных для правильного разрешения спора обстоятельствах, решение и постановление надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрения для устранения указанных нарушений.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 по делу N А32-24087/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.