г. Краснодар |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А53-29523/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (ИНН 7709827266, ОГРН 1097746150292) - Волошиной И.Ю. (доверенность от 11.12.2017), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (ИНН 6167080043, ОГРН 1056167010008), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2018 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., оловьева М.В.) по делу N А53-29523/2017, установил следующее.
Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - управление) об отмене предписания от 29.06.2017 N 268.
Решением суда от 15.02.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.05.2018, в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для признания недействительным оспариваемого предписания управления.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов учреждения, несоответствии предписания требованиям действующего законодательства. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции дали оценку оспариваемому предписанию только в части, поскольку пункт 2 ненормативного права акта не был предметов рассмотрения в судах. Учреждение указывает, что выводы судов относительно не принятие мер по обращению в управление с заявлением о признании предписания не подлежащим исполнению не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в отношении учреждения проведена проверка на предмет соблюдения требований действующих нормативных правовых актов Российской Федерации. По результатам указанной проверки выявлены следующие нарушения: не обеспечены безопасные для человека условия труда посредством проведения текущего ремонта в помещениях таможенного поста ВПП "Аэропорт Ростов-на-Дону", в рабочих кабинетах Пограничного Управления ФСБ РФ по Ростовской области, в помещениях Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в МПП "Азов - морской порт", что является нарушением статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ); не проведен производственный контроль посредством лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах в Ростовском филиале учреждения, что является нарушением пунктов 1.5, 2.3, 2.4(6) СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", статьи 32 Закона N 52-ФЗ; не проведены профилактически медицинские осмотры работников Ростовского филиала учреждения, что является нарушением СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", статьи 34 Закона 52-ФЗ; не обеспечены условия при временном хранении отходов в негерметичной таре на открытых площадках в МАПП "Весело-Вознесенка" - по периметру площадки отсутствует обваловка, что является нарушением пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"; не обеспечено качество воды питьевой в кране раковины для мытья рук в женском туалете здания автовокзала в МАПП "Матвеев-Курган" Ростовская область, Матвеево-Курганский район, с. Авило-Успенка, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжении. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по санитарно-химическим показателям "мутность, и общая жесткость", протоколы лабораторных исследований качества воды отсутствуют, что является нарушением СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжении. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
По результатам проведенной проверки учреждению выдано предписание от 17.06.2016 N 363 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.06.2017. Законность предписания от 17.06.2016 N 363 учреждением не оспаривалась.
На основании распоряжения управления от 15.05.2017 N 100370 с 01.06.2017 по 29.06.2017 в отношении учреждения проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 17.06.2016 N 363. По результатам новой проверки установлено, что ранее выданное предписание не исполнено в части устранения следующих нарушений нарушения: не обеспечены безопасные для человека условия труда посредством проведения текущего ремонта в помещениях таможенного поста ВПП "Аэропорт Ростов-на-Дону", в рабочих кабинетах Пограничного Управления ФСБ РФ по Ростовской области, в помещениях Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в МПП "Азов - морской порт", что является нарушением статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ); не проведен производственный контроль посредством лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах в Ростовском филиале учреждения, что является нарушением пунктов 1.5, 2.3, 2.4(6) СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", статьи 32 Закона N 52-ФЗ; не обеспечены условия при временном хранении отходов в негерметичной таре на открытых площадках в МАПП "Весело-Вознесенка" - по периметру площадки отсутствует обваловка, что является нарушением пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"; не обеспечено качество воды питьевой в кране раковины для мытья рук в женском туалете здания автовокзала в МАПП "Матвеев-Курган" Ростовская область, Матвеево-Курганский район, с. Авило-Успенка, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжении. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по санитарно-химическим показателям "мутность, и общая жесткость", протоколы лабораторных исследований качества воды отсутствуют, что является нарушением СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжении. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
По результатам проведения проверки управлением составлен акт от 29.06.2017 N 100370.29.06.2017 и вынесено новое предписание от 29.06.2017 N 268 об обязании учреждения устранить выявленные нарушения в срок до 25.10.2017 путем проведения текущего ремонта в указанных помещения; проведения производственного контроля посредством лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах учреждения; обеспечения условий для временного хранения отходов в негерметичной таре на открыты площадках в МАПП "Весело-Вознесенка" в виде сформирования обваловки по периметру площадки; обеспечения качества воды питьевой и представления протоколов лабораторных исследований качества воды.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение обжаловало предписание в арбитражный суд.
Суды сделали вывод о законности оспариваемого предписания, ограничившись ссылкой на то, что все нарушения зафиксированы в настоящем предписании и ранее выданных ненормативных правовых актов, не установив при этом все имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства и не оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц.
Вместе с тем, оспариваемое предписание является по своей сути новым предписанием, содержащим определенные требования об устранении выявленных нарушений, и подлежащим исследованию на предмет законности и исполнимости.
Судебные инстанции, поддержав позицию управления относительно необходимости проведения текущего ремонта в помещениях таможенного поста ВПП "Аэропорт Ростов-на-Дону", в рабочих кабинетах Пограничного Управления ФСБ России по Ростовской области, в помещениях Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в МПП "Азов - морской порт", сослались на положения статьи 24 Закона N 52-ФЗ и договор передачи объектов основных средств безвозмездное срочное пользование от 29.12.2017 N 153.16/03-03/61 (далее - договор), заключенный ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" (передающая сторона) и учреждением (принимающая сторона).
Согласно пункту 3.1.4 договора передающая сторона обязуется при необходимости обеспечить за свой счет ремонтные работы (текущий ремонт, аварийно-восстановительные работы) инженерных сетей, не являющихся государственной собственностью. Необходимость проведения ремонтных работ должна быть установлена в акте, подписанном сторонами договора.
Оценив условия договора, суды пришли к выводу о том, что учреждение в данном случае имело возможность исполнить предписание в части проведения текущего ремонта путем составления акта, однако, указанным правом не воспользовалось.
Вместе с тем, суды не учли, что в оспариваемом предписании отсутствует нормативное обоснование необходимости проведения спорных работ, ссылка на статью 24 Закона N 52-ФЗ носит абстрактный характер, и не содержит конкретного указание на то, что для обеспечения безопасности условий труда человека необходимо проведение мероприятий в виде выполнения ремонтных работ.
Из буквального толкования статьи 24 Закона N 52-ФЗ следует, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Суды не исследовали, в чем выразилось нарушение санитарного состояния помещений, занимаемых учреждением, вывод судов не сопровождается ссылками на конкретные доказательства.
Кроме того, суды не оценили довод учреждения о неэффективности расходования бюджетных средств, поскольку воздушный пункт пропуска "Ростов-на-Дону" готовится к закрытию, а сотрудники к переезду в помещение аэропорта Ростов-на-Дону, в связи с открытием нового аэропорта Ростов-на-Дону (Платов).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие в оспариваемом предписании ссылки на конкретный нормативный правовой акт, который устанавливает, что не проведение текущего ремонта в помещении является препятствием к обеспечению безопасных условий труда, окружной суд полагает, что в указанной части выводы судов о законности предписания являются преждевременными, основанными на неполном исследовании обстоятельств дела.
Как следует из пункта 2 оспариваемого предписания, учреждением в нарушение пунктов 1.5, 2.3, 2.4(6) СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", статьи 32 Закона N 52-ФЗ не проведен производственный контроль посредством лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах в Ростовском филиале учреждения.
Судебные инстанции, оценивая настоящее предписание на предмет законности, не дали правовой оценки пункту 2 предписания. Таким образом, судебные акты приняты при неполном исследовании заявленных требований учреждения.
Поскольку судебные инстанции не исследовали все доводы учреждения и не дали правовую оценку пункту 2 предписания от 29.06.2017 N 268 на предмет соответствия закону, между тем без исследования данных обстоятельств состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, решение и постановление в части признания пунктов 1 и 2 оспариваемого предписания подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в указанной части в суд первой инстанции.
Суд первой инстанции, поддерживая позицию управления в части не обеспечения условий при временном хранении отходов в негерметичной таре на открытых площадках в МАПП "Весёло-Вознесенка" - по периметру площадки отсутствует обваловка, исходил из следующего.
Суд установил, что в автомобильном пункте пропуска "Весёло-Вознесенка" установлены металлические контейнеры для сбора и временного хранения отходов с деревянными крышками, которые не являются герметичными (герметичная тара: тара, конструкция которой в комплекте с укупорочным средством обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей (ГОСТ 17527-2003: Упаковка. Термины и определения), таким образом: в соответствии с п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями. Таким образом, суд пришел к выводу о нарушении учреждением пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
В силу пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться в том числе следующие условия: по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливневстоков с автономными очистными сооружениями.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание не предоставление учреждением документального опровержения выводам суда относительно хранения ТБО в негерметичной таре (контейнеры с деревянными крышками), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности предписания в указанной части. Предписание в указанной части в суде апелляционной инстанции не обжаловалось.
Судебные инстанции, поддерживая позицию управления относительно того, что учреждение не обеспечено качество воды питьевой в кране раковины для мытья рук в женском туалете здания автовокзала в МАПП "Матвеев-Курган" Ростовская область, МатвеевоКурганский район, с. Авило-Успенка, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжении" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01) и не представлены протоколы лабораторных исследований качества воды, сослались на соответствие предписания указанным нормам действующего законодательства (пункт 4 предписания).
В соответствии со статьей 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. В пункте 2 данной статьи указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения). Указанные правила разработаны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункты 1.1 и 1.3).
В силу пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 требования настоящих санитарных правил применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении, к качеству питьевой воды, производимой автономными системами водоснабжения, индивидуальными устройствами для приготовления воды, а также реализуемой населению в бутылях или контейнерах, устанавливаются иными санитарными правилами и нормативами (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Указанные санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 (пункт 2.2 указанных санитарных правил).
В силу пункта 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети (пункт 3.2 указанных санитарных правил).
Пунктом 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с пунктом 4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 6. В соответствии с пунктом 4.9 СанПиН 2.1.4.1074-01 для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды допускаются метрологически аттестованные методики, утвержденные Госстандартом России или Минздравом России; а также с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды"(вместе с "Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды").
Согласно пункту 21 СанПиН 2.1.4.1074-01 оформленные результаты лабораторных исследований и испытаний являются документальным подтверждением соответствия либо несоответствия качества воды нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно пункту 29 статьи 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Управлением не представлены доказательства осуществления учреждением эксплуатации централизованной системы водоснабжения, представляющей собой комплекс инженерных сооружений населенного пункта для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды абонентам. Материалами дела также не подтверждается наличие у учреждения на каком-либо праве инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды.
Как видно из материалов дела, водоснабжение учреждение осуществляет от муниципальных сетей на основании договора от 14.04.2017 N 91-в/17/59.17/03-07/61 холодного водоснабжения (далее - договор водоснабжения), заключенного с муниципальным унитарным предприятием Матвеево-Курганского района "Водоканал" (далее - предприятие), системы холодного водоснабжения осуществляются от централизованной системы сетей.
Согласно условиям договора водоснабжения учреждение является абонентом, потребляющим питьевую воду из централизованной системы питьевого водоснабжения населенных мест. Соответствие питьевой воды требованиям государственных стандартов, санитарных правил и норм, производственный контроль качества питьевой воды обеспечивает предприятие (пункты 4.1.2, 4.1.3 договора водоснабжения). В соответствии с пунктом 7.1 договора водоснабжения производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой учреждению с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий в процессе водоснабжения.
Суды не оценили указанные положения договора водоснабжения.
В судебных актах имеется ссылка на представленные протоколы лабораторных исследований, которые, по мнению судов, не могут служить подтверждением качества воды установленным нормативам. Вместе с тем, в материалах дела данные протоколы отсутствуют. Суды не указали причины, по которым указанные протоколы не могут быть признаны протоколами лабораторных испытаний качества воды.
Суды не исследовали, предприняло ли учреждение все необходимые и возможные с его стороны меры для контроля за качеством воды.
При таких обстоятельствах соответствующие выводы судебных инстанций относительно пункта 4 предписания являются недостаточно обоснованными, в указанной части судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебные акты в части признания законными пунктов 1, 2, 4 предписания от 29.06.2017 N 268 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, в целях полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 по делу N А53-29523/2017 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 1, 2, 4 предписания Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 29.06.2017 N 268 и в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.