г. Краснодар |
|
01 августа 2018 г. |
Дело N А01-1367/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Ташу А.Х. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от ответчика - акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420) - Ворониной Л.И. (доверенность от 16.03.2018), в отсутствие истца - общества с ограниченной отнесенностью "Управляющая компания ЖЭУ N 1" (ИНН 0105048426, ОГРН 1060105014859), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной отнесенностью "Управляющая компания ЖЭУ N 1" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.10.2017 (судья Нефедов В.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 (судьи Ковалева Н.В., Ванин В.В., Нарышкина Н.В.) по делу N А01-1367/2017, установил следующее.
ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 1" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - компания) о взыскании 256 281 рубля 11 копеек неосновательного обогащения.
Решением от 26.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.04.2018, в иске отказано. Суды признали правильным расчет объема поставленного ресурса по нормативу потребления. В 2016 году общедомовой прибор учета не работал. Основания для расчета объема потребленного ресурса за 2016 год по среднемесячному объему потребления по показаниям прибор учета за 2015 год отсутствуют, поскольку с момента выхода прибора учета из строя до момента введения его в эксплуатацию прошло менее 3-х месяцев.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. В соответствии с действующим в спорный период законодательством при неисправности прибора учета объем потребленного ресурса определяется по среднемесячным объемам потребления в предыдущие периоды его работы. Среднемесячный объем потребления тепловой энергии за календарный год, предшествующий году корректировки, определяется вне зависимости от того, какое количество месяцев в году объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета. Период работы прибора учета в 2015 году позволяет определить среднемесячный объем потребления тепловой энергии за 2015 год. Суд апелляционной инстанции неправомерно исчислил период учета потребленного ресурса в 2015 году с момента, когда многоквартирный дом поступил в управление общества (апрель 2015 года), а не с января 2015 года.
В отзыве на жалобу компания просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителя компании, поддержавшего доводы отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 24.06.2011 общество и компания заключили договор N 60 на поставку тепловой энергии в целях обеспечения собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества коммунальными услугами (отопление и горячее водоснабжение).
1 апреля 2015 года общество заключило с собственниками помещений договор управления многоквартирным домом N 415, корпус 2, ул. Пионерской в г. Майкопе.
До заключения данного договора собственники помещений осуществляли непосредственное управление многоквартирным домом.
В 2015 и 2016 годах компания поставляла в названный многоквартирный дом тепловую энергию.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии неоднократно выходил из строя по причине некорректной работы и не был допущен в эксплуатацию с 16.02.2015 по 06.03.2015, с 15.10.2015 по 29.10.2015, с 01.01.2016 по 01.11.2016 и с 01.12.2016.
Расчет объема потребленной тепловой энергии производился с 25.01.2015 по 16.02.2015 и с 06.03.2015 по 31.03.2015 по показаниям общедомового прибора учета, с 16.02.2015 по 05.03.2015, с 15.10.2015 по 29.10.2015 - по среднемесячным показаниям прибора учета в соответствии с пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Объем ресурса, поставленного в 2016 году, компания определила с 01.01.2016 по 30.06.2016 по среднемесячному объему потребления за предыдущий год и с 01.07.2016 по 31.12.2016 по нормативу потребления.
Считая неправомерным доначисление платы за поставленную тепловую энергию во втором полугодии 2016 года по нормативу потребления, общество обратилось к компании с требованием о возврате излишне уплаченных 256 281 рубля 11 копеек.
Неисполнение компанией данного требования привело к судебного спору.
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541 и пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила N 1034).
Для определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных, домах и жилых домов" (далее - постановление N 857) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части расчета платы за отопление разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Кабинет Министров Республики Адыгея постановлением от 14.09.2012 N 194 "О применении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению" при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению установил применение Порядка расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета. Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.
На основании пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признаны утратившими силу Правила N 307, за исключением пунктов 15 - 28 данных Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу с 01.07.2016.
Следовательно, в части расчета размера платы за отопление правоотношения до 01.07.2016 регулировались Правилами N 307, с 01.07.2016 - Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно Правилам N 354 корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенного по формуле 3(1), производится исполнителем в первом квартале года, следующего за расчетным годом, по формуле 3(2).
В соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода, - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формуле 3(1) из приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42(1), 59(1) и 60(1) Правил N 354 (письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
Исчисленные таким образом показатели объема потребления коммунальной услуги отопления и платы за данную коммунальную услугу принимаются при корректировке размера платы за коммунальную услугу отопления в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, поэтому недопуск в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в 2016 году и отсутствие за этот период измерений объема тепловой энергии данным прибором учета не лишает права потребителей на корректировку платы.
В 2015 году совокупный отопительный период, в котором объем поставленного ресурса определялся по прибору учета, составил более 3-х месяцев. В 2016 году прибор учета был выведен из эксплуатации, то есть период, в котором учет поставленной тепловой энергии не велся, составил более 3-х месяцев, что исключает возможность его корректировки по среднемесячному объему потребления за отопительный период.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат нормам материального права.
Поскольку общество не привело в жалобе доводы, которые служат основанием для изменения или отмены судебных актов, суд кассационной инстанции оставляет их без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 по делу N А01-1367/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.