Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 изменено. - Приказ министерства образования и науки Тамбовской области от 23 марта 2023 г. N 720
Приложение N 1
Утвержден
приказом управления образования
и науки области
от 12.07.2021 N 1687
Перечень
региональных показателей и концептуальные основы развития региональных механизмов управления качеством образования по направлению "Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи"
23 марта 2023 г.
Обоснование целей.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач в регионе.
В области функционируют следующие организационные модели работы с одаренными детьми:
муниципальные ресурсные центры по работе с одарёнными детьми - 30 (действуют во всех муниципалитетах).
центры дополнительного образования детей на базе школ - 46 (в 17 муниципалитетах);
базовые школы, работающие в режиме полного дня - 52 (в 20 муниципалитетах).
В 2022 году открыт Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи "Космос" (далее - Региональный центр).
Заключены соглашения о взаимодействии, сотрудничестве и реализации образовательных программ между ведущими ВУЗами области и Тамбовским областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества";
создан сайт Регионального центра https://talant.68edu.ru.;
заключены соглашения о сотрудничестве с:
ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный технический университет";
ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина";
ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет";
Государственной телевизионной и радиовещательной компанией "Тамбов" - филиалом ВГТРК.
В рамках работы с одарёнными детьми осуществляется взаимодействие с 263 (2020 - 2021 г. - 219) сетевыми партнёрами: организациями дополнительного образования детей, вузами, инновационными площадками ("Кванториум", "Центр развития современных компетенций детей", научно-учебные лаборатории, "Агрокуб"), частными предприятиями.
Одним из направлений работы Регионального центра выявления и поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи "Космос" является информационное сопровождение конкурсных отборов на образовательные программы Образовательного центра "Сириус".
В 2021 - 2022 учебном году в Образовательном центре "Сириус" (г. Сочи) прошли обучение:
21 педагог - по 9 программам (в 2020/2021 - 27 педагогов);
29 обучающихся - по 11 программам (в 2020/2021 - 47 обучающихся).
В области в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" реализуется Целевая модель дополнительного образования детей, способствующая созданию системы инновационных образовательных структур, технологий, которая интегрирует ресурсы общего, дополнительного и высшего образования, бизнеса и научных организаций, обеспечивающая индивидуализацию образовательных траекторий и успешную социализацию в современном обществе, в том числе одаренных детей.
Дополнительные образовательные услуги детям в возрасте от 5 до 18 лет предоставляют около 600 организаций: учреждения дополнительного образования детей, общеобразовательные, дошкольные учреждения, учреждения профессионального образования, негосударственные организации.
Получили развитие инновационные образовательные структуры: детский технопарк "Кванториум-Тамбов", мобильный технопарк "Кванториум", Центр развития современных компетенций детей (г. Мичуринск), научно-учебные лаборатории "Агрокуб" (г. Мичуринск и Тамбовский район), региональная Экостанция (г. Рассказово), региональный Центр детско-юношеского туризма (г. Тамбов), Центры цифрового образования детей "IT-Куб" (г. Тамбов), детский технопарк "Кванториум" на базе лицея N 14 Тамбова, центры образования естественнонаучной и технологической направленностей "Точка роста" и др.
На системной основе ведется работа по развитию школьной спортивной инфраструктуры, что способствует созданию здоровьесберегающей среды, привлечению детей к занятиям спортом. В 2022 году современные условия для занятий физкультурой и спортом созданы в 4 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, всего за 2014 - 2022 годы - в 105 школе.
В 30 муниципалитетах области осуществляли деятельность 115 научных обществ учащихся (НОУ) с охватом 11851 чел.
Реализуются региональные межведомственные сетевые проекты:
"Театр. Дети. Творчество" по развитию способностей и талантов детей и молодежи в области театрального искусства;
"Развитие кружкового движения национальной технологической инициативы (КД НТИ) в образовательных организациях Тамбовской области";
"Наследники традиций" по развитию художественного творчества и краеведения;
"СМИ Будущего" по развитию творчества в сфере журналистики и медиа и др.
В области реализуется 588 дополнительных общеразвивающих программ углубленного уровня, 1621 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа базового уровня, содержащая индивидуальный образовательный маршрут.
Количество обучающихся по программам базового уровня с индивидуальным образовательным маршрутом составляет 19494 (2020 - 2021 - 17399) человек, что составляет всего 15,4% (2020 - 2021 - 13,3%) от общего количества обучающихся общеобразовательных организаций Тамбовской области.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и возможностей детей различных категорий, независимо от социального статуса их семей и места проживания, образовательными учреждениями культуры используются внестационарные формы предоставления дополнительных образовательных услуг в области искусств (выездные классы). Выездные классы организованы на базе 153 общеобразовательных организаций и детских садов во всех муниципалитетах области, в них обучаются более 6,0 тыс. чел.
Возможности свободного выбора детьми и родителями дополнительной образовательной программы, выстраивание траектории индивидуального развития обеспечил действующий в области Программный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам, где в открытом доступе представлена вся информация об образовательных ресурсах сферы дополнительного образования. В 2022 году в программном навигаторе было размещено 7040 программы дополнительного образования (7006) и спортивной подготовки (34), из них 266 - в реестре сертифицированных.
В 2022 году охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием составил 95,7% (121756 чел.) от детей данного возраста (данные Министерства просвещения РФ).
В работу кружков, объединений, студий, секций вовлечены, в том числе, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью 4246 человек (2021 - 3073 чел.) и находящиеся в трудной жизненной ситуации 7196 человек (2021 - 5871 чел.).
Проблемное поле дальнейшего развития системы выявления и сопровождения одаренных детей определяют:
недостаточный уровень подготовки детей к победам высокого уровня в конкурсных мероприятиях,
отсутствие системы менторства и индивидуального экспертного сопровождения одаренных детей, программного, кадрового обеспечения и материального оснащения образовательного процесса;
недостаточное количество и уровень реализации индивидуальных учебных планов для обучающихся с учетом их возможностей и потребностей на основе учебного плана образовательной организации;
недостаточная эффективность использования ресурсов профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов в целях выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Сохранение достигнутых результатов и постановка новых целевых показателей в организационной модели сопровождения одаренных детей планируется на системной основе обеспечить за счет дополнительного развития механизмов постконкурсного сопровождения одаренных детей, обновления содержания образовательных программ, повышения уровня профессиональных компетенций педагогов в работе с одаренными детьми, сетевого взаимодействия образовательных организаций, создания дополнительных мест на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, сотрудничества с вузами и предприятиями-партнерами.
Целевые ориентиры направления:
создание и развитие системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
развитие системы межведомственного взаимодействия регионального и муниципального уровней в рамках работы с одаренными детьми;
развитие региональной системы сетевого взаимодействия инновационных площадок образовательных организаций;
развитие системы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
создание условий для увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами;
повышение вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей;
обновление методов и содержания дополнительного образования детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и общества;
повышение эффективности работы с обучающимися профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов и с обучающимися с особыми образовательными потребностями;
осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
осуществление государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи.
Сроки реализации целевых ориентиров: 2020 - 2024 годы.
Для достижения целевых ориентиров необходимо осуществить:
выявление высокомотивированных и одаренных детей посредством координации, организации и проведения значимых мероприятий по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт";
обеспечение участия детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, из малообеспеченных семей) в олимпиадах, конкурсах и турнирах регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровней;
обеспечение образовательной системы обновленными образовательными программами, соответствующими современному научно-технологическому запросу и погружающими детей в образовательные ситуации через решение задач, актуальных для науки, искусства, спорта, бизнеса, общества в целом.
обеспечение индивидуальной работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов;
организацию деятельности регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Тамбовской области "Космос" и муниципальных центров по работе с одаренными детьми;
обеспечение тьюторской (менторской) поддержки, помощи наставников для подготовки победителей и призеров регионального уровня к участию и победах в конкурсах всероссийского и международного уровней;
постконкурсное сопровождение одаренных детей, внесенных в банк данных "Одаренные дети Тамбовщины", государственный информационный ресурс Образовательного центра "Сириус";
повышение квалификации педагогических работников в сфере работы с одаренными детьми, в том числе по программам повышения квалификации Образовательного центра "Сириус";
внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей у всех детей в образовательных учреждениях;
трансляцию лучших педагогических практик работы с одаренными детьми;
формирование экспертного сообщества среди педагогических работников общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования для организационно-методического обеспечения конкурсных и олимпиадных мероприятий с одаренными детьми;
увеличение количества инновационных площадок, оснащенных высокотехнологичным оборудованием;
проведение стажировок для педагогических работников на базе инновационных площадок, в том числе на базе регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Тамбовской области "Космос";
развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций, ведущих свою деятельность в регионе для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей;
реализацию межведомственных проектов, направленных на совершенствование механизмов постконкурсной поддержки и сопровождения одаренных детей;
совершенствование деятельности муниципальных центров по работе с одаренными детьми в области методического сопровождения образовательных организаций;
развитие практики грантовой и стипендиальной поддержки одаренных детей;
проведение мониторинговых исследований, способствующих формированию образовательной политики региона в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического и промышленного развития региона;
информирование общественности о целях и задачах работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми, возможностях по развитию их талантов и способностей в регионе.
Региональные показатели:
доля обучающихся, принявших участие в анкетировании для выявления потребностей в дополнительном образовании;
доля обучающихся, охваченных программами дополнительного образования в соответствии с их потребностями;
доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных многообразием программ дополнительного образования детей;
доля образовательных организаций, реализующих программы по выявлению и развитию талантов у детей и молодежи;
доля обучающихся, включенных в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности;
доля победителей и призеров муниципального/регионального этапа ВсОШ;
доля обучающихся, принимающих участие в конкурсных состязаниях регионального/всероссийского/международного уровней;
доля обучающихся, принимающих участие в реализации в региональных/всероссийских сетевых образовательных проектах в сфере дополнительного образования ("СМИ будущего", "Наследники традиций", "Большие вызовы", "Олимпиада НТИ", др.);
доля обучающихся, принимающих участие во всероссийском конкурсе "Большая перемена";
доля обучающихся, ставших победителями и призерами, от общего количества участников конкурса "Большая перемена";
доля обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
доля обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, охваченных мероприятиями, проектами, программами по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов;
доля обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, принявших участие в образовательных сменах, % от общего количества обучающихся с ОВЗ;
количество премий, стипендий, грантов для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
доля обучающихся, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей;
доля обучающихся, охваченных программами регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт";
доля обучающихся, охваченных образовательными программами на площадке образовательного центра "Сириус";
доля обучающихся по индивидуальным учебным планам;
доля обучающихся профильных классов/классов с УИОП, набравших по профильным предметам высокие баллы при прохождении ЕГЭ;
доля обучающихся профильных классов/классов с УИОП, участвующих в различных этапах ВсОШ по профильным предметам;
доля обучающихся, ставших призерами/победителями различных этапов ВсОШ;
доля обучающихся в классах с УИОП, профильных классах, участвующих в мероприятиях, направленных на развитие способностей и талантов.
В качестве методов сбора информации выступают: единая автоматическая информационная система дополнительного образования (ЕАИС ДО), Программный навигатор системы дополнительного образования Тамбовской области), ведомственный мониторинг.
Результаты мониторинга предназначены для использования в процессе принятия решений в пределах имеющихся компетенций:
министерством образования и науки Тамбовской области;
Тамбовским областным государственным образовательным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования" (далее - ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования");
органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
администрацией образовательных организаций Тамбовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.