Приказ Министерства социального развития Ульяновской области от 13 июля 2023 г. N 39-п
"Об утверждении Инструкции по работе с обращениями и запросами российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в Министерстве социального развития Ульяновской области"
В целях установления единого порядка работы с обращениями и запросами российских граждан и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в Министерстве социального развития Ульяновской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по работе с обращениями и запросами российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в Министерстве социального развития Ульяновской области (далее - Инструкция).
2. Руководителям подразделений, образуемых в Министерстве социального развития Ульяновской области, обеспечить неукоснительное соблюдение Инструкции при рассмотрении обращений граждан и организаций, поступающих в Министерство социального развития Ульяновской области.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 29.05.2019 N 73-п "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан и организаций в Министерстве семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области".
Министр |
А.А. Тверскова |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства социального
развития Ульяновской области
от 13 июля 2023 г. N 39-п
Инструкция
по работе с обращениями и запросами российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в Министерстве социального развития Ульяновской области
1. Общие положения
1.1. Инструкция по работе с обращениями и запросами российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в Министерстве социального развития Ульяновской области (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) и законодательством Российской Федерации.
1.2. Инструкцией устанавливается единый порядок приёма, регистрации, рассмотрения и хранения поступивших в адрес Министра социального развития Ульяновской области (далее также - Министр) и Министерства социального развития Ульяновской области (далее также - Министерство), должностных лиц Министерства от российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее - заявитель), обращений в письменной форме, форме электронного документа и в устной форме (далее - обращение), запросов информации о деятельности Министра и Министерства (далее - запрос), а также текстов, направленных для ознакомления либо содержащих поздравление, соболезнование, или положительную оценку деятельности (благодарность) и не соответствующих требованиям, предъявляемым Федеральным законом N 59-ФЗ к обращениям и Федеральным законом N 8-ФЗ к запросам (далее - необращения), а также контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений и запросов, анализа состояния работы с обращениями и запросами, организации и проведения личного приёма граждан Министром, должностными лицами Министерства.
1.3. Основные термины, используемые в Инструкции:
1) обращение - направленные Министру или должностному лицу Министерства в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение заявителя к Министру, в Министерство, к должностным лицам Министерства;
2) обращение в письменной форме - обращение заявителя, в котором документированная информация представлена любым типом письма;
3) обращение в устной форме - обращение заявителя, оформленное по результатам проведения личных приёмов, выездных личных приёмов;
4) обращение в форме электронного документа - обращение заявителя, в котором документированная информация представлена в электронной форме;
5) обращение, не поддающееся прочтению, - обращение заявителя в письменной форме с неразличимым либо трудночитаемым текстом, а также обращение с пропусками текста, не позволяющими определить вопросы, содержащиеся в обращении;
6) коллективное обращение - совместное обращение двух и более заявителей по общему для них вопросу, а также обращение от имени трудовых коллективов, членов одной семьи, резолюции с публичных мероприятий, подписанные их организаторами и отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях";
7) повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу во второй раз;
8) неоднократное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица, по одному и тому же вопросу три раза и более;
9) контрольное обращение - обращение заявителя, направленное должностным либо уполномоченным лицом Министерства с сопроводительным письмом для рассмотрения в иные государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с просьбой предоставить документы или материалы о результатах рассмотрения обращения;
10) служебный документ - официальный документ, используемый в текущей деятельности Министерства или должностных лиц;
11) рассмотрение обращения - действия Министерства, должностного лица Министерства, результатом которых является объективное, всестороннее и своевременное принятие решения по существу поставленных в обращении вопросов;
12) принятие мер - выполнение действий в соответствии с принятым по результатам рассмотрения обращения решением "поддержано" - полное фактическое удовлетворение поставленных в обращении вопросов, то есть фактически реализованные предложения, фактически удовлетворённые заявления или жалобы;
13) результат рассмотрения обращения - принятие в отношении обращения Министерством или должностным лицом Министерства, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса, одного из следующих решений: "поддержано", "разъяснено", "не поддержано";
14) "поддержано" - решение, в соответствии с которым предложение заявителя признано целесообразным, а заявление или жалоба заявителя - обоснованными и подлежащими удовлетворению;
15) "разъяснено" - решение, в соответствии с которым заявитель проинформирован о порядке реализации или удовлетворения предложения, заявления или жалобы;
16) "не поддержано" - решение, в соответствии с которым предложение признано нецелесообразным, а заявление или жалоба - необоснованными и не подлежащими удовлетворению;
17) письменный ответ на обращение - направленный заявителю в письменной форме по указанному в обращении почтовому адресу или по адресу электронной почты служебный документ следующего содержания:
а) о результатах рассмотрения обращения и принятых в случае необходимости мерах, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, с информацией по существу поставленных в обращении вопросов и правовым обоснованием;
б) о возвращении жалобы заявителю в письменной форме или в форме электронного документа с разъяснением права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд в случае, если невозможно направление жалобы в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, в соответствии с запретом о направлении жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется;
в) о возвращении заявителю обращения в письменной форме или в форме электронного документа, в котором обжалуется судебное решение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
г) о недопустимости злоупотребления правом, если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, без ответа по существу поставленных в нем вопросов;
д) о невозможности прочтения текста обращения в письменной форме и оставлении его без ответа по существу поставленных в обращении вопросов и ненаправлении на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, если фамилия и почтовый адрес заявителя поддаются прочтению;
е) о прекращении переписки по данному вопросу, если в обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно (три раза и более) давались ответы в письменной форме или в форме электронного документа по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства - при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу;
ж) о невозможности дать ответ по существу поставленного в обращении вопроса в связи с недопустимостью разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
з) о невозможности дать ответ по существу поставленного в обращении вопроса в связи с тем, что текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы;
18) устный ответ на обращение - ответ на обращение в устной форме, данный заявителю в ходе личного приёма;
19) объективность - достоверность полученной официальным, открытым способом, в результате непосредственного знакомства с фактами информации, оценка фактов, документов в части их подлинности и соответствия установленным требованиям, с исключением одностороннего мнения;
20) всесторонность - разрешение по существу всех вопросов, поставленных в обращении, принятие во внимание доводов всех участников, исследование и оценка информации на объективность, достоверность и достаточность;
21) правовая обоснованность - обоснованность принятого решения в соответствии с законодательством: наличие ссылок на конкретные нормы права, правомерность применения тех или иных правовых актов в конкретной ситуации заявителя;
22) направление обращения по компетенции - направление Министерством или должностным лицом Министерства обращения с сопроводительным документом в государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующим должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
23) сопроводительный документ - служебный документ, направляемый в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с приложением обращения для его рассмотрения либо направляемый в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации, с приложением запроса;
24) типовой общероссийский тематический классификатор обращений граждан - утверждённый Администрацией Президента Российской Федерации перечень вопросов или подвопросов, объединённых в соответствующие вопросы, которые ставятся в обращении либо запросе, с отнесением их к соответствующей теме, тематике и разделу на основании аннотаций обращений с присвоением соответствующих четырёхзначных цифровых кодов подвопросам, вопросам, темам, тематикам и разделам;
25) уведомление - служебный документ, направляемый Министерством, должностным лицом Министерства заявителю:
а) о направлении (переадресации) обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
б) о продлении на конкретное количество дней, но не более чем на 30 дней, срока рассмотрения обращения в связи с направлением в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия) запроса документов и материалов, в том числе в электронной форме, необходимых для рассмотрения обращения;
в) о направлении (переадресации) запроса в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации;
г) об отсрочке ответа на запрос с указанием её причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать 15 дней сверх установленного Федеральным законом N 8-ФЗ срока ответа на запрос;
д) о принятии обращения, запроса к рассмотрению с указанием регистрационного номера, даты регистрации в Министерстве обращения, запроса;
26) исполнитель - должностное лицо государственного органа, органа местного самоуправления, уполномоченного на рассмотрение обращения;
27) аннотация - краткое содержание вопросов, поставленных заявителем в обращении, запросе;
28) анонимное обращение - обращение заявителя:
а) в письменной форме, не содержащее фамилию или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
б) в форме электронного документа, не содержащее фамилию, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме;
в) в устной форме без предъявления документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорта или иного документа);
29) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, Министерства либо к должностному лицу Министерства о предоставлении информации о деятельности Министерства, должностных лиц Министерства;
30) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности Министерства, должностных лиц Министерства. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с Федеральным законом N 8-ФЗ;
31) запрос документов и материалов - служебный документ, направляемый в другой государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия), о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов;
32) рассмотрение запроса - действия должностного лица Министерства, направленные на предоставление ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации;
33) ответ на запрос - служебный документ, направляемый должностным лицом Министерства пользователю информацией, в котором:
а) содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация;
б) указаны название, дата выхода и номер средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронный адрес официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация, если запрашиваемая информация опубликована в средствах массовой информации либо размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
в) содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации в случаях, если:
содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности Министра или Министерства, должностных лиц Министерства;
запрашиваемая информация не относится к деятельности Министра, должностных лиц Министерства;
запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;
запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;
в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых Министром, о проведении анализа деятельности Министра и Министерства, или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией;
в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;
34) результат рассмотрения запроса - направление Министерством, должностным лицом Министерства пользователю информацией ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации;
35) официальный сайт - официальный сайт Министерства в сети "Интернет" (sobes73.ru), содержащий информацию о деятельности Министра и Министерства, электронный адрес которого включает доменное имя, право на которое принадлежит Министерству;
36) обращение, находящееся в режиме ожидания, - обращение, принятое к рассмотрению Министерством или должностным лицом Министерства, по которому в государственном органе, органе местного самоуправления и/или у должностных лиц запрошены документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения;
37) модуль "Обращения граждан" - автоматизированная информационно-поисковая система "Обращения граждан" в единой системе электронного документооборота Министерства используемая в Министерстве для обработки поступающих обращений, запросов, необращений;
38) должностное лицо Министерства - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в Министерстве;
39) "Личный кабинет" - информационный ресурс, который размещён на официальном сайте и предназначен для направления Министру, в Министерство, должностным лицам Министерства обращений в форме электронного документа и представления заявителю доступа к информации о ходе и результатах рассмотрения направленного с использованием "Личного кабинета" обращения;
40) сотрудник - государственный гражданский служащий (работник) Министерства;
41) необращение - текст, направляемый на ознакомление, либо содержащий положительную оценку деятельности (благодарность), либо поздравление, приглашение, либо соболезнование;
42) поздравление - текст, не относящийся к предложениям, заявлениям и жалобам, содержащий приветствие и пожелания адресату личного характера по случаю какого-либо события, праздника;
43) приглашение - текст, не относящийся к предложениям, заявлениям и жалобам, содержащий просьбу явиться, прибыть, присутствовать на каком-либо мероприятии;
44) соболезнование - текст, не относящийся к предложениям, заявлениям жалобам, содержащий сочувствие (сострадание) определённому событию (несчастью);
45) текст, направляемый на ознакомление, - текст, не относящийся к предложениям, заявлениям и жалобам, с приложением печатной продукции (журналы, газеты, книги, буклеты, листовки и т.п.), рукописей, аудио- и видеоматериалов или иной продукции либо печатная продукция (журналы, газеты, книги, буклеты, листовки и т.п.), рукописи, аудио- и видеоматериалы или иная продукция.
1.4. Министр, должностные лица Министерства обеспечивают рассмотрение обращений и запросов по вопросам, отнесённым к их компетенции, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Ульяновской области, законами Ульяновской области, иными правовыми актами Ульяновской области, а также настоящей Инструкцией.
1.5. Обращения и запросы рассматриваются Министром, Первым заместителем Министра, заместителями Министра, руководителями департаментов и отделов Министерства, другими должностными лицами Министерства (далее также - должностные лица), в компетенцию которых входит решение вопросов, содержащихся в обращениях и запросах.
1.6. Организацию учёта, систематизации, рассмотрения и обобщения обращений и запросов, личного приёма Министра в Министерстве, ведение делопроизводства по обращениям и запросам и обеспечение контроля за исполнением требований настоящей Инструкции осуществляет департамент методологии и нормотворчества Министерства социального развития Ульяновской области (далее - департамент).
1.7. Определение исполнителей, принятие решений о направлении обращений, запросов на рассмотрение в орган или организацию, в компетенцию которых входит решение поставленного в обращениях, запросах вопросов, осуществляются Министром, Первым заместителем Министра либо лицами, исполняющими их обязанности (далее уполномоченное лицо), на основании ознакомления с проектами поручений.
1.8. Необращения, поступившие в Министерство, доводятся до сведения должностных лиц, которым они адресованы. Ответы на необращения даются департаментом, если иное не предусмотрено в поручении должностного лица.
1.9. Ведение делопроизводства по обращениям и запросам, поступившим исполнителям, осуществляется непосредственно исполнителями либо иными сотрудниками по их поручению.
1.10. Установленный настоящей Инструкцией порядок рассмотрения обращений и запросов распространяется на все обращения, поступившие в адрес Министра и Министерства, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, предусматривающими специальный порядок рассмотрения.
Установленный настоящей Инструкцией порядок рассмотрения обращений и запросов распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
1.11. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в адрес Министра и должностных лиц Министерства с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
1.12. При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нём сведений, а также сведений о частной жизни заявителя и других лиц, к частной жизни которых относятся эти сведения, без их согласия.
Не является разглашением сведений направление обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
1.13. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
1.14. Работа с обращениями и запросами, поступившими в адрес Министра, должностных лиц Министерства, является прямой служебной обязанностью исполнителей, которые несут установленную законодательством ответственность за своевременность и полноту рассмотрения обращений и запросов.
1.15. Учёт и регистрация обращений, запросов и необращений, поступивших в адрес Министра и должностных лиц Министерства осуществляется в модуле "Обращения граждан".
2. Учёт, систематизация и регистрация обращений
2.1. Обращение в письменной форме может быть доставлено в Министерство непосредственно заявителем, его представителем, может поступить по почте, а также может быть передано нарочно в ходе проведения должностными лицами Министерства информационных или иных мероприятий с участием населения.
2.2. Обращение в устной форме передаётся заявителем в ходе личного приёма или по телефону.
2.3. Обращения в форме электронного документа направляются Министру и в Министерство путём заполнения формы в разделе "Отправить обращение в форме электронного документа Министру социального развития Ульяновской области и в Министерство социального развития Ульяновской области" официального сайта sobes73.ru, по адресу электронной почты Министерства glavtrud73@ulgov.ru, через "Личный кабинет" и (или) через вкладку на сайте Министерства "Вопрос Министру".
После авторизации заявителя в личном кабинете ему предоставляется доступ к информации о ходе и результатах рассмотрения направленного через "Личный кабинет" обращения.
Обращения в форме электронного документа, направленные Министру и в Министерство без заполнения формы в разделе "Отправить обращение в форме электронного документа Министру и в Министерство" официального сайта sobes73.ru, без использования адреса электронной почты Министерства glavtrud73@ulgov.ru и (или) минуя "Личный кабинет", к рассмотрению не принимаются.
При этом на официальном сайте указывается, что обращения в форме электронного документа направляются только путём заполнения формы в разделе "Отправить обращение в форме электронного документа Министру социального развития Ульяновской области" официального сайта sobes73.ru, по адресу электронной почты Министерства glavtrud73@ulgov.ru и (или) через "Личный кабинет".
2.4. Обращения в форме электронного документа, указанные в абзаце первом пункта 2.3 настоящего раздела, распечатываются сотрудником департамента в целях дальнейшей систематизации и регистрации в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
2.5. Обращения в письменной форме и обращения в форме электронного документа, содержащие в адресной части пометку "Лично", рассматриваются на общих основаниях в соответствии с настоящей Инструкцией.
2.6. Обращения в письменной форме, поступившие в адрес Министра, должностных лиц Министерства по почте, принимаются сотрудником департамента, где осуществляется их систематизация и регистрация в модуле "Обращения граждан".
2.7. При приёме текста в письменной форме сотрудником отдела:
проверяется правильность адресования корреспонденции и целостность упаковки, возвращаются на почту невскрытыми ошибочно поступившие (не по адресу) письма;
вскрываются конверты, проверяется наличие в них документов (разорванные документы подклеиваются), к тексту письма прилагаются конверты и другие документы, направленные заявителем (копии паспорта, военного билета, трудовой книжки и пр.);
составляется акт в двух экземплярах в случае отсутствия текста в письме, наличия в конвертах денежных знаков, ценных бумаг и (или) отсутствия документов, указанных в тексте, один экземпляр акта приобщается к делу, другой направляется в адрес заявителя с сопроводительным письмом соответствующего содержания за подписью директора департамента.
2.8. В случае выявления опасных или подозрительных вложений в конверте работа с почтовым отправлением приостанавливается до выяснения обстоятельств и принятия соответствующего решения уполномоченным на то лицом.
2.9. Тексты в письменной форме, в форме электронного документа, содержащие обращения и необращения, подлежат регистрации сотрудниками отдела в модуле "Обращения граждан" в течение 3 дней с момента их поступления в Министерство.
В случае поступления в Министерство текстов в письменной форме или в форме электронного документа, содержащих обращения и необращения, в выходные или праздничные дни их регистрация производится в течение 3 дней, следующих за выходными и праздничными днями.
2.10. Обращения в устной форме подлежат регистрации сотрудниками отдела в день их поступления в Министерство с указанием даты и времени поступления.
2.11. При регистрации обращений в письменной форме, в форме электронного документа, в устной форме, а также необращений в электронную регистрационную карточку (далее - ЭРК) модуля "Обращения граждан" вносятся следующие данные:
дата регистрации;
фамилия (и), имя (имена), отчество (а) заявителя (ей) (последнее при наличии);
пол заявителя (мужской, женский);
почтовый (ые) адрес (а) заявителя (ей) и (или) адрес электронной почты;
вид документа (обращение, необращение);
вид обращения (заявление, предложение, жалоба);
тип обращения (индивидуальное, коллективное, анонимное (без фамилии или без адреса);
льготная принадлежность;
форма документа (письменная, устная, в форме электронного документа);
признак "многопишущий заявитель";
канал поступления (вид доставки) (почта, сеть "Интернет", личный приём, канал электронного обмена - межведомственный электронный документооборот (МЭДО), телефон, "Личный кабинет", получено в Министерстве Ульяновской области и др.);
если обращение переадресовано из другого органа:
признак "открытое письмо";
источник поступления,
входящий номер сопроводительного письма;
Ф.И.О. исполнителя;
сведения об адресате (орган, руководитель органа, заместитель руководителя органа либо иные адресаты);
количество листов либо формат и объём электронного файла;
наличие приложений либо вложений (описание приложения, количество листов либо формат и объём электронного файла).
2.12. Поступившие в Министерство тексты обращений подлежат сканированию с созданием электронного образа документа и прикреплению к ЭРК в модуле "Обращения граждан".
2.13. Сотрудники отдела, ответственные за регистрацию текстов в письменной форме и в форме электронного документа, проставляют учётный штамп с указанием даты регистрации текста заявителя и регистрационного номера документа и осуществляют систематизацию и обобщение текстов заявителей на этапе их прочтения и разделение:
на обращения, подлежащие рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ;
на обращения, которые в соответствии с частью второй статьи 1 Федерального закона N 59-ФЗ подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами;
на запросы, подлежащие рассмотрению в соответствии с Федеральным законом N 8-ФЗ;
на запросы, подлежащие рассмотрению в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом N 8-ФЗ, с учётом особенностей, предусмотренных иными федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;
на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 59-ФЗ подлежат рассмотрению в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации или федеральными законами;
на необращения.
2.14. При постановке обращения, запроса на контроль сотрудниками отдела указываются срок рассмотрения обращения, запроса и исполнитель, в компетенцию которого входит рассмотрение обращения, запроса.
2.15. Систематизация и обобщение обращений заявителей обеспечивается определением и внесением в ЭРК на основе анализа:
1) кратности поступления обращения (первичное, повторное, неоднократное);
2) вопроса, содержащегося в обращении (запросе) либо подвопросов, если вопрос их объединяет, в соответствии с типовым общероссийским тематическим классификатором обращений граждан, организаций и общественных объединений;
3) цифрового кода вопроса, содержащегося в обращении (запросе) либо четырёхзначного цифрового кода подвопросов, если вопрос их объединяет, в соответствии с тематическим классификатором обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц;
4) вида каждого вопроса:
а) предложение;
б) заявление;
в) жалоба;
г) необращение;
5) типа соответствующего вида каждого вопроса;
6) по каждому вопросу предмета ведения (уровня компетенции);
7) решения, принятого по обращению;
8) выявления необращений (НО) с внесением в ЭРК:
а) вопросов в соответствии с типовым общероссийским тематическим классификатором обращений;
б) типов вопросов:
"положительная оценка деятельности (благодарность)" (Н01);
"поздравление" (Н02);
"приглашение" (Н03);
"соболезнование" (Н04);
"материалы на ознакомление" (Н06);
9) выявления обращений, для которых статьёй 11 Федерального закона N 59-ФЗ предусмотрен отдельный порядок рассмотрения.
2.16. По завершении процедуры регистрации обращению автоматически присваивается соответствующий номер с указанием актуальной даты регистрации. Затем сотрудником отдела распечатывается ЭРК на бумажном носителе, которая прикладывается к обращению, и в установленном порядке кладётся в почту уполномоченному лицу.
2.17. По результатам ознакомления с представленными обращениями и прилагаемыми к нему документами уполномоченное лицо утверждает либо отклоняет предложенный отделом проект поручения, указав иного исполнителя и (или) иной срок рассмотрения обращения.
2.18. После возвращения почты от уполномоченного лица подписанные им собственноручной подписью ЭРК сканируются сотрудником отдела, сканированные образы документов размещаются в модуле "Обращения граждан" в целях оперативной электронной рассылки документов исполнителям.
2.19. В случае направления обращения в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ в другой государственный орган или орган местного самоуправления по компетенции сотрудником отдела готовятся проекты сопроводительных писем в адрес должностных лиц, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, содержащихся в обращении.
Сопроводительные письма с приложением сканированных образов ЭРК и обращений, подписанные электронной или собственноручной подписью должностного лица Министерства, направляются в адрес соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления посредством электронной рассылки в модуле "Обращения граждан" или почтовой связью (в случае отсутствия у исполнителя доступа к модулю "Обращения граждан") в течение 7 дней со дня регистрации обращений в Министерстве.
В адрес заявителя сотрудником департамента или должностными лицами Министерства готовится уведомление о перенаправлении его обращения в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с компетенцией за подписью должностного лица Министерства.
2.20. В случае направления уведомления на обращение в форме электронного документа на указанный заявителем в обращении адрес электронной почты сотрудником, ответственным за регистрацию ответов на обращения, сохраняется снимок экрана почтовой программы, подтверждающий отправку, который затем приобщается к материалам по обращению и передаётся в архив на хранение.
3. Постановка на контроль и продление сроков рассмотрения обращений
3.1. Уполномоченным лицом на контроль ставятся обращения, в которых сообщается о конкретных нарушениях законных прав и интересов граждан, а также обращения, имеющие общественное, политическое значение и затрагивающие интересы неограниченного круга лиц.
3.2. При поступлении от исполнителя обоснованной и мотивированной просьбы о продлении срока рассмотрения обращения (при направлении запроса документов и материалов в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, при необходимости организации и проведения схода граждан, определения дополнительных источников финансирования, проведения мероприятий, требующих времени или источника информации для принятия решения по заявленным в обращении вопросам) он может быть продлён, но не более чем на 30 дней. При этом уполномоченным лицом устанавливается новый срок контроля и соответствующая корректировка по дате исполнения обращения вносится в модуль "Обращения граждан" сотрудником отдела после утверждения данного решения уполномоченным лицом.
3.3. Уведомление о мотивированном (с обоснованием объективных причин) продлении срока рассмотрения обращения направляется исполнителем в адрес заявителя после утверждения уполномоченным лицом продления срока, но не позднее чем за 3 дня до его истечения.
4. Рассмотрение обращения (подготовка, направление ответа заявителю и подготовка информации по результатам рассмотрения обращения). Снятие обращения с контроля. Направление документов в архив
4.1. Обращение может рассматриваться исполнителем непосредственно в Министерстве либо с выездом по адресу, указанному в обращении.
4.2. Обращение рассматривается в течение 24 дней со дня его регистрации в Министерстве, за исключением случаев, указанных в пунктах 4.2.1 - 4.2.3 и 4.2.5 настоящего раздела. Информация о результатах исполнения поручения по рассмотрению обращения предоставляется исполнителем в департамент для доклада должностному лицу не позднее чем за 4 дня до истечения последнего дня установленного срока, за исключением обращений, указанных в пунктах 4.2.1 - 4.2.3 и 4.2.5 настоящего раздела, и если иное не предусмотрено законодательством или не указано в поручении уполномоченного лица.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Подпункт 4.2.5 в настоящем пункте отсутствует
Первым днём течения срока рассмотрения обращения, направления его по компетенции является день его регистрации в Министерстве.
Если последний день срока исполнения обращения приходится на нерабочий день, то оно подлежит исполнению не позднее рабочего дня, предшествующего нерабочему дню.
4.2.1. Обращение, поступившее в Министерство и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации в Министерстве.
4.2.2. Коллективное обращение, поступившее в адрес Министра, должностных лиц Министерства, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации в Министерстве.
4.2.3. Обращения, указанные в пункте 4.2.3 настоящего раздела, и ответы на них по требованию заявителя подлежат размещению на официальном сайте, при этом размещённые обращения и ответы на них не должны содержать персональные данные заявителя и детей.
4.3. В случае, если текст обращения в письменной форме не поддаётся прочтению, ответ на обращение не даётся и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чём в течение 7 дней со дня регистрации обращения, сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
4.4. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не даётся и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чём в течение 7 дней со дня регистрации обращения в Министерстве сообщается гражданину, направившему обращение, письмом за подписью должностного лица Министерства.
4.5. Обращение в письменной форме по вопросам, не относящимся к компетенции Министерства, направляется ответственным исполнителем в течение 7 дней со дня его регистрации в Министерства в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя о переадресации обращения, за исключением случая, предусмотренного в пункте 4.3 настоящего раздела.
4.6. Обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня его регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в пункте 4.3 настоящего раздела 4.
4.7. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения, за исключением случая, указанного в пункте 4.9 настоящего раздела.
4.8. На поступившее в адрес Министра или должностного лица Министерства обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределённого круга лиц, в частности, на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределённого круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещён с соблюдением требований части 2 статьи 6 Федерального закона N 59-ФЗ на официальном сайте.
4.9. В случае поступления в адрес Министра или должностного лица Министерства письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещён в соответствии с пунктом 4.8 настоящего раздела на официальном сайте, гражданину, направившему обращение, исполнителем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта, на котором размещён ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.
В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, ответ на обращение, направляется заявителю при наличии просьбы о его направлении.
4.10. Министр, должностное лицо Министерства при получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Министерства, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нём вопросов и сообщить заявителю о недопустимости злоупотребления правом.
Дополнительно уполномоченное лицо вправе принять решение о направлении обращения:
в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по обращению, содержащему оскорбления, непристойную лексику и фразеологию, оскорбляющую общественную мораль и нарушающую нормы общественных приличий, с сообщением об этом заявителю;
в органы внутренних дел для организации проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства по факту угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица либо членов его семьи.
4.11. Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.
В случае отсутствия в обращении, указанном в абзаце первом настоящего пункта, сути заявления, предложения, жалобы заявителю департаментом направляется разъяснения о необходимости соблюдения статьи 7 Федерального закона N 59-ФЗ при направлении обращений в адрес Министра, должностных лиц Министерства.
4.12. В случае, если в обращении содержится вопрос, на которой заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в адрес Министерства или одному и тому же должностному лицу Министерства. О данном решении исполнителем уведомляется заявитель, направивший обращение.
4.12.1. При получении обращения, указанного в пункте 4.12 настоящего раздела, исполнитель направляет заявителю ответ с предупреждением о возможности прекращения переписки с ним по конкретному вопросу при получении в дальнейшем обращения, содержащего вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы и обстоятельства и указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в адрес Министерства или одном и тому же должностному лицу Министерства.
4.12.2. В случае, если заявитель повторно направляет обращение, указанное в пункте 4.12 настоящего раздела, несмотря на направленное в его адрес предупреждение о прекращении с ним переписки по конкретному вопросу, исполнитель готовит докладную записку на имя должностного лица, уполномоченного на принятие решения о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем, содержащую анализ содержания первичного, повторного и неоднократного обращений, находившихся на рассмотрении у исполнителя, на предмет отсутствия в них новых доводов и обстоятельств, рассмотрения всех трёх обращений одним и тем же должностным лицом Министерства, а также обзор содержания направленных в адрес заявителя ответов, в том числе с предупреждением о прекращении переписки с заявителем по конкретному вопросу.
4.12.3. В случае принятия должностным лицом, уполномоченным на принятие решения о безосновательности очередного обращения и прекращения переписки с заявителем, положительного решения исполнитель направляет в адрес заявителя уведомление о прекращении с ним переписки по конкретному вопросу за подписью должностного лица, уполномоченного на принятие решения о безосновательности очередного обращения и прекращение переписки с заявителем.
В случае принятия должностным лицом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, отрицательного решения исполнителем готовится в адрес заявителя ответ по существу поставленных в обращении вопросов в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
4.12.4. В дальнейшем при получении в адрес Министра, должностных лиц Министерства обращения от заявителя, содержащего вопрос, переписка по которому с заявителем была в установленном порядке прекращена, обращение отделом списывается "в дело", а в адрес заявителя направляется уведомление о прекращении с ним переписки по конкретному вопросу на основании части 5 статьи 11 Федерального закона N 59-ФЗ с указанием реквизитов (номера и даты регистрации) письма, ранее направленного в его адрес.
4.13. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, исполнителем сообщается заявителю о невозможности дать ответ по существу поставленного в обращении вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
4.14. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в адрес Министра, должностного лица Министерства.
4.15. В тексте поручения по рассмотрению обращения уполномоченного лица может присутствовать информация об установлении сокращённых сроков предоставления информации по результатам рассмотрения обращения, в том числе "Срочно" ("Незамедлительно") или "Оперативно", которые предусматривают соответственно 3-дневный и 10-дневный сроки исполнения со дня подписания поручения, поручения по рассмотрению обращения "Зайдите" и "Прошу переговорить" - в течение 1 календарного дня с даты подписания поручения уполномоченным лицом.
Уполномоченное лицо вправе сократить сроки предоставления информации по результатам рассмотрения обращения и подготовки ответа заявителю.
4.16. Если в соответствии с запретом, предусмотренным пунктом 6 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается заявителю с разъяснением его права обжаловать соответствующие решения или действия (бездействие) в установленном порядке в суд.
4.17. Решение о прекращении рассмотрения обращения по личному заявлению заявителя принимается уполномоченным лицом.
4.18. В случае, если в обращении в письменной форме не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не даётся, и оно списывается "в дело". Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершённом противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению отделом в государственной орган в соответствии с его компетенцией по согласованию с уполномоченным лицом.
4.19. При рассмотрении обращения исполнитель:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в том числе с участием заявителя в случае необходимости;
в установленном законодательством порядке запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в государственных органах, органах местного самоуправления и у должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
осуществляет в случае необходимости выезд к заявителю или на место, указанное в обращении;
принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, или разъясняет его права, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
обеспечивает подготовку письменного ответа заявителю по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пунктах 4.4, 4.8 и в абзаце первом пункта 4.9 настоящего раздела;
уведомляет заявителя о продлении срока рассмотрения обращения;
докладывает уполномоченному лицу в соответствии с поручением (в виде устного доклада и предоставления обобщённой информации в письменной форме) о результатах исполнения поручения по рассмотрению обращения;
в случае размещения ответа на обращение на пунктами 4.8 и 4.9 настоящего раздела сообщает заявителю электронный адрес официального сайта, на котором размещён ответ на вопрос, поставленный в обращении.
4.20. Исполнитель при подготовке проекта ответа:
1) чётко, последовательно, кратко и исчерпывающе излагает ответы на все поставленные вопросы в обращении, раскрывает все установленные обстоятельства, отражает все доводы заявителя;
2) указывает, какие меры приняты к виновным лицам для защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя при подтверждении фактов, изложенных в обращении;
3) указывает по каким причинам со ссылкой на конкретные нормы права вопрос, содержащийся в обращении, не может быть удовлетворён, разъясняя право гражданина на обжалование принятого по обращению решения или действия (бездействия) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством;
4) разъясняет порядок реализации прав, свобод и законных интересов заявителя со ссылкой на конкретные нормы права;
5) представляет информацию о полученных сведениях в случае, если рассмотрение обращения производилось с выездом на место, прикладывая в случае необходимости материалы, подтверждающие положительное решение вопроса.
4.21. Исполнители (соисполнители) по согласованию могут подготовить общий ответ. В этом случае соисполнители не позднее чем за 5 дней до истечения установленного в поручении срока рассмотрения обращения обязаны представить исполнителю, указанному в поручении первым, все необходимые документы для подготовки окончательного (обобщённого) ответа заявителю и доклада уполномоченному лицу о результатах рассмотрения обращения.
На каждого соисполнителя возлагается равная ответственность за подготовку ответа в той части обращения, решение которой входит в его полномочия.
4.22. Ответ заявителю и информация по результатам рассмотрения обращения подписываются Министром или уполномоченными лицами.
4.23. Регистрация и отправка ответа заявителю осуществляется по реестру простым письмом в течение 1 рабочего дня с момента подписания документа. Отправка осуществляется путем передачи в почтовую организацию либо через почтовые ящики сотрудником, ответственным за отправку почтовой корреспонденции в Министерстве.
После направления ответа на электронный адрес заявителя сохраняется снимок экрана почтовой программы, подтверждающий отправку ответа, который затем приобщается к материалам по обращению.
4.24. Направление (переадресация) обращения другому исполнителю допускается по согласованию с уполномоченным лицом при условии подтверждения обоснованности переадресации через отдел делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.
Максимальный срок возврата в отдел обращения, ошибочно направленного должностному лицу Министерства, составляет 1 рабочий день.
4.25. По итогам рассмотрения обращения исполнителем готовится обобщённая информация Министру или уполномоченному лицу согласно поручению по рассмотрению обращения, указанному в ЭРК, с приложением копии ответа заявителю.
4.26. При оценке ответов заявителям и информации по результатам рассмотрения обращений сотрудники отдела осуществляют:
1) проверку соблюдения сроков рассмотрения обращения;
2) проверку документов на наличие необходимых реквизитов:
а) бланка Министерства;
б) даты и исходящего номера;
в) ссылки на дату и номер обращения;
г) ссылки на источник поступления обращения;
д) должности, фамилии и инициалов, подписи исполнителя;
3) анализ содержания ответа заявителю и информации по результатам рассмотрения обращения по следующим критериям:
а) полнота освещение всех вопросов, поставленных в обращении;
б) раскрытие всех установленных обстоятельств;
в) отражение всех доводов заявителя;
4) оценку принятия решения по результатам рассмотрения обращения:
а) "поддержано";
б) "не поддержано";
в) "разъяснено";
5) анализ полноты принятых мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителей, в случае принятия решения по результатам рассмотрения жалобы "поддержано";
6) проверку наличия разъяснений о порядке реализации прав, свобод и законных интересов заявителя в случае принятия решения по результатам рассмотрения заявления "разъяснено";
7) проверку наличия разъяснений о праве гражданина на обжалование в административном и (или) судебном порядке принятого решения "не поддержано";
8) проверку наличия ссылок на конкретные правовые акты и правильность их реквизитов;
9) оценку правомерности применения данных норм права в конкретной ситуации;
10) проверку наличия документов и материалов, необходимых для принятия конкретного решения по обращению.
4.27. По результатам проверки ответов заявителям и информации по результатам рассмотрения обращения сотрудники отдела дают оценку:
своевременности рассмотрения обращения;
всесторонности рассмотрения обращения;
объективности рассмотрения обращения;
правовой обоснованности мер, принятых по результатам рассмотрения обращения.
4.28. При ответе заявителю не допускается предоставление противоречивой по содержанию информации.
Запрещается направлять заявителям ответы с исправлениями (в том числе в реквизитах).
4.29. Информацию по итогам выполнения поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, председателей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенаторов Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и иных государственных органов Российской Федерации или должностных лиц указанных государственных органов Российской Федерации, поступивших на юридический адрес Министерства, подписывает Министр или лица, исполняющие его обязанности.
4.30. Ответы заявителю на его обращение в государственные органы Российской Федерации и к должностным лицам, указанным в пункте 4.29 настоящего раздела, печатаются на бланке установленной формы в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Министерстве.
4.31. Должностное лицо вправе сократить сроки предоставления информации по результатам рассмотрения обращений в адрес государственных органов Российской Федерации и должностных лиц, указанных в пункте 4.29 настоящего раздела, и перенаправленных из Правительства по компетенции, а также сроки подготовки ответов заявителям до 10 дней при получении запроса документов и материалов, до 24 дней при получении обращения.
4.32. Ответ на коллективное обращение направляется на имя одного из подписавших его лиц, чей почтовый адрес указан в обращении, с просьбой довести ответ до сведения других заявителей. Если в коллективном обращении указано конкретное лицо или адрес, на который следует направить ответ, он направляется на указанный адрес или конкретному лицу.
4.33. Сотрудник, ответственный за работу с обращениями, делает отметку об исполнении поручения по рассмотрению обращения в электронной карточке резолюции, прикрепляет сканированные образы ответа заявителю, информации по результатам рассмотрения обращения, создаёт краткий отчёт об исполнении, снимает с контроля внутренние поручения в адрес нижестоящих исполнителей и направляет информацию по результатам рассмотрения обращения с приложением копии ответа заявителю в текущий архив.
4.34. Направление ответа заявителю без подготовки информации по результатам рассмотрения обращения в адрес уполномоченного лица не является основанием для снятия обращения с контроля.
В случае, если информация по результатам рассмотрения обращения и ответ заявителю удовлетворяют критериям своевременности, объективности, всесторонности и правовой обоснованности, сотрудник отдела готовит проект поручения о снятии обращения с контроля и докладывает информацию в установленном порядке уполномоченному лицу.
В случае, если информация по результатам рассмотрения обращения и (или) ответ заявителю не удовлетворяют хотя бы одному из критериев, обозначенных в абзаце втором настоящего пункта, сотрудник отдела готовит проект поручения уполномоченному лицу о постановке обращения на дополнительный контроль либо документ возвращается на доработку.
4.35. Отметка "в дело" о списании документов по результатам рассмотрения обращения в архив Министерства ставится Министром при условии исполнения всех поручений по рассмотрению обращения.
4.36. Материалы по результатам рассмотрения обращения хранятся в течение года в текущем архиве отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций в отдельных папках, сформированных по хронологическому или иному признаку, которые по истечении одного года передаются в архив Министерства.
4.37. Заявитель либо его представитель - лицо, полномочия которого подтверждены доверенностью, оформленной в установленном законом порядке, а также законный представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.
5. Организация личного приёма должностного лица Министерства. Проведение личного приёма сотрудниками, ответственными за работу с обращениями
5.1. Личный приём проводится Министром, Первым заместителем Министра, заместителями Министра, директорами департаментов и другими должностными лицами Министерства в соответствии с графиком личного приёма, утверждённым Министром.
Предварительный личный приём проводится также сотрудниками, ответственными за работу с обращениями в соответствии с графиком личного приёма, указанным в пункте 5.11 настоящего раздела.
5.2. Кандидатуры заявителей на личный приём к должностным лицам Министерства, указанным в абзаце первом пункта 5.1 настоящего раздела 5, утверждаются данными должностными лицами Министерства самостоятельно в соответствии с их компетенцией на основании обращений в письменной и устной формах, а также обращений в форме электронного документа, поступивших в Министерство и/или содержащих просьбы о личном приёме, по которым принято решение "поддержано" с учётом положений, установленных пунктами 5.3 и 5.4 настоящего раздела.
5.3. Личный приём проводится Министром при наличии у заявителя ответов на обращение по рассматриваемому вопросу, подписанных Первым заместителем Министра, заместителями Министра, директорами профильных департаментов, проводивших личный приём заявителя в соответствии с распределением между ними обязанностей.
В случае отсутствия указанных ответов личный приём заявителя проводится иным должностным лицом Министерства, по поручению Министра и в соответствии с распределёнными обязанностями.
5.4. Обращения, подлежащие рассмотрению на личном приёме должностных лиц Министерства, указанных в абзаце первом пункта 5.1 настоящего раздела, предварительно рассматриваются исполнителем по существу поставленных в них вопросов. Исполнитель вправе запросить у заявителя необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в целях уточнения обстоятельств и фактов по обращению. Исполнителем готовятся предложения по положительному решению вопросов к личному приёму должностных лиц Министерства, указанных в абзаце первом пункта 5.1 настоящего раздела.
5.5. Приглашение заявителя на личный приём осуществляется по телефону, посредством использования электронных систем связи или другими способами, но не позднее чем за 2 дня до даты, назначенной в поручении уполномоченного лица.
В случае отказа заявителя от личного приёма (или неявки без предупреждения на личный приём) письменный ответ по результатам рассмотрения обращения готовится на основании имеющейся информации по существу поставленных в обращении вопросов с уведомлением заявителя о возможной неполноте информации, обусловленной его неявкой на личный приём, а также в указанном ответе перечисляются факты и обстоятельства, требующие пояснений заявителя для всестороннего и объективного рассмотрения его обращения.
5.6. Организацию и подготовку личного приема Министром осуществляет структурное подразделение Ульяновского областного государственного казённого Учреждения социальной защиты населения "Единый областной центр социальных выплат" (далее - Учреждение), ответственное за информационное обеспечение деятельности Министерства.
Ответственность за подготовку и организацию проведения личного приёма Первым заместителем Министра, заместителями Министра, возлагается на должностных лиц (далее - лица, ответственные за работу с обращениями), или ответственных исполнителей.
На личный приём к должностным лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, можно также записаться с помощью электронной формы на официальном сайте.
5.7. Лица, ответственные за организацию личного приёма, обеспечивают присутствие заявителя, должностных лиц Министерства, государственных органов, органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, на личном приёме должностных лиц Министерства, указанных в абзаце первом пункта 5.1 настоящего раздела, в установленные дату и время проведения личного приёма.
5.8. Исполнители, назначенные для подготовки информации к личному приему, формируют для должностных лиц Министерства, указанных в абзаце первом пункта 5.1 настоящего раздела, осуществляющих личный приём, папку, содержащую материалы к личному приёму.
5.9. На личном приёме должностные лица Министерства, указанные в абзаце первом пункта 5.1 настоящего раздела, осуществляющие личный приём, представляются, предлагают заявителям повторно изложить суть обращения, оценивают имеющиеся у заявителей документы и материалы на предмет наличия нарушений законодательства, прав, свобод и законных интересов заявителей, утверждают или отклоняют проекты решений, предложенные исполнителями, информируют заявителей о принятом решении. Обращение в устной форме по итогам личного приёма ставится на контроль и рассматривается на общих основаниях в соответствии с настоящей Инструкцией.
5.10. Запись на личный приём проводится сотрудниками отдела делопроизводства и работе с обращениями граждан и организаций Учреждения (далее - отдел) ежедневно кроме выходных и праздничных дней.
Отдельные категории заявителей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный приём в первоочередном порядке.
В случае, если правом на первоочередной приём обладают одновременно несколько заявителей, приём указанных заявителей производится в порядке их явки.
5.11. В ходе личного приёма заявитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, на основании которого осуществляется оформление карточки личного приёма сотрудником отдела.
При отсутствии документа, удостоверяющего личность заявителя, сотрудником отдела разъясняется заявителю право направить обращение в адрес Министерства, должностных лиц Министерства, в письменной форме или в форме электронного документа. При этом карточка личного приёма не заводится.
5.12. Сотрудник отдела обеспечивает содержательную сторону личного приёма:
выясняет интересующие заявителей вопросы;
устанавливает наличие по интересующим заявителей вопросам решений государственного органа, органа местного самоуправления, к компетенции которых относится рассмотрение данных вопросов;
оценивает имеющиеся у заявителей документы и материалы на предмет наличия нарушений законодательства, прав, свобод или законных интересов заявителей.
5.13. В случае подтверждения неоднократности обращения одного заявителя сотрудником, ответственным за работу с обращениями совместно с исполнителем готовится информация обо всех поступивших ранее обращениях данного заявителя.
5.14. В случае выявления нарушения прав заявителя или порядка рассмотрения ранее направленного обращения, открытия новых обстоятельств дела обращение регистрируется в ЕСЭД повторно и направляется на рассмотрение в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
5.15. После заполнения карточки личного приёма заявитель ставит свою подпись, подтверждающую соответствие содержания карточки личного приёма изложению существа поставленных в обращении вопросов.
5.16. В случае получения ответа на все поставленные в обращении вопросы в ходе личного приёма и наличия согласия заявителя на устный ответ в карточке личного приёма делается следующая запись: "Ответ на обращение получен в ходе личного приёма. От письменного ответа отказываюсь", которая подтверждается подписью заявителя.
5.17. В ходе личного приёма заявитель имеет право оставить письменное обращение. Письменное обращение подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
5.18. На втором экземпляре письменного обращения сотрудником отдела ставится штамп установленной формы о приёме обращения в отделе делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.
При этом копирование текстов обращений и прилагаемых к ним материалов (приложений) сотрудником отдела не производится.
5.19. Обращения в устной форме от заявителей могут приниматься по телефону в отделе делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Учреждения по телефону (44-96-84, доб. 96-10, 96-11).
5.20. Сотрудник отдела вправе:
а) уточнять суть обращения в целях изложения в регистрационной карточке или предоставления заявителю более полной информации;
б) запрашивать у заявителя:
его фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);
его номер телефона и (или) факса.
5.21. На обращения в устной форме, не требующие дополнительного изучения материалов, связанных с поставленными в обращении вопросами, при согласии заявителя ответ дается сотрудником отдела непосредственно в ходе беседы.
6. Порядок работы с запросами документов и материалов о результатах рассмотрения обращения и запросами документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения
6.1. Должностное лицо Министерства по направленному в установленном порядке запросу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц обязано в течение 15 дней со дня регистрации запроса документов и материалов в Министерстве предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
6.2. Должностное лицо Министерства при направлении первичных обращений, поступивших в Министерство, по компетенции в иные государственные органы, органы местного самоуправления или их должностным лицам, в полномочия которых входит решение поставленных в обращениях вопросов, вправе запрашивать у них документы и материалы о результатах рассмотрения направленных обращений по истечении установленного законодательством максимального срока рассмотрения обращения.
6.3. Должностное лицо Министерства вправе принять к рассмотрению поступившие в Министерство обращения, являющиеся:
неоднократными и содержащими вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства или должностного лица Министерства, в адрес или на имя которого оно поступило;
первичными и содержащими вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства или должностного лица Министерства, в адрес или на имя которого оно поступило, но содержащими информацию о предыдущем рассмотрении данных вопросов государственными органами, органами местного самоуправления или их должностными лицами, в компетенцию которых входит их решение.
Исполнитель направляет заявителям ответы по существу поставленных в них вопросов на основе полученных в порядке запроса материалов и документов от других государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
6.4. Должностные лица Министерства при принятии обращений, указанных в пункте 6.3 настоящего раздела, к рассмотрению направляют заявителям уведомление о продлении срока их рассмотрения и направлении в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления запроса документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, с последующим направлением ответа заявителю, подготовленного на основании представленных документов и материалов.
6.5. В случае, если ответ из органа государственной власти, органа местного самоуправления или от их должностных лиц на обращение, находящееся в режиме ожидания, удовлетворяет критериям объективности, всесторонности и правовой обоснованности, должностное лицо Министерства за подписью Министра или лица, исполняющего его обязанности, направляет ответ заявителю.
6.6. В случае, если ответ из органа государственной власти, органа местного самоуправления или от их должностных лиц на обращение, находящееся в режиме ожидания, не удовлетворяет хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 6.5 настоящего раздела, уполномоченное лицо принимает решение о направлении обращения для нового рассмотрения в государственный орган, орган местного самоуправления или их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, и повторно запрашивает в указанных органах документы и материалы о результатах рассмотрения данного обращения с уведомлением заявителя об этом.
7. Анализ обращений, результатов рассмотрения обращений и качества принятых мер по рассмотрению обращений
7.1. В целях настоящей Инструкции под территорией понимается территория одного или нескольких муниципальных образований Ульяновской области (далее - территория).
7.2. Систематизация вопросов, содержащихся в обращениях, осуществляется на основе типового общероссийского тематического классификатора обращений граждан и анализа содержания обращения.
7.3. Предметом анализа содержания обращений являются абсолютные и относительные показатели количества вопросов, содержащихся в обращениях заявителей, поступивших за анализируемый период.
7.4. Количественные показатели вопросов, содержащихся в обращениях, определяются по общему количеству вопросов, содержащихся в обращениях, поступивших за анализируемый период, по вопросам соответствующей систематизации, по территориям, с которых поступили обращения, содержащие соответствующие вопросы.
7.5. Относительные показатели количества вопросов, содержащихся в обращениях, поступивших за анализируемый период, определяются:
в целях выявления соответствующих предпочтений заявителей соответствующих территорий, в пределах которых расположены места их жительства, пребывания или нахождения;
в целях выявления повышенной активности заявителей соответствующих территорий, в пределах которых расположены их места жительства, пребывания или нахождения.
7.6. Анализ результатов рассмотрения обращений за анализируемый период осуществляется с использованием абсолютных и относительных показателей (долей) принятых по ним решений - "поддержано", "разъяснено", "не поддержано". Приводятся данные о количестве обращений, сроки принятия решений по которым в анализируемый период не наступили ("находятся на рассмотрении"),
7.7. Отдельно обобщаются сведения о принятых Министерством мерах по обращениям.
7.8. Расчёт относительных показателей - доли соответствующего принятого решения в общем количестве принятых решений позволяет проводить сравнение результатов рассмотрения обращений независимо от количества рассмотренных обращений.
7.9. Относительные показатели результатов рассмотрения обращений могут обобщаться и сравниваться по соответствующим периодам, по соответствующим территориям.
7.10. Анализ предпочтений заявителей соответствующих территорий, в пределах которых расположены места их жительства, пребывания или нахождения, по вопросам соответствующей систематизации позволяет при периодическом сравнении по различным анализируемым периодам в динамике выявлять постоянные или ситуативные предпочтения заявителей соответствующих территорий. При этом динамика изменения общего количества вопросов не будет влиять на динамику изменения предпочтения заявителей.
7.11. Анализ обращений и принятых по ним мер может осуществляться в следующих формах:
периодические (ежемесячные, ежеквартальные, годовые) информационно-статистические обзоры обращений заявителей;
оперативные информационные обзоры обращений заявителей;
тематические информационно-аналитические обзоры обращений заявителей;
информационные обзоры обращений заявителей.
8. Виды, формы контроля за организацией рассмотрения обращений в Министерстве и ответственность должностных лиц Министерства за нарушение порядка рассмотрения обращений
8.1. Контроль за соблюдением сроков рассмотрения обращения, направленного в адрес Министерства для принятия мер, возлагается на должностное лицо Министерства, назначенное соответствующим правовым актом, ответственное за работу с обращениями.
Контроль за организацией порядка рассмотрения обращений, поступивших в Министерство - департамент методологии и нормотворчества, а также исполнители.
8.2. Контроль за исполнением поручения по рассмотрению обращения включает в себя следующие процедуры:
постановку поручения по рассмотрению обращения на контроль;
сбор и обработку информации о ходе рассмотрения обращения;
выезд (в случае необходимости) к заявителю (группе заявителей), от которого (которых) поступило обращение;
подготовку запросов о ходе и состоянии рассмотрения обращения;
подготовку и обобщение данных о содержании и сроках рассмотрения обращения;
предоставление информации должностному лицу Министерства для принятия решения.
8.3. Контроль за своевременностью и полнотой организации рассмотрения обращений включает в себя контроль:
за соблюдением в соответствии с законодательством сроков рассмотрения обращений;
за своевременностью принятых мер при рассмотрении обращений.
8.4. Контроль за качеством и результатами организации работы с обращениями осуществляется в виде:
1) проверок:
а) объективности и полноты принятых мер при рассмотрении обращений;
б) соблюдения последовательности действий и сроков, установленных законодательством, при рассмотрении обращений;
в) соответствия законодательству работы с обращениями в Министерстве;
г) выявления причин несвоевременного и некачественного рассмотрения обращений;
2) совещаний по вопросам:
а) состояния исполнения поручений по рассмотрению обращений;
б) подготовки материалов по результатам рассмотрения обращений;
в) выработки единых подходов к устранению недостатков, выявленных в результате проверок.
8.5. В зависимости от периодичности используются следующие виды контроля за соблюдением сроков рассмотрения обращений:
текущий (ежедневный);
оперативный (еженедельный).
Проведение проверок и совещаний осуществляется по согласованию с уполномоченным лицом.
Внеплановые проверки организуются и проводятся по поручению уполномоченного лица.
8.6. Исполнитель несёт ответственность за своевременность и качество подготовки ответа заявителю и информации по результатам рассмотрения обращения.
8.7. Должностные лица Министерства привлекаются к ответственности при нарушении порядка рассмотрения обращений в соответствии с законодательством.
8.8. Персональная ответственность должностных лиц Министерства за рассмотрение обращений закреплена в их должностных регламентах.
8.9. При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нём сведений, в том числе касающихся частной жизни, без согласия заявителя. Направление обращения в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, не является разглашением сведений, содержащихся в обращениях.
8.10. При выявлении нарушений положений Федерального закона N 59-ФЗ и настоящей Инструкции направляется докладная записка на имя Министра, на основании которой рассматривается вопрос о применении в отношении исполнителя дисциплинарного взыскания в установленном законодательством порядке.
9. Порядок рассмотрения запросов о деятельности Министерства, Министра и должностных лиц Министерства
9.1. Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в модуле "Обращения граждан" в течение 3 дней со дня его поступления в Министерство. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления в Министерство.
9.2. В случае, если запрос не относится к сфере деятельности Министра, должностных лиц Министерства, он направляется департаментом в течение 7 дней со дня регистрации в Министерстве в государственный орган или орган местного самоуправления, должностному лицу, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации.
О направлении (переадресации) запроса департамент сообщает направившему запрос пользователю информацией в течение 7 дней со дня регистрации запроса в Министерстве. В случае, если Министерство не располагает сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом государственном органе, органе местного самоуправления, об этом также сообщается направившему запрос пользователю информацией в течение 7 дней со дня регистрации запроса в Министерстве.
9.3. Запрос подлежит рассмотрению в 30-дневный срок со дня его регистрации в Министерстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
9.4. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, пользователь информацией уведомляется исполнителем об отсрочке ответа на запрос в течение 7 дней со дня его регистрации в Министерстве с указанием причины такой отсрочки и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать 15 дней сверх установленного срока для ответа на запрос.
9.5. Информация о деятельности Министра и Министерства подготавливается в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация, либо в котором содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.
9.6. Информация не предоставляется в случае, если:
содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию;
в запросе не указаны почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;
запрашиваемая информация не относится к деятельности Министра и Министерства;
запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;
запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;
в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых Министром и Министерством, проведении анализа деятельности Министра и Министерства, должностных лиц Министерства или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
9.7. Уполномоченным лицом по представлению исполнителя может быть принято решение о непредоставлении информации о деятельности Министра и Министерства, должностных лиц Министерства по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена в сети "Интернет".
В этом случае в ответе на запрос указываются наименование, дата выхода и номер средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронный адрес официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
9.8. В случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен.
В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, исполнитель включает в ответ пользователю информацией запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа.
9.9. На запрос в устной форме сотрудником отдела по телефону предоставляется следующая информация:
о почтовом (электронном) адресе и режиме работы Министра и Министерства;
о компетенции Министра и Министерства, исполнительных органов Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области;
о порядке и формах обращения в адрес Министра, должностных лиц Министерства;
о порядке и времени личного приёма должностными лицами Министерства;
об установленных законодательством Российской Федерации сроках рассмотрения обращений, запросов;
о фамилиях, именах и отчествах (последнее - при наличии) лиц, ответственных за работу с обращениями;
о регистрационном номере поступившего в Министерство обращения, запроса и о том, в какой соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении, запросе вопросов, они направлены на рассмотрение;
о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства и уполномоченных лиц.
9.10. Приём, обработка, регистрация, рассмотрение, снятие с контроля запросов, направление документов и материалов по результатам рассмотрения запросов в архив производятся отделом в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
Рассмотрение запросов производится исполнителем в соответствии с компетенцией.
9.11. Устные сообщения, поступившие по телефонам Министерства, не являющиеся запросом в соответствии с требованиями Федерального закона N 8-ФЗ, регистрации в модуле "Обращения граждан" не подлежат.
9.12. На сообщения в устной форме, указанные в пункте 9.11 настоящего раздела, сотрудником отдела, принимается одно из следующих решений:
об информировании заявителя об органе, в компетенцию которого входит решение вопроса, содержащегося в устном сообщении, и порядке направления в этот орган обращения в письменной форме или в форме электронного документа в целях обеспечения его объективного и всестороннего рассмотрения;
об информировании заявителя о порядке и формах обращения в адрес Министра, должностных лиц Министерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социального развития Ульяновской области от 13 июля 2023 г. N 39-п "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Министерстве социального развития Ульяновской области"
Вступает в силу с 19 июля 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 18 июля 2023 г. N 7301202307180001
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства социального развития Ульяновской области от 30 июля 2024 г. N 98-п
Изменения вступают в силу с 1 августа 2024 г.