г. Краснодар |
|
03 августа 2018 г. |
Дело N А32-47343/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Айбатулина К.К. и Ташу А.Х., при участии от истца - товарищества собственников жилья "Радуга" (ИНН 2311117245, ОГРН 1092311002695) - Самашко О.И. (доверенность от 23.07.2018), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар, третьего лица - муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Радуга" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2018 по делу N А32-47343/2017 (судья Фахретдинов Т.Р.), установил следующее.
ТСЖ "Радуга" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации МО г. Краснодар (далее - администрация) о взыскании 163 751 рубля 70 копеек задолженности.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 13.12.2017 (резолютивная часть) иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 13.04.2018 решение отменено, в иске отказано. Суд пришел к выводу о том, что администрация не является надлежащим ответчиком в спорных правоотношениях.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить постановление и оставить в силе решение. Заявитель ссылается на то, что в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме лежит на собственнике, а не на лице, которому имущество передано на праве оперативного управления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, определением от 02.03.2018 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Так, в суде первой инстанции в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в отношении спорных помещений, согласно которой спорные нежилые помещения в рассматриваемый период находились в оперативном управлении МБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3" (далее - поликлиника; дата регистрации 03.09.2007).
В определении от 02.03.2018 суд предложил истцу обосновать предъявление им требований к администрации с учетом наличия зарегистрированного права оперативного управления поликлиники. Также истцу предложено пояснить, поддерживаются ли им исковые требования в отношении администрации.
Истец пояснил, что поликлиника не является собственником помещений и не несет обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт. Истец поддержал требования к администрации, ходатайствовал о привлечении МКУ "Горжилхоз" в качестве соответчика. Ходатайства о привлечении в качестве ответчика поликлиники истец не заявил.
Суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику и поэтому удовлетворению не подлежит.
Муниципальное образование г. Краснодар в лице администрации является собственником нежилых помещений N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 14/1, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 24/1, 25, 26, 26/1, 27, 28, 29,29/1, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 40/1, 41, 42 (литера A, a, a1); 1, 2, 3, 4, 5, 8, 8/1, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 22/2, 23, 24, 27, 28, 31, 32, 33, 33/2, 35, 36, 39, 41, 44, 45. 48, 49, 50, 53, 53/1, 54, 55, 56, 56/1, 58, 58/1, 58/2, 59, 60, 60/1, 61, 62, 62/1, 63, 64, 64/1, 65 (первый этаж;
литера А) площадью 2198,6 кв. м с кадастровым номером 23:43:0137002:371, находящихся по адресу: г. Краснодар. Прикубанский округ, ул. им. Тургенева, д. 203, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 10.10.2017 N 99/2017/30737270 и сторонами не оспаривается.
Названные нежилые помещения многоквартирного дома находились в спорный период в оперативном управлении поликлиники (дата регистрации 03.09.2007).
Истец является управляющей компанией в отношении указанного здания.
Истец указывает, что у ответчика перед истцом образовалась задолженность по платежам "капитальный ремонт общего имущества" за период с ноября 2014 года по декабрь 2015 года включительно в размере 163 751 рубля 70 копеек.
Претензии истца оставлены ответчиком без удовлетворения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса).
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Судом установлено, что в отношении спорных помещений за поликлиникой 03.09.2007 зарегистрировано право оперативного управления.
Таким образом, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Суд предлагал истцу уточнить позицию по делу с учетом зарегистрированного права оперативного управления за поликлиникой.
Истец своей процессуальной возможностью не воспользовался.
Основания для удовлетворения ходатайства истца о привлечении в качестве соответчика МКУ "Горжилхоз" отсутствуют. Доказательства государственной регистрации спорных объектов на каком-либо праве за МКУ "Горжилхоз" в материалы дела не представлены.
Как обоснованно указал апелляционный суд, с 25.08.2016 постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 25.08.2016 N 3913 полномочия по внесению платы за содержание и ремонт нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах и находящихся в собственности муниципального образования город Краснодар, возложены на МКУ "Горжилхоз". Вместе с тем само по себе возложение собственником обязанности по несению расходов на третье лицо не влечет замену обязанного лица в правоотношениях с истцом до оформления соответствующего соглашения между истцом и третьим лицом. Данная обязанность перед истцом может возникнуть у МКУ "Горжилхоз" в силу соответствующего соглашения, а в силу закона данная обязанность у МКУ "Горжилхоз" по названным выше основаниям отсутствует.
Как пояснил сам истец, договор с МКУ "Горжилхоз" в отношении внесения соответствующих взносов заключен 13.03.2018 и действует с 01.01.2018, то есть не относим к спорному периоду.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд правильно отказал в иске.
Доводы жалобы основаны на неправильном понимании товариществом приведенных норм права.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2018 по делу N А32-47343/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 августа 2018 г. N Ф08-5567/18 по делу N А32-47343/2017