г. Краснодар |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А20-2899/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Рассказова О.Л. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Урвантеплосервис" (ОГРН 1090724000102) - Сиюхова Р.А. (доверенность от 19.09.2017), в отсутствие заинтересованного лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, третьих лиц: местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республике, открытого акционерного общества "Урвантеплоэнерго" (ОГРН 1090724000102), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы открытого акционерного общества "Урвантеплосервис" и местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.12.2017 (судья Шокумов Ю.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 по делу N А20-2899/2017 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.), установил следующее.
ОАО "Урвантеплосервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительными уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости от 10.06.2017 N 07/003/054/2017-510, 07/003/054/2017-512, 07/003/054/2017-514, 07/003/054/2017-515, 07/003/054/2017-516, 07/003/054/2017-518 и возложении обязанности на управление произвести государственную регистрацию права собственности за обществом на указанные объекты недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация) и ОАО "Урвантеплоэнерго".
Решением от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.03.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах общество и администрация просят отменить судебные акты и удовлетворить требования. Заявители указывают на то, что общество является правопредшественником ОАО "Урвантеплоэнерго", которое было создано в 2003 году в соответствии с законодательством о приватизации (путем внесения в уставный капитал общества спорного муниципального имущества); приватизация объектов теплоснабжения не противоречит закону, так как статья 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежит применению к спорным правоотношениям (далее Закон N 178 -ФЗ). В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) общество предоставило управлению документы правопредшественника (ОАО "Урвантеплоэнерго"), свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество, в связи с чем оспариваемые отказы незаконны.
Определением суда от 24.07.2018 в составе суда в связи с нахождением в отпуске произведена замена судьи Коржинек Е.Л. на судью Садовникова А.В.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационных жалоб, просил отменить судебные акты.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании пункта 4 части 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик Российской Федерации и муниципальную собственность" в соответствии с постановлением Верховного Совета КБССР от 07.02.1992 N 974-XXII-В "О муниципальной собственности в Кабардино-Балкарской ССР" по акту приема-передачи от 09.10.2003 в муниципальную собственность Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики переданы объекты недвижимости, в том числе:
- здание котельной, нежилое, 1-этажное, общей площадью 436,1 кв. м с кадастровым номером 07:07:0500000:15329, расположенное по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала, ул. Ошнокова, б/н;
- здание котельной, нежилое, 2-этажное, общей площадью 443,4 кв. м с кадастровым номером 07:07:0500000:5235, расположенное по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала, ул. Жамборова, б/н;
- здание котельной юго-западного района, нежилое, 1-этажное, общей площадью 215,6 кв. м с кадастровым номером 07:07:0500000:15110, расположенное по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала;
- теплотрасса "Молодежная" протяженностью 3525 м, диаметр труб 57 мм. 325 мм, с кадастровым номером 07:07:0500000:15293, расположенная по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала;
- теплотрасса "Жамборова" протяженностью 2046 м, диаметр труб 39 мм. 325 мм, с кадастровым номером 07:07:0500000:15120, расположенная по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала;
- теплотрасса "Юго-Западный район" протяженностью 2 299 м, диаметр труб 89 мм. 273 мм, с кадастровым номером 07:07:0500000:15127, расположенная по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала.
Право муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в реестре недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.12.2003 и выписками из реестра недвижимости.
Постановлением администрации Урванского района Кабардино-Балкарской Республики от 19.05.2003 N 118 создано ОАО "Урвантеплоэнерго" путем внесения в его уставный капитал имущественного комплекса муниципальных теплосетей.
Актом приема-передачи от 17.10.2003 имущество, указанное в перечне (приложение N 1 на 35 листах), передано вновь созданному ОАО "Урвантеплоэнерго" (т. 1, л. д. 34).
Решением Совета местного самоуправления Урванского муниципального района КБР от 31.10.2008 N 6 общество реорганизовано в форме выделения из состава ОАО "Урвантеплоэнерго". Часть имущества, а также прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, переданы выделяемому обществу.
По акту приема-передачи от 01.02.2009 с приложением N 1 (перечень имущества) названные объекты переданы в уставный капитал общества.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.04.2013 по делу N А20-2258/2013 ОАО "Урвантеплоэнерго" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.11.2016 по делу N А20-445/2016 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Для целей осуществления государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости общество обратилось в управление с заявлениями от 27.02.2017 и 28.02.2017.
Уведомлениями от 10.06.2017 07/003/054/2017-510, 07/003/054/2017-512, 07/003/054/2017-514, 07/003/054/2017-515, 07/003/054/2017-516 и 07/003/054/2017-518 управление отказало обществу в государственной регистрации перехода права собственности.
Общество, полагая, что отказы управления нарушают его права и законные и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказов незаконными и возложении на управление обязанности осуществить регистрационные действия.
Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса).
Право собственности на недвижимое имущество в силу пункта 1 статьи 131 и статьи 8.1 Гражданского кодекса возникает с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации, в частности, государственная регистрация прав осуществляется на основании договора и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2).
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (статьи 57 - 59 Гражданского кодекса).
Применительно к этим нормам Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 11 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что иной, по сравнению с моментом государственной регистрации, момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица - момент завершения реорганизации юридического лица.
Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Вместе с тем из материалов дела следует, что переход права собственности на спорные объекты недвижимости от муниципального образования Урванский муниципальный район Кабардино-Балкарской Республики к ОАО "Урвантеплоэнерго" в установленном порядке не зарегистрирован, в связи с чем право собственности на это имущество у ОАО "Урвантеплоэнерго", созданного в 2003 году, то есть после введения регистрационной системы прав на недвижимое имущество (1998 год) и не в процессе преобразования муниципального унитарного предприятия в акционерное общество, с учетом положений статьи 8.1 Гражданского кодекса (принцип внесения) не возникло.
Поскольку указанное недвижимое имущество ОАО "Урвантеплоэнерго" не принадлежало, право собственности на него не могло быть передано и перейти к обществу.
Основанием для государственной регистрации перехода права собственности от муниципального образования к ОАО "Урвантеплоэнерго" на объекты, переданные ему в процессе создания в 2003 году, являются акты об условиях приватизации, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке (пункт 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Вместе с тем имеющимися в деле доказательствами не подтверждается, что заявленные к регистрации объекты включены в состав приватизируемого ОАО "Урвантеплоэнерго" имущества. Суд истребовал соответствующие доказательства, подтверждающие состав и стоимость имущества, переданного ОАО "Урвантеплоэнерго" в процессе приватизации (приложение на 35 листах к акту приема-передачи от 17.03.2003), однако такие доказательства не представлены как в регистрирующий орган, так и суду (т. 3, л. д. 17).
Суд также обоснованно указал, что согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы только в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Данной нормой установлен запрет на приватизацию используемых по назначению объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
При таких обстоятельствах оспариваемые отказы управления в регистрации права собственности соответствуют закону.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.12.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 по делу N А20-2899/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для государственной регистрации перехода права собственности от муниципального образования к ОАО "Урвантеплоэнерго" на объекты, переданные ему в процессе создания в 2003 году, являются акты об условиях приватизации, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке (пункт 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Вместе с тем имеющимися в деле доказательствами не подтверждается, что заявленные к регистрации объекты включены в состав приватизируемого ОАО "Урвантеплоэнерго" имущества. Суд истребовал соответствующие доказательства, подтверждающие состав и стоимость имущества, переданного ОАО "Урвантеплоэнерго" в процессе приватизации (приложение на 35 листах к акту приема-передачи от 17.03.2003), однако такие доказательства не представлены как в регистрирующий орган, так и суду (т. 3, л. д. 17).
Суд также обоснованно указал, что согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы только в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Данной нормой установлен запрет на приватизацию используемых по назначению объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2018 г. N Ф08-4985/18 по делу N А20-2899/2017