Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 17 июля 2023 г. N 297-а
Государственная программа
Костромской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Костромской области"
Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере управления государственными финансами и государственным долгом Костромской области
Раздел I. Оценка текущего состояния сферы управления государственными финансами и государственным долгом Костромской области
1. Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Костромской области.
Бюджетная политика региона направлена на достижение национальных целей в реализации национальных и региональных проектов, обеспечение инфраструктурного развития Костромской области, безусловное выполнение всех публично нормативных обязательств, реализацию указов Президента Российской Федерации, повышение благосостояния населения, качества и комфортности жизни людей, поддержку малого и среднего предпринимательства, промышленности, сельского хозяйства.
Ведется работа по реализации стратегии цифровой трансформации, финансовой поддержке муниципальных образований и обеспечению сбалансированности бюджета на долгосрочный период.
2. По итогам 2022 года доходы консолидированного бюджета Костромской области исполнены в сумме 57 492,2 млн. рублей, налоговые и неналоговые доходы в сумме 37 436,6 млн. рублей с ростом к прошлому году на 3 171,1 млн. рублей, или на 9,3 процента.
Положительная динамика поступлений отмечена в том числе по бюджетообразующим доходным источникам:
1) налогу на доходы физических лиц - на 2 185,0 млн. рублей, или 19,8 процента в связи с выплатой премий и дивидендов в организациях, относящихся к отрасли "Финансовая и страховая деятельность", увеличением фонда оплаты труда в отдельных отраслях экономики;
2) акцизам - на 625,9 млн. рублей, или 10,4 процента, что обусловливается увеличением налоговых ставок и увеличением объема реализации подакцизных товаров, в основном по акцизам на нефтепродукты;
3) налогам на имущество - на 250,6 млн. рублей, или 7,6 процента;
4) неналоговым доходам - на 913,7 млн. рублей, или 32,4 процента в связи с увеличением поступлений доходов от платы за использование лесов, а также доходов от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Плановый объем доходов консолидированного бюджета Костромской области на 2023 год по состоянию на 1 июня 2023 года составляет 59 067,0 млн. рублей с ростом к уровню 2022 года на 1 574,8 млн. рублей, или 2,7 процента.
3. Исполнение расходов консолидированного бюджета Костромской области в 2022 году составило 60 624,6 млн. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 18,2 процента.
Наибольший удельный вес в общем объеме расходов составили расходы на образование - 25,2 процента (15 290,7 млн. рублей), поддержку национальной экономики - 25,0 процента (15 128,6 млн. рублей), социальную политику - 18,6 процента (11 263,6 млн. рублей), здравоохранение - 9,4 процента (5 690,0 млн. рублей), жилищно-коммунальное хозяйство - 8,5 процента (5 158,6 млн. рублей).
Расходы консолидированного бюджета Костромской области на 2023 год по состоянию на 1 июня 2023 года запланированы на уровне предыдущего года и составляют 60 518,5 млн. рублей.
4. В 2022 году бюджетам муниципальных образований Костромской области передано межбюджетных трансфертов в сумме 18 965,1 млн. рублей с ростом к уровню прошлого года на 12,1 процента. Данные средства позволили обеспечить необходимый объем средств на первоочередные расходы, а также поддержать приоритетные направления социально-экономического развития муниципальных образований Костромской области.
Объем межбюджетных трансфертов, запланированный по состоянию на 1 июня 2023 года к предоставлению из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области в 2023 году, составляет 16 622,7 млн. рублей.
5. Областной бюджет в 2022 году исполнен с дефицитом в сумме 2 939,5 млн. рублей. Уровень дефицита областного бюджета не превышает предельных значений, установленных бюджетным законодательством.
В 2023 году областной бюджет по состоянию на 1 июня 2023 года сформирован с дефицитом в сумме 357,1 млн. рублей.
Бюджеты городских округов за 2022 год исполнены с дефицитом в сумме 156,0 млн. рублей, бюджеты муниципальных районов - с дефицитом в сумме 38,9 млн. рублей, бюджеты муниципальных округов - с дефицитом в сумме 1,7 млн. рублей.
6. По состоянию на 1 января 2023 года государственный долг Костромской области составил 23 688,0 млн. рублей, или 80,7 процента от поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2022 год. Долговые обязательства имеются только по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.
За 1 полугодие 2023 года изменений в объеме и структуре государственного долга Костромской области не произошло.
В 2022 году бюджетные кредиты из федерального бюджета привлекались в целях реализации инфраструктурных проектов на территории области в рамках федерального инфраструктурного меню и на замещение рыночного долга.
В 2022 году бюджету Костромской области предоставлен бюджетный кредит в сумме 1 099,5 млн. рублей на реализацию инфраструктурного проекта "Комплексное развитие территорий в городском округе город Мантурово и Нейском муниципальном округе Костромской области в составе мероприятия "Газификация Костромской области (г. Нея, г. Мантурово)".
В 3 квартале 2023 года планируется привлечение бюджетных кредитов в объеме 558,6 млн. рублей для опережающего финансирования мероприятий национальных проектов по расходам по ремонту автомобильных дорог и реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения. Благодаря средствам бюджетных кредитов уже до конца 2023 года будет обеспечено выполнение ранее планировавшихся на 2024 год капитальных работ по национальным проектам "Безопасные качественные дороги" и "Здравоохранение". Кроме того, в 2023 году в областной бюджет планируется привлечь специальные казначейские кредиты на модернизацию коммунальной инфраструктуры города Костромы, а также обновление парка автобусов. Эти кредитные ресурсы обеспечивают вклад в социально-экономическое развитие региона, а также создают необходимый задел для наращивания собственной доходной базы в долгосрочной перспективе.
За счет поэтапного замещения банковских кредитов бюджетными кредитами расходы на обслуживание регионального долга ежегодно имеют тенденцию к сокращению. За 2022 год в сравнении с 2021 годом они сокращены на 71,9 процента и составили 68,9 млн. рублей.
Ответственная долговая политика в сочетании с ростом собственных доходов консолидированного бюджета Костромской области позволяют поддерживать уровень кредитоспособности региона на стабильном уровне. В июне 2023 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) подтвердило кредитный рейтинг Костромской области по национальной шкале на уровне "BВВ+(RU)" прогноз "Стабильный".
Регион отнесен Министерством финансов Российской Федерации к группе субъектов Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости.
7. Объем муниципального долга на 1 января 2023 года составил 6 183,7 млн. рублей, из них долговые обязательства перед областным бюджетом - 5 611,9 млн. рублей, или 90,8 процента.
В 2022 году за счет средств бюджетного кредита из федерального бюджета бюджетам муниципальных образований предоставлены бюджетные кредиты для замещения долговых обязательств муниципальных образований по банковским кредитам на сумму 4 853,5 млн. рублей. Указанная финансовая поддержка местным бюджетам обеспечила экономию средств по расходам на обслуживание муниципального долга свыше 500 млн. рублей ежегодно.
8. Просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета Костромской области за 2022 год сокращена на 38,2 процента и по состоянию на 1 января 2023 года составила 461,7 млн. рублей, в том числе по областному бюджету - 16,9 млн. рублей. В 2022 году проведена инвентаризация задолженности, в том числе перед субъектами малого и среднего предпринимательства, обеспечена ритмичность расчетов и соблюдение графика погашения просроченной задолженности.
9. Ключевой задачей бюджетной и налоговой политики, проводимой регионом, стала минимизация последствий кризисных явлений в экономике с сохранением сбалансированности бюджета и его социальной направленности.
Основными инструментами реализации данной задачи являлись:
1) выполнение первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Костромской области;
2) сохранение благоприятного инвестиционного климата и стимулирование экономической активности в регионе;
3) обеспечение сбалансированности бюджетов за счет реализации комплекса мер по росту доходов и оптимизации расходов;
4) минимизация финансовых рисков при управлении долговыми обязательствами, в том числе за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета для замещения рыночных заимствований областного и местных бюджетов.
10. Необходимость разработки государственной программы Костромской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Костромской области" (далее - Государственная программа) обусловлена:
1) консолидацией финансовых ресурсов в бюджетной системе Костромской области для решения задач социально-экономического развития региона;
2) "обеспечительным" характером данной Государственной программы, которая ориентирована на создание общих условий и механизмов финансового обеспечения реализации государственных программ Костромской области;
3) масштабностью и сложностью задачи развития собственной доходной базы и повышения эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов в условиях напряженной геополитической обстановки.
Раздел II. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
11. Государственная программа направлена на достижение следующих стратегических приоритетов и целей государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами":
1) совершенствование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
2) содействие сбалансированному исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
3) сокращение долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и принятие мер по ограничению роста государственного долга;
4) повышение качества управления финансами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
12. Для достижения указанных приоритетов и целей для Костромской области установлены значения показателей "Доля просроченной кредиторской задолженности бюджета Костромской области и местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета Костромской области (включая просроченную кредиторскую задолженность бюджетных и автономных учреждений)" и "Уровень долговой нагрузки по рыночным заимствованиям Костромской области".
Раздел III. Описание приоритетов государственной политики в сфере реализации Государственной программы
13. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены в следующих стратегических документах:
1) Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
2) Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) постановлении Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами";
4) Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р;
5) Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 12 июля 2021 года N 165-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года".
14. В соответствии с документами, указанными в пункте 13 настоящей Государственной программы, в новых экономических и финансовых условиях, обусловленных внешним санкционным давлением, сформированы приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы.
15. В рамках бюджетной политики Костромской области для Государственной программы сформированы следующие приоритеты:
1) обеспечение сбалансированности областного бюджета;
2) концентрация бюджетных и управленческих ресурсов на экономических и социальных направлениях, способствующих достижению национальных целей развития, а также реализации инициатив и проектов губернатора области, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния населения области;
3) повышение эффективности использования бюджетных средств;
4) приоритет расходных обязательств, которые могут быть обеспечены финансовой поддержкой со стороны федерального центра;
5) исключение мероприятий с низкой эффективностью;
6) принятие новых расходных обязательств только по результатам оценки и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения;
7) своевременное и полное выполнение социальных обязательств, повышение качества жизни и благосостояния жителей области;
8) повышение качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств.
16. В рамках налоговой политики Костромской области для Государственной программы сформированы следующие приоритеты:
1) улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования инвестиций в модернизацию и развитие новых производств;
2) обоснованность и эффективность применения региональных налоговых льгот, совершенствование правовой основы для проведения оценки бюджетной и экономической эффективности налоговых льгот;
3) сохранение предпринимательской активности, содействие среднему и малому бизнесу для создания благоприятных условий предпринимательской деятельности;
4) реализация принципа налогообложения по имущественным налогам исходя из кадастровой стоимости;
5) содействие занятости населения и создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан;
6) повышение уровня собираемости доходов бюджетов посредством проведения мероприятий по сокращению задолженности, легализации налоговой базы;
7) совершенствование налогового администрирования, взаимодействия и совместной работы с главными администраторами доходов областного бюджета;
8) повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.
17. В рамках долговой политики Костромской области для Государственной программы сформированы следующие приоритеты:
1) укрепление устойчивости бюджетной системы Костромской области и поддержание кредитных рейтингов региона;
2) минимизация объема заимствований для покрытия дефицита областного бюджета;
3) своевременное рефинансирование долговых обязательств Костромской области по срокам их погашения;
4) снижение долговой нагрузки на областной бюджет;
5) управление финансовыми рисками при осуществлении заимствований, в том числе за счет привлечения преимущественно среднесрочных кредитов и равномерного распределения погашения долга по годам;
6) обеспечение эффективности государственных заимствований, в том числе минимизация расходов на обслуживание долговых обязательств и гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков с использованием наиболее благоприятных форм заимствований;
7) расширение практики использования долговых инструментов в рамках федерального "инфраструктурного меню".
18. В рамках основных подходов к формированию межбюджетных отношений для Государственной программы сформированы следующие приоритеты:
1) предоставление местным бюджетам нецелевой финансовой поддержки с сохранением действующих основных подходов к распределению дотации на выравнивание;
2) формирование дополнительных доходных источников местных бюджетов;
3) сокращение дифференциации в уровне экономического развития и бюджетной обеспеченности с помощью применения стимулирующих механизмов;
4) повышение результативности расходования полученных из областного бюджета целевых межбюджетных трансфертов и выполнения обязательств по достижению целей их предоставления;
5) укрепление финансовой дисциплины, соблюдение органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, экономия и эффективное использование бюджетных ресурсов;
6) повышение качества управления муниципальными финансами;
7) мониторинг выполнения муниципальными образованиями области обязательств по уровню рыночного долга, принятых в рамках программы реструктуризации бюджетных кредитов и предоставления дотаций;
8) интеграция муниципальных округов в бюджетную систему региона;
9) распределение максимального количества межбюджетных трансфертов при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
10) повышение предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета.
Раздел IV. Цели Государственной программы
19. Целями Государственной программы являются:
1) минимизация дефицита областного бюджета на уровне не более 10 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений ежегодно;
2) сокращение доли просроченной кредиторской задолженности бюджета Костромской области и местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета Костромской области к 2030 году до 1,39 процента (включая просроченную кредиторскую задолженность бюджетных и автономных учреждений);
3) непревышение уровня долговой нагрузки по рыночным заимствованиям Костромской области более 25 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Костромской области до 2030 года;
4) сокращение доли общего объема государственного долга Костромской области в сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений к 2030 году до 35 процентов.
20. Для обеспечения минимизации дефицита областного бюджета на уровне не более 10 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений ежегодно в рамках комплекса процессных мероприятий "Обеспечение реализации государственной программы Костромской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Костромской области" департаментом финансов Костромской области планируется реализовать меры по улучшению качества бюджетного процесса на территории Костромской области, направленные на обеспечение сбалансированности областного бюджета, повышение надежности бюджетного планирования, обеспечение реалистичности оценок доходов, источников финансирования дефицита, потребности в средствах на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств, повышение эффективности использования бюджетных средств.
21. Сокращение доли просроченной кредиторской задолженности бюджета Костромской области и местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета Костромской области к 2030 году до 1,39 процента (включая просроченную кредиторскую задолженность бюджетных и автономных учреждений) планируется осуществить за счет проведения взвешенной бюджетной политики, направленной в том числе на поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и выравнивание финансовых возможностей местных бюджетов, что позволит обеспечить сбалансированность местных бюджетов для своевременного исполнения их первоочередных расходов и создание условий для предоставления жителям Костромской области установленного Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечня муниципальных услуг, отнесенных к вопросам местного значения, вне зависимости от места жительства на территории Костромской области.
22. Непревышению уровня долговой нагрузки по рыночным заимствованиям Костромской области более 25 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Костромской области до 2030 года будет способствовать поддержание текущего уровня кредитоспособности региона за счет подтверждения кредитного рейтинга, присвоенного по национальной рейтинговой шкале.
23. Сокращение доли общего объема государственного долга Костромской области в сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений к 2030 году до 35 процентов будет обеспечено за счет увеличения собственной доходной базы, сохранения безопасного уровня долговой нагрузки на областной бюджет, выполнения условий государственных контрактов и соглашений на привлечение заемных средств, отсутствия штрафов и пеней за нарушение сроков исполнения долговых обязательств.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Костромской области от 17 июля 2023 г. N 297-а "Об утверждении государственной программы Костромской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.