Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 17 июля 2023 г. N 302-а
Государственная программа
Костромской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области"
Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами
Раздел I. Оценка текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами в Костромской области
1. Исторически жилищно-коммунальное хозяйство является одной из значимых отраслей экономики. Стабильность работы отрасли и уровень услуг, предоставляемых жилищно-коммунальным комплексом, определяют социальный климат в регионе, обеспечивают занятость и доходы граждан, а также вносят непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан.
2. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Костромской области и Российской Федерации заключалось в нескольких важных этапах, в ходе которых были, в целом, выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
3. На текущий момент базовыми компонентами улучшения качества жизни граждан являются своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой, повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
4. Жилищный фонд Костромской области, по данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2022 года насчитывал 18 842,14 тыс. квадратных метров общей площади жилых помещений, из них в аварийном состоянии - 149,6 тыс. квадратных метров.
5. Всего на территории Костромской области - 6,96 тыс. многоквартирных домов, из них 5,45 тыс. многоквартирных домов общей площадью 11 277,62 тыс. квадратных метров включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества.
6. В управлении управляющими организациями находится 51,0 процент многоквартирных домов, у товариществ собственников жилья (ТСЖ) - 3,0 процента, в непосредственном управлении находится 41,0 процент многоквартирных домов, 5,0 процентов - не выбран способ управления.
7. Проблемы в сфере управления многоквартирными домами в Костромской области являются одними из наиболее социально острых и социально значимых.
8. Недостаточная заинтересованность населения в решении вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства препятствует организации эффективного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
9. В рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области в период с ноября 2014 года по декабрь 2022 года проведен капитальный ремонт в 2,75 тыс. многоквартирных домах на общую сумму 3 545,33 млн. рублей.
10. Уровень физического износа жилищного фонда на начало 2023 года составил 28,0 процентов.
11. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации обязанность по финансированию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов возложена на собственников помещений в таких домах.
12. Законодательством предусмотрено создание условий для возможности накопления средств собственников, обеспечивающих их сохранность. Аккумулирование накоплений возможно как на специальном банковском счете, открываемом для отдельно взятого многоквартирного дома, так и на счетах специализированной некоммерческой организации, создаваемой субъектом Российской Федерации. При этом в отношении последней субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за все убытки, причиненные собственникам помещений многоквартирного дома как в связи с некачественным управлением средствами, так и в связи с некачественным либо несвоевременно проведенным ремонтом.
13. Особое значение имеет размер минимального взноса, устанавливаемый исполнительными органами Костромской области, который должен обеспечивать необходимый объем накоплений для проведения всего комплекса работ по капитальному ремонту за период действия региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленный на территории Костромской области на 30 лет, и в то же время быть доступным для граждан, не приводя к ситуации невозможности осуществления данных накоплений. Учитывая текущее социально-экономическое положение населения, следует признать, что установить экономически обоснованный и необходимый объем такого взноса в ближайшие годы не представляется возможным, следовательно, необходимо прогнозировать недостаточность накоплений на своевременное проведение капитального ремонта за счет взносов собственников, а значит, предусматривать иные дополнительные источники финансирования этих работ.
14. Основными в жилищной сфере являются следующие проблемы:
1) отсутствие эффективной системы финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и стимулирования собственников к принятию решений, необходимых для своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;
2) низкий уровень самоорганизации собственников помещений в многоквартирных домах для совместного решения важных вопросов по управлению многоквартирным домом, формированию платы за жилое помещение (управление, содержание и текущий ремонт), осуществлению контроля за выполнением управляющей организацией своих обязательств по договору управления, контроля качества предоставления коммунальных услуг и формирования платы за коммунальные услуги.
15. Состояние жилищной и коммунальной сферы в Костромской области имеет существенные муниципальные различия. Характеристики благоустройства жилищного фонда Костромской области следующие:
1) удельный вес площади жилищного фонда Костромской области, оборудованного водопроводом, составил 79,0 процентов, канализацией - 70,0 процентов, централизованным отоплением - 71,0 процент;
2) сельский жилой фонд существенно уступает по уровню комфорта городскому. В сельской местности удельный вес площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составил 60,0 процентов, канализацией - 37,0 процентов, централизованным отоплением - 44,0 процента.
16. По итогам 2022 года в централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении на территории Костромской области используются 610 подземных и 8 поверхностных источников водоснабжения (водозаборов). Общая протяженность сетей водоснабжения Костромской области составляет 3,08 тыс. километров.
17. В 2022 году в централизованную систему водоснабжения подано 39 998,82 тыс. куб. метров воды. Общий объем потерь воды в водопроводных сетях составляет 10 571,30 тыс. куб. метров (26,4 процента ко всей подаче воды).
18. Физический износ сетей водоснабжения Костромской области составляет 66,9 процента, объектов водозабора - 70,5 процента, объектов водоподготовки - 32,1 процента, водоносных объектов - 54,5 процента.
19. Система теплоснабжения Костромской области состоит из 681 отопительной котельной, 907,00 километров тепловых сетей.
20. За 2021 год произведено 3 704,70 тыс. Гкал тепловой энергии. Удельный вес потерь тепловой энергии в общем количестве поданного в сеть тепла составляет - 23,4 процента, удельный вес тепловых сетей, нуждающихся в замене - 46,0 процентов.
21. Проблема ветшания объектов коммунального хозяйства остается актуальной. Высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, отставание темпов замены сетей инженерно-технического обеспечения от требуемого согласно нормативному сроку их службы, высокая аварийность являются следствием недостаточного финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
22. Текущее состояние жилищно-коммунального комплекса является сдерживающим фактором дальнейшего развития населенных пунктов Костромской области. Высокая стоимость эксплуатационных затрат, с одной стороны, и социально обоснованные ограничения цены тарифов на коммунальные услуги, с другой, не позволяют осуществлять компаниям масштабные инвестиции в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, предназначенные для реконструкции, расширения, нового строительства основных фондов систем жизнеобеспечения, заключать концессионные соглашения.
23. Механизм концессионных соглашений эффективен в крупных муниципальных образованиях с привлекательными для инвесторов тарифами на объекты коммунальной инфраструктуры. В то же время существует значительное количество малых городов и сельских поселений, в которых концессионный механизм не является для инвесторов результативным.
24. Характерной особенностью тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства остается существенный разброс цен и тарифов, который обусловлен в одних случаях региональными особенностями формирования энергетических и коммунальных систем, в других - жестким регулированием, в третьих - низкой эффективностью организаций жилищно-коммунального хозяйства.
25. Еще одной системной проблемой жилищно-коммунального хозяйства является задолженность граждан и организаций за потребленные услуги и ресурсы: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, газ и электроэнергию. Долги за ресурсы и услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства на основании формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (ресурсы) "Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы" за январь - декабрь 2022 года составили 6 025,00 млн. рублей, из них долги населения и исполнителей коммунальных услуг - 2 657,10 млн. рублей, организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, - 392,30 млн. рублей, прочих потребителей - 2 235,80 млн. рублей.
26. По видам экономической деятельности доля убыточных организаций составила за 2022 год:
"Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха" - 50,0 процентов;
"Забор, очистка и распределение воды" - 77,8 процента;
"Сбор и обработка сточных вод" - 33,3 процента.
27. Решение этих проблем является приоритетом развития сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Раздел II. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
28. Государственная программа "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области" (далее - Государственная программа) направлена на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" в рамках Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и должна обеспечить повышение уровня жизни граждан Костромской области за счет повышения комфортности городской среды, обеспечения качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства.
29. Посредством реализации Государственной программы выполняются следующие параметры государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации":
1) цели:
улучшение жилищных условий граждан;
обеспечение качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства;
2) целевые показатели:
улучшение жилищных условий не менее 5,0 млн. семей ежегодно;
обеспечение качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства к 2030 году не менее 50,0 процентам населения.
30. Реализация Государственной программы направлена на достижение национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации в рамках федерального проекта "Чистая вода", входящего в состав национального проекта "Жилье и городская среда".
Раздел III. Описание приоритетов государственной политики в сфере реализации Государственной программы
31. Жилье входит в число базовых потребностей человека, поэтому одна из важнейших задач - обеспечение граждан качественным и доступным жильем. Вместе с тем, демографические изменения, ускорение темпов урбанизации, изменения в научно-технологическом развитии формируют глобальные вызовы для жилищной сферы.
32. Первым приоритетом государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания граждан. Учитывая, что основную часть жизненного цикла жилого дома занимает период эксплуатации, особую актуальность имеет проблема своевременного обновления жилищного фонда за счет проведения капитального ремонта.
33. В рамках данного приоритета должны быть реализованы меры:
1) по обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе увеличения уровня их благоустройства (обеспеченности коммунальными услугами), существенного повышения их энергетической эффективности, путем внедрения устойчивых механизмов и инструментов финансовой поддержки проведения реконструкции и капитального ремонта;
2) по улучшению качества управления и содержания общего имущества многоквартирных домов путем поддержки объединений собственников жилья и развития конкуренции в сфере управления жилой недвижимостью;
3) по совершенствованию системы государственного учета жилищного фонда, контроля и надзора за техническим состоянием жилых зданий.
34. С целью развития институтов для выработки общей позиции собственников по заказу жилищно-коммунальных услуг должно стимулироваться создание товариществ собственников жилья путем снижения административных барьеров, информационно-разъяснительной работы, популяризации лучших практик.
35. В законодательстве Российской Федерации сформированы необходимые правовые основы для создания в субъектах Российской Федерации эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет организационного обеспечения процесса планирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов и вовлечения в его финансирование средств собственников помещений многоквартирных домов.
36. В целях создания долгосрочных устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в субъектах Российской Федерации должны быть реализованы мероприятия по созданию системы финансового и организационного обеспечения проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов с учетом возможностей бюджетов. В этих целях необходимо принятие нормативных правовых актов, направленных на создание и обеспечение функционирования региональной системы капитального ремонта. На собственников помещений в многоквартирных домах должна быть возложена обязанность по формированию фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем внесения ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
37. Вторым приоритетом является повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов. Решение этой задачи связано с принципиальным улучшением инвестиционного климата в коммунальном секторе.
38. В рамках данного приоритета должны быть реализованы меры:
1) по развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, в основном, на основе мероприятий модернизации, учитывающих документы территориального планирования;
2) по созданию благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство
3) по формированию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
4) по увеличению доли инвестиционных расходов в общем объеме расходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
5) по развитию кредитно-финансовых механизмов модернизации коммунальной инфраструктуры;
6) по переходу организаций коммунального комплекса на долгосрочное тарифное регулирование;
7) по снижению среднего уровня износа коммунальной инфраструктуры;
8) по улучшению показателей качества, надежности, безопасности поставляемых коммунальных ресурсов и повышение прозрачности деятельности поставщиков коммунальных услуг.
39. Это позволит повысить качество коммунальных услуг, обеспечить высокую надежность их предоставления, прозрачность деятельности поставщиков коммунальных услуг.
40. Третий приоритет предполагает решение проблемы обеспечения населения Костромской области качественной питьевой водой, которое осуществляется в рамках федерального проекта "Чистая вода".
41. В рамках данного приоритета должны быть реализованы меры:
1) по дифференциации подходов к выбору технологических схем водоснабжения населения крупных и средних городов, малых городов и сельских поселений;
2) по повышению качества разработки схем водоснабжения в части их соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
3) по устранению причин несоответствия качества воды, подаваемой населению, гигиеническим нормативам;
4) по повышению качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения.
42. В целях реализации вышеуказанных приоритетов муниципальным образованиям Костромской области из областного бюджета предоставляются субсидии:
1) на обеспечение мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) систем коммунальной инфраструктуры, в том числе в отношении линейных объектов по капитальному ремонту. Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области на обеспечение мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) систем коммунальной инфраструктуры, в том числе в отношении линейных объектов по капитальному ремонту, представлен в приложении N 1 к Государственной программе;
2) на обеспечение мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения. Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области по обеспечению мероприятий "Строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения (за счет бюджетных инвестиций, капитальных вложений в объекты муниципальной собственности Костромской области)" представлен в приложении N 2 к Государственной программе.
Раздел IV. Цели Государственной программы
43. В соответствии с долгосрочными приоритетами государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также целевыми ориентирами, определенными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", направленными на создание инфраструктурных условий для решения задач модернизации экономики и общественных отношений, а также с учетом комплексной оценки текущего состояния жилищно-коммунальной отрасли, определены цели Государственной программы:
1) улучшение к 2030 году жилищных условий на основе реализации региональной программы капитального ремонта в 4,0 тыс. многоквартирных домов для 400,0 тыс. человек;
2) обеспечение устойчивого финансового состояния отраслевых предприятий, благодаря чему доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства Костромской области к 2030 году снизится до 63,0 процентов;
3) увеличение численности населения Костромской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, к концу 2030 года на 11,0 тыс. человек по сравнению с соответствующей численностью в 2022 году;
4) повышение качества предоставления коммунальных услуг к концу 2030 года для 9,74 тыс. человек населения Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.