г. Краснодар |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А32-5867/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.И. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования Кореновский район (ИНН 2335008580, ОГРН 10223040112169) - Пивовар И.Н. (доверенность от 15.12.2017), от ответчика - Департамента строительства Краснодарского края (ИНН 2308190196, ОГРН 1122308006590) - Дареева Д.Н. (доверенность от 27.07.2017), от государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" - Немец Е.С. (доверенность от 20.07.2018), от муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа "Аллигатор"" муниципального образования Кореновский район - Еремина Е.А. (доверенность от 12.04.2018), в отсутствие третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "М-Холод", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента строительства Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 по делу N А32-5867/2017 (судьи Глазунова И.Н., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.), установил следующее
Администрация муниципального образования Кореновский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" (далее - учреждение) об обязании в месячный срок после вступления решения суда в законную силу установить оборудование в соответствии с проектной документацией по объекту "Спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Кореновске, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск": том V. Решение по инженерному оборудованию. Книга I. Внутренние инженерные системы. Часть V. Система холодоснабжения. Текстовая и графическая части 23-91-01-11-ХС, лист 2, и том VIII - Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования, ответы на замечания N 23-88-01-11-ООС, а именно три винтовых компрессора (два основных и резервный) Bitzer серии HSK с регулировкой холодопроизводительности и три рекуперативных теплообменника.
Определением от 11.05.2017 по ходатайству истца произведена замена первоначального ответчика - учреждения на надлежащего ответчика - Департамент строительства Краснодарского края (далее - департамент); приняты к рассмотрению уточненные требования к департаменту, согласно которым истец просил суд обязать ответчика передать имущество, предусмотренное договором от 31.01.2017 N 05/24/246 и проектной документацией по объекту "Спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Кореновске, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск": том V. Решение по инженерному оборудованию. Книга I. Внутренние инженерные системы. Часть V. Система холодоснабжения. Текстовая и графическая части 23-91-01-11-ХС, лист 2, и том VIII - Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования, ответы на замечания N 23-88-01-11-ООС, а именно три винтовых компрессора (два основных и резервный) Bitzer серии HSK с регулировкой холодопроизводительности и три рекуперативных теплообменника.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены МБУ "Спортивная школа "Аллигатор"" муниципального образования Кореновский район; Департамент имущественных отношений Краснодарского края, учреждение и ООО "М-Холод".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.01.2018 (судья Алферовская В.В.) в удовлетворении иска отказано. Суд указал на недоказанность факта владения ответчиком спорным имуществом как на момент его передачи по договору от 31.01.2017, так и на момент рассмотрения спора, а также на избрание истцом ненадлежащего способа защиты права, поскольку государственное имущество передавалось в муниципальную собственность безвозмездно в целях обеспечения решения социально-экономических вопросов местного значения. Располагая сведениями о том, что холодильное оборудование на объекте отсутствует, утрачено в результате мошеннических действий, истец мог отказаться от передачи ему государственного имущества, однако такой отказ не заявил. Кроме того, МБУ "Спортивная школа "Аллигатор"" приобрело и установило новые компрессоры для охлаждения, спортивный комплекс используется по назначению, в связи с чем суд отклонил доводы истца о невозможности использования данного имущества.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 решение от 12.01.2018 отменено, исковые требования удовлетворены. Апелляционный суд исходил из того, что обязательства по передаче имущества по договору N 05/24/246 из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования Кореновский район на безвозмездной основе ответчик исполнил ненадлежащим образом.
В кассационной жалобе департамент просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель указывает, что на дату составления договора от 31.01.2017 истцу было известно об отсутствии у ответчика спорного имущества. Спорное имущество никогда не находилось в непосредственном владении департамента. Долей 1/100 указанного имущества муниципальное образование Кореновский район владело с момента создания объекта, что подтверждается протоколом учета долей инвесторов. Объект располагался по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Фрунзе, и находился в непосредственном владении муниципального образования, что подтверждается гарантийным письмом муниципального образования от 19.07.2016, согласно которому муниципальное образование приняло на хранение все имущество, входящее в состав капитальных вложений по объекту, а также договором хранения от 22.07.2016.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители департамента и учреждения поддержали доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемый судебный акт.
Представители администрации и МБУ "Спортивная школа "Аллигатор"" возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене.
Из материалов дела видно и суды установили, что по договору от 31.01.2017 N 05/24/246 и передаточному акту от 31.01.2017 N 1 на основании решения Совета муниципального образования Кореновский район от 21.07.2016 N 118 и постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 28.09.2016 N 2651-П имущество, входящее в состав объекта "Спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Кореновске", передано из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования Кореновский район на безвозмездной основе.
Балансовая стоимость передаваемого имущества, указанного в приложении N 1 к договору составляет 417 272 811 рублей 07 копеек (по состоянию на 22.07.2016).
Согласно приложению N 1 к договору балансовая/остаточная стоимость по состоянию на 22.07.2016 имущества "Здание спортивного корпуса с ледовой ареной общей площадью 6 889 кв. м, этажность 2" составила 370 576 382 рубля 37 копеек.
В процессе передачи указанного имущества установлено, что согласно проектной документации по объекту "Спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Кореновске, расположенному по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск, том V. Решение по инженерному оборудованию. Книга I. Внутренние инженерные системы. Часть V. Система холодоснабжения. Текстовая и графическая части 23-91-01-11-ХС, лист 2, и том VIII - Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования, ответы на замечания N 23-88-01-11-ООС", в состав здания должны входить три винтовых компрессора (два основных и резервный) Bitzei серии HSK с регулировкой холод производительности и три рекуперативных теплообменника.
Из паспорта "Автоматизированная установка охлаждения жидкости МАММОНТ 450" следует, что на объекте значатся 2 компрессора винтовых компактных, марка CSH8573-140Y и 2 теплообменника пластинчатых, марка GBS500H-AE-60.
Фактически при передаче установлен один компрессор CSH8573-140Y-40P N 1081201079, который находится в нерабочем состоянии и один теплообменник, второй компрессор BITZER CSH 8573-140Y-40P: s/n 1080901546 на объекте отсутствует, общая балансовая стоимость установленного оборудования составляет 12 104 640 рублей 68 копеек.
Заказчиком выполнения подрядных работ по объекту: "Спортивный комплекс с ледовой ареной в городе Кореновске" (Хладоснабжение ледового поля) являлось учреждение. Подрядные работы по хладоснабжению ледового поля выполнялись ООО "М-Холод" на основании государственного контракта от 14.01.2014 N 279-13.
Ссылаясь на то, имущественный комплекс передан в муниципальную собственность не в полном объеме, истец 13.01.2017 направил претензионное письмо с требованием установки недостающего оборудования.
Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения администрации с иском в арбитражный суд.
Как правильно указали суды, сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются, в том числе Законом Краснодарского края от 06.07.1999 N 191-КЗ "О порядке передачи объектов государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края" (далее - Закон N 191-КЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 191-КЗ (в редакции от 15.12.2014) порядок передачи объектов государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность в процессе разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Краснодарского края и муниципальную собственность определяется федеральным законодательством.
Передача имущества, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в муниципальную собственность и принятие муниципального имущества в государственную собственность Краснодарского края в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления производится в порядке, установленном федеральным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 1 Закона N 191-КЗ передача объектов государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность и прием объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края производится по их балансовой и остаточной стоимости, а в случае возмездной передачи - и рыночной стоимости, определяемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Передача движимого имущества стоимостью более 5 миллионов рублей из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность и прием движимого имущества стоимостью более 5 миллионов рублей из муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края осуществляется администрацией Краснодарского края по согласованию с Законодательным Собранием Краснодарского края.
Передача объектов государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность и прием объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края осуществляются на основании соответствующих договоров, заключаемых уполномоченными органами.
Согласно статьи 4 Закона Краснодарского края от 13.05.1999 N 180-КЗ "Об управлении государственной собственностью Краснодарского края" Краснодарский край самостоятельно осуществляет полномочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества. Субъектами, осуществляющими от имени Краснодарского края имущественные права и обязанности, являются органы государственной власти Краснодарского края - Законодательное Собрание Краснодарского края и администрация Краснодарского края.
Подготовка распорядительного акта главы администрации (губернатора) Краснодарского края о передаче объектов государственной собственности Краснодарского края в собственность муниципальных образований Краснодарского края согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 18.06.2001 N 517 "О делегировании полномочий администрации Краснодарского края по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Краснодарского края" осуществляется органом исполнительной власти Краснодарского края (структурным подразделением администрации Краснодарского края), на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции региональную политику в области строительства и в решении вопросов приема, передачи объектов строительного комплекса из государственной собственности Краснодарского края в федеральную и муниципальную собственность (положение о департаменте строительства Краснодарского края, утвержденное постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2015 N 1170).
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из того, что заключив договор от 31.01.2017 N 05/24/246, стороны вступили в обязательственные отношения; в данном случае истцом заявлены требования о понуждении к исполнению обязательства, вытекающего из договора N 05/24/246.
Между тем апелляционный суд не учел следующего.
В материалах дела имеется протокол разногласий к передаточному акту N 1 от 31.01.2017 в котором стороны отразили, что в состав здания входят 3 винтовых компрессора (2 основных и резервных) Bitzei серии HSK с регулировкой холод производительности и три рекуперативных теплообменника, а в паспорте "Автоматизированная установка охлаждения жидкости МАММОНТ 450" следует, что на объекте значатся 2 компрессора винтовых компактных, марка CSH8573-140Y и 2 теплообменника пластинчатых, марка GBS500H-AE-60. При этом по факту на объекте "Спортивный комплекс с ледовой ареной в городе Кореновске" на дату составления протокола разногласий имеется один компрессор CSH8573-140Y N 1081201079, который находится в нерабочем состоянии, второй компрессор BITZER CSH 8573-140Y-40P: s/n 1080901546 и теплообменник на объекте отсутствуют.
Протокол разногласий от 31.01.2017 подписан временно исполняющим обязанности руководителя департамента Иващенко Г.В. и главой муниципального образования Кореновский район Голобородько С.А.
Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (статья 443 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако апелляционный суд не оценил и не исследовал протокол разногласий и не установил, на каких условиях заключен договор от 31.01.2017, обязался ли департамент передать в муниципальную собственность и спорное имущество, указанное в протоколе разногласий, в том числе с учетом того, что данное имущество на момент заключения договора от 31.01.2017 у департамента (в государственной собственности) фактически отсутствовало; согласно имеющимся в деле документам утрачено в результате мошеннических действий (данное обстоятельство стороны не оспаривают).
Так, суды установили, что 20.06.2016 произошло аварийное отключение компрессора BITZER CSH 8573-140Y-40P: s/n 1080901546.
28 июня 2016 года учреждение в адрес ООО "М-ХОЛОД" направило требование об устранении недостатков в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд от 14.01.2014.
В ходе осмотра компрессора ООО "М-ХОЛОД" указало, что его необходимо демонтировать и направить на диагностику для установления причин выхода из строя.
В ходе демонтажных работ компрессора BITZER CSH8573-140Y-40P Ser. N 1080901546, проводимых 18.07.2016 на объекте "Спортивный комплекс с ледовой ареной в городе Кореновске" представителями ООО "Эйркул-Агро" в присутствии сотрудников учреждения и МБУ МО Кореновский район "Ледовый дворец", произошло отслоение бирок наклеенных на корпус компрессора, под которыми просматривались другие наклейки.
29 июля 2016 года от изготовителя получена информация о том, что компрессор BITZER CSH8573-140Y40P Ser. N 1080901546, а также второй, установленный на объекте компрессор BITZER CSH8573-140Y-40P Ser. N 1081201079, изготовлены на заводе фирмы BITZER Kuhlmaschinenbau GmbH в г. Роттенбурге в сентябре и декабре 2011 года, тогда как при приемке данных компрессоров ООО "М-Холод" предоставлены сертификаты соответствия с указанием, что они прошли испытания 01.02.2013.
27 июля 2016 года демонтированный компрессор BITZER CSH8573-140Y-40P Ser. N 1080901546 передан по акту приема-передачи представителю ООО "М-ХОЛОД" Солонухину В.А. От ООО "М-ХОЛОД" оборудование не возвращено.
Учреждение обратилось в Главное Управление МВД России по Краснодарскому краю с заявлением по факту возможного несоответствия документации и маркировок оборудования, установленного на объекте "Спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Кореновске"; материал проверки от 02.09.2016 зарегистрирован за N 17014.
27 августа 2016 года в ОМВД России по Кореновскому району зарегистрировано заявление директора МБУ МО Кореновский район "Ледовый дворец" по факту мошеннических действий сотрудников ООО "М-Холод".
Таким образом, на дату составления договора от 31.01.2017 о передаче имущества из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования Кореновский район на безвозмездной основе в целях обеспечения решения социально-экономических вопросов местного значения истцу было достоверно известно об отсутствии у ответчика спорного имущества и невозможности его передачи в натуре, однако он не заявил отказ от принятия государственного имущества в муниципальную собственность из-за его ненадлежащего технического состояния.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что МБУ "Спортивная школа "Аллигатор"" приобрело и установило новые компрессоры, спортивный комплекс используется по прямому функциональному назначению для решения вопросов местного значения. Данные обстоятельства истец не оспаривает.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку выводы, содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и сделаны по неполно исследованным обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, обжалуемое постановление отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить указанные нарушения, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 по делу N А32-5867/2017 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.