г. Краснодар |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А32-3902/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Максименко А.И. (ИНН 2352010477, ОГРН 1022304739731) - Сиротского В.А. (доверенность от 09.08.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553 ОГРН 1022301228399) - Алексеева С.А. (доверенность от 29.12.2017), в отсутствие третьих лиц: департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, публичного акционерного общества "ФСК ЕЭС", акционерного общества "ЦИУС ЕЭС", акционерного общества УЭСК", общества с ограниченной ответственностью "Газпром Инвест", открытого акционерного общества "ЭНЕКС", публичного акционерного общества "Газпром", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Максименко А.И. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2018 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 (судьи Ильина М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-3902/2017, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Максименко А.И. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ департамента от 08.11.2016 N 52-31714/16-32-20 в предоставлении главе хозяйства в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:30:1001005:12 и 23:30:1001005:15;
- возложить на департамент обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении главе хозяйства в аренду земельного участка площадью 41 529 кв. м сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001005:12, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок N 20 и земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 37 437 кв. м с кадастровым номером 23:30:1001005:15, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок N 19, с предложением о заключении договоров.
Решением от 21.02.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 24.05.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной приказом Минэнерго России от 09.07.2015 N 465, спорные земельные участки расположены в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения "ВЛ 500 кВ Кубанская - Тамань". Согласно документации по планировке территории, которая находится в стадии согласования, земельный участок с кадастровым номером 23:30:1001005:15 размещается в границах объекта федерального значения "Увеличение подачи газа в юго-западные районы Краснодарского края" (II этап). До сдачи линейного объекта в эксплуатацию земельный участок считается обремененным строительством сооружения в интересах Российской Федерации. Окончание строительства не позволяет департаменту распорядиться спорным земельным участком в пользу заявителя, поскольку он предполагался к использованию в сельскохозяйственных целях.
09 ноября 2017 года из земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001005:12 выделен и поставлен на кадастровый учет многоконтурный (четыре контура) земельный участок площадью 2284 кв. м с кадастровым номером 23:30:1001005:35, категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам N А32-3721/2015 и А32-3719/2015 на департамент возложена обязанность устранить допущенные незаконным бездействием нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем рассмотрения заявлений от 15.10.2014 N 277 и от 17.10.2014 N 280 и принятия по ним решения в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) в редакции, действовавшей в период поступления заявлений. Неисполнение указанных требований не соответствует порядку и положениям статьи 12 Закона N 74-ФЗ, а основания для отказа, изложенные в письме от 08.11.2016 N 52-31714/16-32-20, сформированы на основании подпункта 14 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), которая вступила в силу с 01.03.2015. Департамент неправомерно отнес спорные земельные участки к предмету аукциона, заявления главы хозяйства являлись единственными как на момент обращения в адрес департамента, так и после надлежащей публикации в средствах массовой информации на сайте администрации Краснодарского края от 16.09.2016. Выводы судов относительно того, что часть участка занята сооружениями линейного объекта энергоснабжения, для указанных целей не пригодна, имела иное назначение и не могла быть предоставлена претенденту, противоречат статьям 78 и 80 Земельного кодекса. Передача части спорных земельных участков для строительства и размещения линейных объектов не лишает их функционального назначения в соответствии с категорией и видом разрешенного использования и не ограничивает их в обороте, что подтверждается отсутствием соответствующей записи в ЕГРН. Суд неправомерно применил положения пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса, которые вступили в силу с 01.03.2015, так как поступившие заявления датированы 17.10.2014.
В судебном заседании представитель главы хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель департамента возражал против отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в целях реализации права, предусмотренного статьей 12 Закона N 74-ФЗ, глава хозяйства направил в департамент заявления от 17.10.2014 N 279 и от 17.10.2014 N 280 о предоставлении земельных участков с кадастровым номером 23:30:1001005:12 и 23:30:1001005:15, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в аренду на срок 49 лет для увеличения объемов выращиваемой сельскохозяйственной продукции и осуществления деятельности крестьянского хозяйства.
Постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам N А32-3719/2015 и А32-3721/2015 признаны незаконными бездействия департамента, выразившиеся в нерассмотрении заявлений главы хозяйства; на департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявлений.
В письме от 30.09.2016 N 52-4782-ж/16-12-03 департамент разъяснил процедуру предоставления земельных участков в аренду; глава хозяйства извещен о том, что 16.09.2016 на официальном сайте администрации Краснодарского края опубликована информация о предстоящей передаче участков в аренду.
Письмом от 08.11.2016 N 52-31714/16-32-20 главе хозяйства отказано в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков. Отказ мотивирован тем, что согласно предоставленной департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края информации, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной приказом Минэнерго России от 09.07.2015 N 465, земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:1001005:12 и 23:30:1001005:15 расположены в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения "ВЛ 500 кВ Кубанская - Тамань", а также согласно документации по планировке территории, которая находится в стадии согласования, земельный участок с кадастровым номером 23:30:1001005:15 размещается в границах объекта федерального значения "Увеличение подачи газа в юго-западные районы Краснодарского края" (II этап).
Глава хозяйства, полагая, что отказ не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Вопросы предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса, основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов - статьей 39.16 Земельного кодекса.
В силу пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории, испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, при этом доказательств резервирования участка для государственных или муниципальных нужд не требуется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 по делу N 305-КГ16-10498, пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1/2017, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017).
Согласно частям 1, 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий в целях обеспечения их устойчивого развития, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Задачами планирования развития территорий являются, в том числе установление функциональных зон, определение планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 14 Градостроительного кодекса документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что спорные земельные участки расположены в границах территории, которая согласно утвержденной схеме территориального планирования планируется (предназначена) для размещения объектов федерального значения (электро-газовой инфраструктуры), в связи с чем, пришли к выводу о правомерности оспариваемого решения департамента об отказе в предоставлении спорных участков в аренду.
Данные обстоятельства существовали на момент принятия департаментом оспариваемого отказа, поэтому правомерно учитывались судами при оценке соответствующих доводов заявителя.
Ссылка главы хозяйства на необходимость применения статьи 12 Закона N 74-ФЗ не принимается, поскольку нахождение на испрашиваемых участках объектов энергетики федерального значения исключает их использование (соответствующей части) в целях видения сельскохозяйственного производства. После завершения строительства и формирования участков под возведенными объектами заявитель не лишен возможности повторно обратиться в департамент.
Иные доводы кассационной жалобы не способны повлиять на итоговый результат принятых по делу судебных актов, поскольку как верно отметили суды на момент принятия оспариваемого отказа департамент владел информацией от уполномоченного органа о том, что в соответствии с документацией по планировке территории, участки предназначены для размещения объектов федерального значения; у департамента отсутствовали сведения о завершении строительства и сдаче объекта в эксплуатацию.
Доказательства оспаривания схемы территориального планирования в судебном порядке в материалы дела не представлены.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 21.02.2018 и апелляционного постановления от 24.05.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 по делу N А32-3902/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.