г. Краснодар |
|
09 января 2024 г. |
Дело N А32-58900/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - садоводческого некоммерческого товарищества "Крокус" (ИНН 2367014361, ОГРН 1202300031031) - Барабанщикова С.А. (доверенность от 28.10.2022), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2023 по делу N А32-58900/2022, установил следующее.
СНТ "Крокус" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - администрация) о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 05.09.2022 N 24384301 в предварительном согласовании предоставления товариществу в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельного участка для ведения садоводства площадью 26 793 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 23:49:0401001, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Калиновое озеро, ул. Центральная, на основании подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Заявитель также просил возложить на департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - департамент) обязанность предварительно согласовать предоставление товариществу в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельного участка для ведения садоводства площадью 26 793 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 23:49:0401001, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Калиновое озеро, ул. Центральная, на основании подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса, утвердить схему расположения земельного участка в кадастровом квартале 23:49:0401001, в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2023, признан незаконным отказ администрации от 05.09.2022 N 24384301 в предварительном согласовании предоставления товариществу в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельного участка для ведения садоводства площадью 26 793 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 23:49:0401001, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Калиновое озеро, ул. Центральная. Суд возложил на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления товариществу в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельного участка для ведения садоводства площадью 26 793 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 23:49:0401001 по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Калиновое озеро, ул. Центральная, и утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 23:49:0401001.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка соответствует закону.
Товарищество представило отзыв, в котором указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель товарищества просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы администрации.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 08 августа 2022 года товарищество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельного участка для ведения садоводства общей площадью 26 793 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 23:49:0401001, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Калиновое озеро, ул. Центральная.
Департамент в письме от 05.09.2022 N 24384301 отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В качестве основания для отказа указано на невозможность организации подъезда к испрашиваемому земельному участку. Кроме того, испрашиваемый земельный участок является смежным по отношению к земельному участку, на который наложен арест, поэтому он может являться землями ФГБУ "Сочинский национальный парк", незаконно выведенными из его использования (т. 1, л. д. 72 - 74).
Товарищество, указывая, что отказ уполномоченного органа не соответствует закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более пяти лет.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса, который предусматривает, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 39.15 Земельного кодекса регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категория земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
В данном случае земельный участок не сформирован, что предполагало необходимость предварительного разрешения вопроса об утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории (т. 1, л. д. 64).
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 данного Кодекса.
Статья 11.10 Земельного кодекса содержит правила, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, названными в статье 39.2 данного Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 11.10 Земельного кодекса.
С учетом цели образования земельного участка схему его расположения вправе подготовить граждане или юридические лица (пункты 4 - 8 статьи 11.10 Земельного кодекса).
В данном случае, исходя из цели обращения и положений пункта 4 статьи 11.10 Земельного кодекса, товарищество правомерно подготовило схему расположения испрашиваемого участка.
Доводы, приведенные в оспариваемом отказе, суды отклонили правильно, поскольку уполномоченный орган не доказал наличие таких оснований (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Удовлетворяя требования заявителя о признании незаконным отказа администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения садоводства в кадастровом квартале 23:49:0401001, судебные инстанции исходили из наличия совокупности условий, приведенных в части 2 статьи 201 Кодекса, указав, что приобщенная к заявлению товарищества схема расположения земельного участка не содержит оснований для отказа в ее утверждении, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
Суд округа считает, что данный вывод судов не основан на исследовании и оценке совокупности представленных в дело доказательств.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса к основаниям для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка относит: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса определено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, кроме прочего, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса).
При проверке обоснованности доводов оспариваемого отказа в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера от 08.11.2022 N 04/22. Согласно приобщенным к заключению фотоматериалам проекция планируемого к образованию земельного участка полностью налагается на территорию, покрытую древесной растительностью (т. 2, л. д. 17, 18). Данное обстоятельство суды надлежащим образом не исследовали и не оценили при постановке вывода об отсутствии оснований для отказа в утверждении схемы, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
Положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) в качестве одного из принципов лесного законодательства названо использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 9 статьи 1). Согласно части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. Под лесным участком понимается расположенный в границах лесничеств и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса земельный участок (статья 7). В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Государственный лесной реестр в силу статьи 91 Лесного кодекса представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
При этом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Проведение лесоустройства на землях лесного фонда отнесено к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (пункт 4 части 1 статьи 68, пункт 22 статьи 81 Лесного кодекса).
С учетом изложенного, выводы судов о наличии предусмотренных пунктом 2 статьи 201 Кодекса условий для признания незаконным отказа администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 26 793 кв. м для ведения садоводства сделаны без исследования и оценки представленной в дело совокупности доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Кодекса основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а совершение таких процессуальных действий выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, решение от 29.06.2023 и постановление от 10.09.2023 следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц по правилам статьи 71 Кодекса, дать им правовую оценку, проверить наличие (отсутствие) оснований для отказа в утверждении схемы расположения участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного участка, в том числе образование участка за счет земель лесного фонда, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства, после чего на основании полного и всестороннего исследования всех представленных участвующими в деле лицами доказательств и приведенных ими доводов разрешить заявленные требования в соответствии с нормами действующего законодательства.
Вопрос о распределении государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2023 по делу N А32-58900/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проведение лесоустройства на землях лесного фонда отнесено к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (пункт 4 части 1 статьи 68, пункт 22 статьи 81 Лесного кодекса).
С учетом изложенного, выводы судов о наличии предусмотренных пунктом 2 статьи 201 Кодекса условий для признания незаконным отказа администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 26 793 кв. м для ведения садоводства сделаны без исследования и оценки представленной в дело совокупности доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Кодекса основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 января 2024 г. N Ф08-12798/23 по делу N А32-58900/2022