Деятельность не велась: как списать расходы
Налоговый учет
Можно ли принять НДС к вычету
Нужно ли сдавать декларации
Даже если фирма в течение определенного периода не ведет деятельности (ничего не производит и не продает), у нее могут быть определенные расходы (арендная плата, плата за телефон, коммунальные услуги и др.). Возникает вопрос: как отразить такие расходы в учете и можно ли их учесть при расчете налога на прибыль?
Налоговый учет
В Налоговом кодексе сказано, что полученные доходы можно уменьшить на сумму расходов (ст.252 НК РФ). Причем только на сумму тех расходов, которые можно признать таковыми в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса. Других условий для признания расходов в Налоговом кодексе нет.
Таким образом, расходы можно учесть при расчете налога на прибыль независимо от того, получала фирма в отчетном периоде доходы или нет.
Как это можно сделать, зависит от того, каким методом в налоговом учете фирма признает расходы:
- методом начисления;
- кассовым методом.
Фирмы, применяющие метод начисления, делят расходы на прямые и косвенные (ст.318 НК РФ). Причем косвенные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль в том отчетном периоде, в каком они были произведены, независимо от того, получила фирма выручку или нет (письмо МНС России от 10 сентября 2002 г. N 02-5-11/202-АД088).
Прямые расходы фирма должна распределить пропорционально реализованной в текущем периоде продукции (п.2 ст.318 НК РФ). А поскольку фирма деятельности не ведет и продукцию не продает, то рассчитать прямые расходы, связанные с реализацией продукции, невозможно. Следовательно, списать эти расходы в текущем отчетном периоде нельзя. Такие расходы фирма может списать только в том периоде, когда начнет вести деятельность и реализовывать продукцию.
Фирмы, применяющие кассовый метод, учитывают расходы в том периоде, в котором эти расходы оплачены. Так, если фирма оплатила расходы по аренде офиса в том периоде, когда не вела деятельность, она может учесть этот расход при расчете налога на прибыль. При этом в текущем периоде у фирмы будет убыток, который она сможет перенести на следующий отчетный период.
Пока фирма не начнет реализовывать продукцию (работы, услуги), затраты нужно учитывать на счете 97 "Расходы будущих периодов". А когда фирма начнет производить продукцию и получать выручку от ее реализации, расходы будущих периодов можно списать на затратные счета (20, 26, 44 и др.).
Обратите внимание: с суммы расходов будущих периодов придется заплатить налог на имущество.
Можно ли принять НДС к вычету
Если у фирмы в каком-то периоде нет выручки, то и НДС в бюджет начислять не с чего. В то же время фирма несет определенные расходы, по которым уплачивает НДС. Можно ли этот НДС принять к вычету?
Да, можно. Но только в том случае, если выполнены условия, установленные статьей 172 Налогового кодекса. Вот эти условия:
- расходы должны быть оплачены;
- расходы должны быть отражены в бухгалтерском учете;
- расходы осуществляются для ведения деятельности фирмы, облагаемой НДС;
- у фирмы имеются документы, подтверждающие право на вычет (счет-фактура, накладная, акт выполненных работ и оказанных услуг и т.п.).
В такой ситуации у фирмы сумма налоговых вычетов будет превышать сумму начисленного НДС в бюджет.
Предъявленный к вычету НДС вам должны либо вернуть из бюджета, либо зачесть в счет будущих платежей. На практике налоговики предпочитают засчитывать эту сумму в счет будущих платежей по налогу или в счет недоимки по другим налогам либо пеням, штрафам, зачисляемым в федеральный бюджет.
Нужно ли сдавать декларации
Это вопрос был предметом долгих споров. Наконец, Президиум Высшего Арбитражного Суда решил, что сдавать декларации все-таки нужно (информационное письмо Президиума ВАС от 17 марта 2003 г. N 71). Подробнее об этом читайте статью "Суд стал строже к налогоплательщику" этого номера журнала.
Если фирма не подаст декларацию, ее могут оштрафовать по статье 119 Налогового кодекса. Так, если фирма опоздает с подачей декларации менее чем на 180 дней, штраф составит 100 рублей (письмо МНС России от 4 июля 2001 г. N 14-3-04/1279-Т890).
Если опоздать с подачей декларации более чем на 180 дней, то штрафа можно вовсе избежать. Этой же позиции придерживаются и суды.
В. Деникаев,
редактор-эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 5, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.