г. Краснодар |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А53-38499/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства - Гасанова Руслана Нажмутдиновича (ИНН 610303566214, ОГРНИП 316619600128141) и его представителя - Гасанова Н.Р. (доверенность от 29.12.2017), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гасанова Руслана Нажмутдиновича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2018 (судья Мезинова Э.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 (судьи Ковалева Н.В., Ванин В.В., Нарышкина Н.В.) по делу N А53-38499/2017, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ИП (главе КФХ) Гасанову Р.Н. (далее - предприниматель) о взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 1 485 тыс. рублей.
Решением от 21.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.05.2018, суд удовлетворил заявленное министерством требование. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель необоснованно получил средства гранта, предоставив недостоверную информацию при подаче заявки, тем самым нарушил условие получения гранта, предусмотренное пунктом 6 приложения N 1 к Правилам, предъявляемое для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного министерством требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным обстоятельствам. Предприниматель указывает, что на момент предоставления министерству пакета документов для получения гранта, он только начал трудовую деятельность в ООО "Агроторг" и на тот момент трудовой книжки не имел. Предприниматель не получал претензии министерства о возврате спорной суммы субсидии. Предприниматель полагает, что выявленные министерством нарушения не являются существенными и не являются основанием для возврата полученных денежных средств, использованных по предусмотренному договором целевому назначению.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав предпринимателя и его представителя, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в мае 2016 года предприниматель обратился в министерство с заявкой на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 485 тыс. рублей.
25 мая 2016 года министерство, администрация Багаевского района Ростовской области и предприниматель заключили соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - соглашение), в соответствии с условиями которого министерство приняло на себя обязательство направить на расчетный счет предпринимателя средства гранта в размере 1 485 тыс. рублей.
В целях получения гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предприниматель в составе заявки на получение гранта представил в министерство, в том числе заявление от 13.05.2016, содержащее сведения о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным его местом работы, а также об отсутствии у него трудовой книжки и неосуществлении трудовой деятельности до даты регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Министерство предоставило предпринимателю средства гранта в полном объеме и платежными поручениями от 27.05.2016 N 106916 и от 30.05.2016 N 494085 перечислило на его расчетный счет денежные средства из федерального бюджета в размере 1 360 260 рублей, из областного бюджета - 124 740 рублей.
20 апреля 2017 года из ОМВД России по Багаевскому району Ростовской области в министерство поступила информация о том, что на момент подачи заявки на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта ответчик официально осуществлял трудовую деятельность в ООО "Агроторг", что подтверждается трудовым договором от 31.12.2015 и сведениями, внесенными в трудовую книжку ответчика от 20.02.2015 TK-IV N 60990015 и является нарушением условий получения гранта и правовым основанием для возврата полученных средств.
Данное обстоятельство послужило основанием для вывода министерства о незаконном получении предпринимателем средств гранта и необходимости возврата денежных средств.
Поскольку в добровольном порядке предприниматель средства гранта не возвратил, министерство 14.12.2017 обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя денежных средств, полученных в качестве гранта на развитие семейной живодноводческой фермы.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Порядок предоставления спорного вида государственной поддержки регламентирован Правилами предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на их бытовое обустройство (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 480.
Пунктом 1.8 Правил установлено, что уполномоченным органом по распределению средств, поступивших из федерального бюджета, и главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде грантов и единовременной помощи, является министерство.
Пунктом 6 приложения N 1 к Правилам определены условия, предъявляемые для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов и единовременной помощи, одним из которых является то, что заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства начинающего фермера.
Предоставление гранта в рамках постановления Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 480 осуществлялось с целью оказания государственной поддержки получателю гранта - индивидуальному предпринимателю, единственным место трудоустройства которого является крестьянское (фермерское) хозяйство.
В пункте 4.2 раздела 4 Соглашения предусмотрено, что в случае установления фактов необоснованного получения и (или) необоснованного (нецелевого) расходования гранта и единовременной помощи, а также представления получателем гранта и единовременной помощи недостоверной информации главный распорядитель в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушений письменно уведомляет получателя гранта и единовременной помощи об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и о возврате в областной бюджет полученных ранее средств областного бюджета: в полном объеме - в случае установления фактов необоснованного получения гранта и единовременной помощи; частично, в объеме выявленных нарушений, - в случае необоснованного (нецелевого) расходования гранта и единовременной помощи.
В соответствии с пунктом 4.12 раздела 4 приложения N 1 к Правилам получатель гранта и единовременной помощи обязан в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления перечислить необоснованно полученный и (или) использованный грант и единовременную помощь в областной бюджет.
Суды, в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе, в совокупности с иными доказательствами по делу документы, предоставленные предпринимателем для получения гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и, установив, что предприниматель в целях получения гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства представил в министерство заявление от 13.05.2016, содержащее недостоверные сведения о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным местом его работы, а также об отсутствии у него трудовой книжки и неосуществлении трудовой деятельности до даты регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, сделали вывод о том, что указанные действия предпринимателя являются нарушением условий получения гранта и влекут за собой обязанность получателя гранта возвратить полученные денежные средства в полном объеме.
Суды указали, что в рассматриваемом случае целевое расходование гранта не имеет правового значения, поскольку в данной ситуации усматривается умысел предпринимателя на совершение обмана с целью получения гранта посредством представления недостоверных сведений, наличие которых является препятствием для его получения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором. Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
Удовлетворяя заявленное министерством требование, суды исходили из того, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования данного спора соблюден министерством.
Суды указали, что министерство направило предпринимателю претензию (письмами от 05.05.2017 N 345/642 и 15.09.2017 N 34.5/1270), с требованием возвратить средства гранта в сумме 1 485 тыс. рублей (претензия от 05.05.2017 N 34.5/642 получена предпринимателем 29.05.2017 в присутствии сотрудников отдела сельского хозяйства администрации Багаевского района Ростовской области; 15.09.2017 министерство повторно направило в адрес ответчика претензию от 15.09.2017 N 34.5/1270 о возврате средств гранта). Вместе с тем, вывод судов о соблюдении министерством досудебного порядка урегулирования спора является недостаточно обоснованным.
Сделав вывод о том, что претензия от 05.05.2017 N 34.5/642 получена предпринимателем 29.05.2017 в присутствии сотрудников отдела сельского хозяйства администрации Багаевского района Ростовской области, суды не выяснили когда именно, где и при каких обстоятельствах претензия комиссионно (в составе ведущего специалиста Турченко Е.В., главного специалиста Гриценко И.Н. и специалиста первой категории Максумовой А.С.) вручена предпринимателю, поскольку из письма администрации Багаевского района Ростовской области от 29.05.2017 данный вывод не следует (том. 1, л. д. 13, 14, 27, 28). Данное обстоятельство подлежало выяснению, учитывая непризнание предпринимателем факта вручения ему претензии представителями администрации. Доказательств направления министерством предпринимателю претензии от 05.05.2017 N 34.5/642 почтовым отправлением материалы дела не содержат.
Недостаточно обоснованным является и вывод судов о повторном направлении предпринимателю претензии от 15.09.2017 N 34.5/1270 почтовым отправлением и ее получении последним. Из представленного в материалы дела уведомления о вручении почтового отправления не следует, что письмо вручено предпринимателю (том 1, л. д. 19). Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 34400014657103 (сайт Почты России), указанное почтовое отправление возвращено министерству, предпринимателю не вручено. Данному обстоятельству суды оценку не дали. Получение претензии министерства от 15.09.2017 N 34.5/1270 предприниматель также отрицает.
Поскольку суды недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, в части соблюдение министерством досудебного порядка урегулирования спора, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, с учетом положений норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 по делу N А53-38499/2017 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.