г. Краснодар |
|
20 августа 2018 г. |
Дело N А32-41052/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Схаплока А.К. (доверенность от 15.12.2017), от заинтересованного лица - Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244) - Скакалиной Т.В. (доверенность от 09.08.2018), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2018 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-41052/2017, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Краснодарского территориальному отдела (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.09.2017 N 7-06/34-857-2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 110 тыс. рублей штрафа.
Решением от 31.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2018, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка привлечения общества к административной ответственности и отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению общества, управление не представило доказательств наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения. Общество располагает действующим сертификатом РОСС RU.AA57.B00082 со сроком действия с 27.10.2016 по 26.10.2019. Линии электропередачи, отходящие от КТП М-3-312 имеют собственника в лице администрации Первомайского сельского поселения, который должен нести бремя их содержания и ответственность за их надлежащее техническое состояние. Граждан-потребителей электроэнергии, технологически присоединенных к КТП 10/04 кВ М-3-312 не существует, а единственным потребителем электроэнергии от спорной КТП является Первомайское сельское поселение Белореченского района. Общество не является производителем электроэнергии, поставляемой через спорное КТП.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании приказа от 07.08.2017 N 01-30/857 и решения заместителя прокурора Краснодарского края от 08.08.2017 провело в отношении общества внеплановую выездную проверку с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
По результатам контрольно-надзорных мероприятий административный орган составил акт проверки от 01.09.2017 N 7-06/34-857, из которого следует, что электрическая энергия, поставляемая обществом по договору оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО "Кубаньэнерго" от 15.01.2014 N 407/30-5 ОАО "Кубаньэнергосбыт" для реализации потребителям (Белореченский район, п. Верхневеденеевский, ДНТ "Маяк", от КТП - 10/0,4 кВ, М3-312, подключенной от ПС35/10 кВ "Майская") по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована обязательным требованиям ГОСТа 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст (далее - ГОСТ 32144-2013), что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - постановление N 982).
По факту выявленного правонарушения управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 01.09.2017 N 170 и постановлением от 12.09.2017 N 7-06/34-857-2017 привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса в виде 110 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление управления является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовым рынке и розничных рынках договорам совместными действиями также обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Частью 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с постановлением N 982 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц. Показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц установлены ГОСТом 32144-2013.
В соответствии с пунктом 3.1. ГОСТа 32144-2013 под системой электроснабжения понимается совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей.
В целях исполнения требований постановления N 982 в части обязательной сертификации продукции электрооборудования и усиления работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, использующего данную продукцию, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановлением от 16.07.1999 N 36 утвердил Правила проведения сертификации электрооборудования (далее - Правила сертификации), в которые включены положения раздела VIII. Особенности обязательной сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям.
Согласно пункту 8.1 Правил сертификации обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и статьей 1 Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Согласно пункту 8.2 Правил сертификации объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться: потребителям; потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.
Пунктом 8.6 Правил сертификации определен перечень организационно-методических и технических документов, которые энергоснабжающая организация должна представить на экспертизу органу по сертификации электрической энергии, число распределительных электрических сетей (центров питания), в которых должны быть проведены испытания для сертификации электрической энергии, а также органы, которые могут провести сертификацию производства электрической энергии или системы качества энергоснабжающей организации, если это предусмотрено схемой сертификации.
К организационно-методическим и техническим документам, представляемым энергоснабжающей организацией на экспертизу в орган по сертификации электрической энергии, относятся: организационно-методические документы энергоснабжающей организации по управлению системой обеспечения качества поставляемой потребителям электрической энергии; схемы распределительных электрических сетей, заявляемых на сертификацию электрической энергии, с указанием их параметров и выбранных контрольных пунктов; протоколы контроля качества электрической энергии, проведенные заявителем. Таким образом, указанной нормой определен перечень документов, которые свидетельствуют о действиях, направленных на обеспечение стабильного уровня качества поставляемой потребителям электрической энергии и о результатах этих действий, и которые имеются лишь у сетевой организации, на балансе которой находятся объекты электроэнергетики, и которая может воздействовать на них.
Согласно пункту 8.7 Правил сертификации при экспертизе организационно-методических документов энергоснабжающей организации, подтверждающих ее способность обеспечить качество электрической энергии, в обязательном порядке проверяется их соответствие правовым актам и нормативным документам, действующим в Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений Правил сертификации во взаимосвязи с положениями статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и требованиями об обязательной сертификации электрической энергии, предусмотренными постановлением N 982, следует, что подлежащая обязательной сертификации электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций подается лицам, приобретающим электрическую энергию не только для собственных бытовых нужд (гражданам-потребителям в понимании Закона о защите прав потребителей), но и для производственных нужд предпринимателей, юридических лиц.
Для проведения работ по сертификации электроэнергии необходимо обеспечить стабильный уровень ее качества, при этом в рассматриваемом случае, качество электроэнергии обеспечивается комплексом организационно-технических мероприятий той организации (сетевой), на балансе которой находятся объекты электроэнергетики (центры питания, трансформаторные подстанции).
Судебные инстанции в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы административного дела, сертификат соответствия N РОСС RU.АА57.В00082 сроком действия с 27.10.2016 по 26.10.2019, и, установив, что электрическая энергия, поставляемая обществом по договору оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО "Кубаньэнерго" от 15.01.2014 N 407/30-5 ОАО "Кубаньэнергосбыт" для реализации потребителям (Белореченский район, п. Верхневеденеевский, ДНТ "Маяк", от КТП-10/0,4 кВ, М3-312, подключенной от ПС35/10 кВ "Майская") по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована обязательным требованиям ГОСТа 32144-2013, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса.
При этом суды обоснованно исходили из того, что в представленном обществом сертификате соответствия N РОСС RU.АА57.В00082 сроком действия с 27.10.2016 по 26.10.2019 информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям, реализуемой гражданам от КТП - 10/0,4 кВ, М3-312 отсутствует. Информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ, реализуемой гражданам от КТП - 10/0,4 кВ, М3-312 от ПС 35/10 кВ "Майская", не представлена. В соответствии с пунктом 3.3.1. договора на передачу электроэнергии, заключенного между ПАО "Кубаньэнерго" и ОАО "Кубаньэнергосбыт", именно ПАО "Кубаньэнерго" обязуется обеспечить передачу в точки поставки потребителей электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам (ГОСТ 32144-2013) и иным обязательным требованиям.
Суды, установив, что ДНТ "Маяк" объединяет граждан-собственников земельных участков, находящихся на территории п. Верхневеденеевского Белореченского района Краснодарского края, обоснованно указали, что конечными пользователями электрической энергии в ДНТ "Маяк" являются потребители (граждане). Суды установили, что в 2013 году ДНТ "Маяк" расторгло договор энергоснабжения от 01.10.2008 N 410411 с ПАО "ТНС энерго Кубань"; в адрес ПАО "Кубаньэнерго" направлено уведомление об исключении с 01.09.2013 указанной точки поставки из договора оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО "Кубаньэнерго". Вместе с тем, к обращению граждан, проживающих в ДНТ "Маяк", приложен договор энергоснабжения с гражданами, потребляющими электрическую энергию на бытовые нужды от 21.08.2013 N 1041 19002131, заключенный ПАО "ТНС энерго Кубань" и гражданином Труфановым Ю.В. Данное обстоятельство документально обществом не оспорено.
Доводы инспекции были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 по делу N А32-41052/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.