г. Краснодар |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А15-6935/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кирпич" (ИНН 0544012682, ОГРН 1020502110760), заинтересованных лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан (ИНН 0544006858, ОГРН 1110544000533), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (ИНН 0562043926, ОГРН 1030502623612), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Кирпич" и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.04.2018 (судья Магомедова Ф.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А15-6935/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кирпич" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан (далее - инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - Управление) о признании недействительными решения Управления от 09.01.2018 N 16-15/00029@.
Решением суда первой инстанции от 03.04.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2018, решение Управления от 09.01.2018 N 16-15/00029@ признано недействительным в части начисления обществу к уплате 103 042 рублей земельного налога, 20 608 рублей 40 копеек штрафа. В части признания недействительным решения Управления в части начисления 374 210 рублей земельного налога и 74 842 рублей штрафа отказано. В части требований о признании незаконным решения инспекции от 28.08.2017 N 8495 производство по делу прекращено. С Управления в пользу общества взыскано 3 тысячи рублей судебных расходов.
В кассационных жалобах общество и Управление просят решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационных жалобах, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год (корректирующая N 2).
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 04.06.2017 N 9087 и вынесено решение от 28.08.2017 N 8495, которым обществу к уплате начислено 477 252 рублей земельного налога, 95 450 рублей 40 копеек штрафа. Налогоплательщику предложено внести необходимые изменения в бухгалтерский и налоговый учет.
Общество, не согласившись с указанным решением инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в Управление.
Решением Управления от 09.01.2018 N 16-15/00029@ решение инспекции отменено на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в связи с неверным исчислением налогоплательщиком суммы подлежащего уплате в бюджет земельного налога обществу к уплате начислено 477 252 рублей земельного налога, 95 450 рублей 40 копеек штрафа.
Налогоплательщик обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В статье 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Пунктом 1 статьи 394 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5% в отношении прочих земельных участков.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Суды установили, что в спорный период заявителю на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами N 05:41:000203:75 (кадастровая стоимость 4 640 685 рублей 63 копейки) и N 05:41:000203:76 (кадастровая стоимость 45 112 519 рублей 81 копейка), расположенные по адресу: г. Хасавюрт, район кирпичного завода, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения завода, принадлежащего обществу с 2012 года обществу на праве собственности.
Заявителем 24.01.2015 в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год в отношении земельного участка с кадастровым номером N 05:41:000203:73 и кадастровой стоимостью 17 936 373 рублей, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составляет 269 046 рублей. При этом суды установили, что с 2010 года земельный участок с указанным кадастровым номером разделен на три самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами N 05:41:000203:74, N 05:41:000203:75, N 05:41:000203:76.
В дальнейшем 20.02.2017 общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год (корректирующая N 2), в которой исчислило и отразило земельный налог за указанный период в сумме 269 046 рублей. При этом из содержания данной декларации следует, что обществом налоговая база в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N 05:41:000203:75 и N 05:41:000203:76 определена, исходя из общей кадастровой стоимости, составляющей 17 936 373 рублей.
Общество 03.03.2017 обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Дагестан (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N 05:41:000203:76 с учетом его рыночной стоимости.
Решением Комиссии от 03.04.2017 N 177/АМ в отношении указанного земельного участка кадастровая стоимость установлена в размере 20 165 230 рублей. В дальнейшем указанная кадастровая стоимость спорного земельного участка использована обществом при исчислении суммы земельного налога, подлежащего уплате за спорный период в отношении земельного участка с кадастровым номером N 05:41:000203:76, указанной в представленной в инспекцию уточненной налоговой декларации по земельному налогу (корректирующая N 3).
Надлежащим образом исследовав представленные а материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае установленная решением Комиссии от 03.04.2017 N 177/АМ кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2017, поскольку указанная стоимость не может применяться ретроспективно, то есть за период, предшествующий вынесению Комиссией соответствующего решения и внесению в государственный кадастр сведений об измененной стоимости земельного участка.
Довод Управления об отсутствии правовых оснований для учета при вынесении оспариваемого в рамках настоящего дела решения сведений об исчислении и уплате обществом земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N 05:41:000203:76 в размере 302 478 рублей, отраженных в уточненной декларации N 3, изучен судами и правомерно отклонен как несостоятельный на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок налогоплательщик вносит необходимые изменения в налоговую декларацию и представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Кодекса налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату).
Согласно пункту 9.1 статьи 88 Кодекса в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Суды установили, что 20.06.2017 общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу (корректирующая N 3) за 2014 год, в которой исчислило и отразило земельный налог за указанный период в сумме 372 088 рублей за два участка.
Подлежащая уплате сумма земельного налога исчислена обществом отдельно по каждому земельному участку: по земельному участку с кадастровым номером N 05:41:000203:75 - в размере 69 610 рублей, по земельному участку с кадастровым номером N 05:41:000203:76 - в размере 302 478 рублей.
Суды установили, что уточненная декларация (корректирующая N 3), в которой к уплате в бюджет исчислена сумма земельного налога в большем размере, чем в уточненной декларации N 2, подана обществом 20.06.2017 - то есть до вынесения решения от 28.08.2017 N 8495.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае налоговый орган должен был учесть сведения об оплате обществом суммы земельного налога, содержащиеся в корректирующей декларации N 3, поскольку данные сведения взаимосвязаны с исчислением общей суммы подлежащего уплате налога и соответствующей суммы штрафа.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 306-КГ16-21279.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.04.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 по делу N А15-6935/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.