г. Краснодар |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А32-41210/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от ответчика - непубличного акционерного общества "Красная поляна" (ИНН 2320102816, ОГРН 1022302937062) - Парицкого Д.М. (доверенность от 24.01.2018), в отсутствие истца - администрации г. Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2018 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 (судьи Малыхина М.Н., Галов В.В., Попов А.А.) по делу N А32-41210/2017, установил следующее.
Администрация г. Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к НАО "Красная поляна" (далее - общество) о взыскании 148 759 рублей 78 копеек арендной платы за период с 01.01.2015 по 27.05.2015 по договору аренды от 13.12.2010 N 4900006091 и 57 542 рублей 71 копейки пени.
Решением от 06.03.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 21.06.2018, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок находятся в государственной собственности, в связи с чем арендная плата за землю относится к категории регулируемых. При расчете арендной платы по договору аренды от 13.12.2010 N 4900006091 подлежит применению ставка арендной платы в размере 3,04 руб./кв. м.
На стороне арендатора имеется переплата.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. Податель жалобы указывает на не внесение обществом в спорный период платы за арендное пользование в полном объеме.
В судебном заседании представитель общества возражал против принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судами, муниципальное образование г. Сочи и государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи на основании постановления администрации от 05.10.2010 N 1472 заключили договор от 13.12.2010 N 4900006091 о предоставлении в пользование на условиях аренды одиннадцати земельных участков для целей строительства олимпийского объекта федерального значения "Спортивно-туристический комплекс "Горная карусель"", в том числе олимпийская медиадеревня на 1780 номеров (на отметке плюс 540 м над уровнем моря), из них 1272 номера категории 3 звезды, 508 номеров категории 4 звезды, олимпийская медиадеревня на 878 номеров (на отметке плюс 950 м над уровнем моря), из них 272 номера категории 3 звезды, 353 номера категории 4 звезды, 253 номера категории 5 звезд, вспомогательный медиацентр, гостиничные и ресторанные комплексы, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (проектные и изыскательские работы, строительство).
Пунктом 2.1 договора установлено, что расчет размера ежегодной арендной плата за участки изложен в приложении N 2 к договору. Указанный расчет размера ежегодной арендной платы производится на основании ставок арендной платы, установленных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.09.2008 N 270. Согласно пункту 2.3 договора арендная плата исчисляется от размера годовой арендной платы. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально в виде авансового платежа не позднее 10 числа первого месяца квартала. Оплата за 4 квартал производится до 10 ноября текущего года.
Размер годовой арендной платы установлен в сумме 658 737 рублей (дополнительное соглашение от 02.03.2015).
На основании договора о переуступке от 21.12.2010 N 05-20/5-2424 права и обязанности арендатора по договору от 13.12.2010 N 4900006091 переданы обществу.
28 мая 2015 года зарегистрировано право федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0512001:521, 23:49:0512001:522, 23:49:0512001:373, 23:49:0512001:508, 23:49:0512001:503, 23:49:0512001:504, 23:49:0512001:505, 23:49:0512001:210, 23:49:0512001:524, 23:49:0512001:523, 23:49:0512001:509, что подтверждается выписками из ЕГРН от 28.04.2017.
Администрация, полагая, что общество ненадлежащим образом исполнила обязанность по внесению арендный платежей, обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В силу статей 606, 611 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении установленной договором платы за пользование имуществом (арендной платы).
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) и статьи 39.7 Земельного кодекса (в действующей редакции) плата за пользование спорным участком относится к категории регулируемых цен.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) содержатся следующие разъяснения. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения, относятся к собственности Российской Федерации. С 2008 года по 2014 год действовали ставки арендной платы, установленные приказом от 10.09.2008 N 270, определившим ставку 3 рубля 04 копейки за 1 кв. м в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель особо охраняемых территорий. С 01.01.2015 действуют ставки арендной платы согласно приказу Минэкономразвития России от 01.03.2013 N 109 (далее - приказ N 109), которым для данной категории земель предусмотрена аналогичная ставка арендной платы - 3 рубля 04 копейки за 1 кв. м сроком на 40 лет. Поскольку спорные участки относятся к категории земель особо охраняемых территорий, то при расчете арендной платы подлежит применению ставка в размере 3 рублей 04 копеек за 1 кв. м. Приняв во внимание произведенные ответчиком платежи, суды установили, что на стороне ответчика имеется переплата.
В тоже время судебные инстанции не учли следующее.
Как указывалось ранее по правилам пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса (действовала до 01.03.2015) и статьи 39.7 Земельного кодекса (в действующей редакции) плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. Согласно пункту 5 данных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, объектов капитального строительства, включенных в перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, утвержденный наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
Во исполнение пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, Минэкономразвития России издан приказ N 109, которым с 01.01.2015 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, которые относятся к категории земель населенных пунктов, в размере 17 рублей 22 копеек за 1 кв. м, в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель особо охраняемых территорий, - в размере 3 рублей 04 копеек за 1 кв. м, в отношении земельных участков, отнесенных к иным категориям земель, - в размере 7 рублей 15 копеек за 1 кв. м (пункт 1). Утвержденные ставки арендной платы действуют до 01.01.2040 (пункт 2 приказа).
Приказом N 109 признан утратившим силу приказ Минэкономразвития России N 270 (в редакции приказа от 04.04.2011 N 147), согласно которому до 01.01.2015 устанавливались ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов, которые относятся к категории земель населенных пунктов, в размере 17 рублей 22 копеек за 1 кв. м, в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель особо охраняемых территорий, в размере 3 рублей 04 копеек за 1 кв. м, в отношении земельных участков, отнесенных к иным категориям земель, в размере 7 рублей 15 копеек за 1 кв. м.
Анализ приведенных норм гражданского и земельного законодательства (нормативные правовые акты, регулирующие порядок расчета арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта) позволяет сделать вывод о том, что применение ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов, зависит от категории земель, к которой относится земельный участок (земли населенных пунктов, земельные участки, отнесенные к категории земель особо охраняемых территорий или земельные участки, отнесенные к иным категориям земель).
В силу части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Кодекса принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Согласно пункту 2 части 4 статьи 170 Кодекса мотивировочная часть решения должна содержать доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Ограничение предмета доказывания при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, повлекшее принятие ошибочных судебных актов, может являться основанием для направления дела на новое рассмотрение (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 16112/2009, от 16.11.2010 N 8467/10).
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, указано, что решение суда признается законным и обоснованным тогда, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также тогда, когда в решении суда содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом фактов.
Указывая на применение в отношении спорных земельных участков ставки арендной платы в размере 3 рублей 04 копеек за 1 кв. м, так как они относятся к категории земель особо охраняемых территорий, суды не указали, на основании исследования каких документов (доказательств) был сделан такой вывод. При изучении материалов дела, судом округа не установлено наличие документов, подтверждающих отнесения спорных участков к той или иной категории земель.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
Поскольку выводы судов основаны на неполном выяснении фактических обстоятельств, а у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по установлению новых обстоятельств, то в силу статьи 288 Кодекса решение и постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, исследовать вопрос к какой категории земель относятся спорные земельные участки, определить размер арендной платы, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу N А32-41210/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.