В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2021 г. N 382 "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Республики Дагестан" и Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 апреля 2016 г. N 103 приказываю:
1. Утвердить доклад по правоприменительной практике Управления недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в сфере регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2022 год.
2. Управлению недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан разместить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан: www.mprdag.ru.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио министра |
А. Умаханов |
Утвержден
приказом Министерства
природных ресурсов и
экологии Республики Дагестан
от 2 марта 2023 г. N 49
Доклад
по правоприменительной практике отдела геологического надзора Управления недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в сфере регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2022 год
Доклад о правоприменительной практике по итогам осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2022 год подготовлен во исполнение ст. 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Государственный геологический надзор направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области недропользования. Целью геологического надзора является поддержание благоприятного качества окружающей среды посредством соблюдения норм и правил, связанных с использованием и охраной недр, обеспечением государственного надзора за геологическим изучением, охраной рациональным использованием недр и соблюдением пользователями недр условий, определенных в лицензии на пользование недрами.
Предметом регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов Республики Дагестан, принятых в пределах полномочий по урегулированию отношений в области использования и охраны недр, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах.
Информационные системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
- Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).
- Досудебное обжалование через личный кабинет на портале госуслуг.
Информация, которая не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Министерство) в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее ФЗ - 248)
Отдел геологического надзора Минприроды РД осуществляет региональный государственный геологический контроль (надзор) в соответствии с Положением о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Республики, утвержденным Постановлением Правительства Республики Дагестан N 382 от 30.12.2021 г.
Министерство осуществляет контрольно-надзорную деятельность посредством проведения:
а) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом;
б) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом.
Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на плановой и внеплановой основе.
Проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в следующих видах:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Указанным постановлением установлены ограничения (запрет) на проведение в 2022 году плановых контрольных мероприятий, проверок в отношении юридических и физических лиц, в т.ч. граждан, а также внеплановых контрольных мероприятий, за исключением проверок основанием для проведения которых являются непосредственная угроза либо факт причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан и другие, среди которых отсутствуют основания для осуществления проверочных действий министерством (угроза причинения вреда либо факт причинения вреда окружающей среде).
В связи с чем деятельность отдела геологического контроля Управления недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан была ориентирована на проведение контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Так в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в целях осуществления комплексного экологического надзора и мониторинга состояния окружающей среды, использования природных ресурсов. Отделом геологического надзора в составе рабочих групп Министерства осуществлены выезды по округам Республики Дагестан, по выявленным нарушениям природоохранного законодательства в сфере недропользования составлено 11 актов обследования, которые направлены в МВД РД для рассмотрения, установления лиц, осуществивших незаконное недропользование и принятия соответствующих мер реагирования.
В соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ, специалистами отдела геологического надзора рассмотрено свыше 30 обращений от организаций и граждан по которым были организованы выезды и приняты меры реагирования, собрано 14 первичных материалов по выявленным незаконным фактам разработок общераспространенных полезных ископаемых и направлены в МВД по РД для установления лиц, осуществивших незаконное пользование недрами, в том числе по 6 материалам подсчитан предварительный ущерб причинный недрам в результате незаконной добычи.
По инициативе государственных инспекторов отдела геологического надзора совместно с сотрудниками полиции выявлены и пресечены 30 фактов безлицензионной добычи общераспространённых полезных ископаемых по указанным фактам сотрудниками полиции возбуждено одно уголовное дело и 30 административных материалов, в рамках рассмотрения которых госинспекторами Министерства вынесены постановления о наложении административных штрафов, а также по указанным материалам рассчитаны ущербы причинённые недрам, которые в общем составили 66259312 рублей.
Также рассмотрено 310 административных материалов, поступивших из МВД РД по факту незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, общая сумма наложенных штрафов составила 1500 тыс. руб. из них 129 материала направлены в Федеральные службы судебных приставов на принудительное взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За 2022 год совместно с Махачкалинской, Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой, УФСБ России по Республике Дагестан и МВД России по Республике Дагестан проведено 20 совместных проверок, с целью выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования при добыче общераспространенных полезных ископаемых, на территории Кизилюртовского, Табасаранского, Дербентского, Хивского, Кайтагского, Левашинского, и Каякентского районов Республики Дагестан в рамках которых указанным органам представлены справки-заключения.
Проведена инвентаризация (карьеров) недропользователей осуществляющих добычу общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории Республики Дагестан.
По результатам проведенной инвентаризации аннулировано 19 лицензий на добычу общераспространённых полезных ископаемых и направлено 49 уведомлений об устранении нарушений условий лицензионных соглашений.
В рамках осуществления требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" разработана Форма проверочного листа (список контрольных вопросов), применяемая при осуществлении регионального государственного надзора.
В целях реализации требований ст. 44 Федерального Закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", была разработана и утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2022 год.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) направлена на:
- предупреждение нарушений обязательных требований контролируемыми лицами, осуществляющими деятельность в сфере недропользования;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц;
- повышение прозрачности системы контрольной деятельности.
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).
В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, в 2022 году Министерством объявлено 7 предостережений о недопустимости нарушений в сфере недропользования.
Специалисты Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляли консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Специалистами Министерства для широкого круга недропользователей разосланы письма о порядке предоставления государственной отчетности сведений о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых (форма 5-гр).
Представление первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения N 5-гр посредством использования Личного кабинета недропользователя организовано за счет загрузки указанных форм в электронном виде, подписанных электронной подписью.
Федеральным законом от 31 июня 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", внесено множество нововведений в осуществлении государственного контроля (надзора), и в том числе с точки зрения его цифровизации.
Двумя основными показателями стратегии цифровой трансформации в части контроля выделяют:
- перевод документов, составляемых при проведении контрольных мероприятий и их результатов в электронный вид (акты, протоколы, проверочные листы, экспертизы, предостережения).
- дистанционное проведение контрольно-надзорной деятельности, в том числе с использование чек-листов в электронном виде.
В частности, дистанционное взаимодействие включает в т.ч.:
- дистанционную форму выездных проверок (в том числе посредством аудио- или видеосвязи);
- чек-листы (перечень требований, на соответствие которым проводится проверка) формализованы и переведены в электронный вид, все контакты контролирующих органов и бизнеса будут фиксироваться в электронном виде, а историю этого электронного взаимодействия возможно отследить.
- досудебное обжалование - электронный формат подачи жалобы на решение, действия (бездействие) контрольных (надзорных) органов, должностных лиц.
В рамках цифровизации, на федеральном уровне создан Единый реестр видов контроля (надзора), куда включены виды контроля всех уровней, где указано, какие надзорные органы осуществляют конкретный вид контроля. Единый реестр формирует набор данных, который используется различными информационными системами, включая Единый реестр контрольных мероприятий и ведомственные информационные системы. В итоге вся совокупность данных о контроле в РФ становится единообразной.
Ключевой системой является Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. На документы, оформляемые контрольно-надзорным органом, наносится сформированный реестром QR-код, обеспечивающий переход на запись о профилактическом мероприятии, КНМ в реестре. Это позволит подконтрольным субъектам проверять легальность контрольно-надзорного мероприятия и упростит работу с реестром проверяющим органам. Также реестр обеспечивает возможность формирования, утверждения КНО в машиночитаемом формате плана проведения плановых КНМ, в том числе путем интеграции ведомственной информационной системы.
Вся информация вносится в реестр из справочников (системы ЕРВК).
Министерство осуществляет функцию по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих региональному государственному геологическому контролю (надзору).
За 2022 год в региональном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, зарегистрировано 33 недропользователя.
Проблема охраны окружающей среды решается успешно посредством: совершенствования работы по профилактике нарушений природоохранного законодательства;
- дальнейшего обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Основными нарушениями, выявленными в 2022 году в сфере недропользования являлись - пользование недрами без лицензии на пользование недрами (административная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ));
В ходе обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) сформированы следующие предложения.
Необходимо усиливать такие инструменты государственной экологической политики, как экологическое просвещение, воспитание, формирование экологической культуры населения. При этом следует жестко пресекать правовой нигилизм и умышленное нарушение экологических норм. Достижение данных целей будет способствовать снижению риска возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В соответствии с действующим КоАП РФ административная ответственность за незаконное пользование недрами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. Вышеуказанные санкции КоАП РФ не несут в себе превентивных мер, и, следовательно, возможен рецидив со стороны правонарушителей, так как налагаемые на нарушителей штрафы, предусмотренные частью 1 статьи 7.3. - несопоставимо малы по сравнению с экономической выгодой, получаемой в результате незаконной добычи общераспространённых полезных ископаемых. Санкции указанной статьи недостаточно строги и не могут в полной мере обеспечить должного воздействия на правонарушителей. Нарушитель правоотношений, заплатив небольшой штраф, сможет продолжить свою деятельность в дальнейшем. Действия по осуществлению недропользования без лицензии могут повлечь за собой тяжелые последствия для окружающей среды и экологической обстановки. Не осуществляется рекультивация земель после завершения добычи. Несут потери в части налогообложения бюджеты субъектов Российской Федерации. С целью совершенствования законодательства, регулирующего вопросы охраны недр, предлагаем рассмотреть вопрос о внесении изменений в части 1 статьи 7.3. КоАП РФ, касающихся увеличения административного штрафа 10-кратно для граждан за незаконное пользование недрами.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта зачастую происходят по причине безответственного и пренебрежительного подхода юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к необходимости получения разрешительных документов, отсутствия выделения необходимых финансовых средств, а также, в некоторых случаях, ввиду незнания требований природоохранного законодательства. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду, снижения количества нарушений в 2023 году продолжится работа, направленная на профилактику нарушений обязательных требований в сфере недропользования по установленному плану, проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, что позволит повысить эффективность надзорной деятельности.
Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан будет продолжено осуществление контроля за соблюдением обязательных требований природоохранного законодательства в сфере недропользования на территории Республики Дагестан как в рамках профилактических мероприятий, так и в рамках контрольных надзорных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 2 марта 2023 г. N 49 "Об утверждении Доклада по правоприменительной практике"
Вступает в силу с 2 марта 2023 г.
Опубликование:
-