Во исполнение статьи 44 Федерального Закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в целях проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Республики Дагестан, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) Министерством природных ресурсов экологии Республики Дагестан (далее - Минприроды РД).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "2022 год" имеется в виду "2023 год"
2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Минприроды РД в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (hhtp//mprdag.ru/).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Врио министра |
А. Умаханов |
Утвержден
приказом Министерства
природных ресурсов и экологии
Республики Дагестан
от 2 марта 2023 г. N 46
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год при осуществлении регионального государственного экологического контроля
Настоящая Программа разработана в целях реализации требований Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в целях проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Республики Дагестан.
Программа разработана в целях реализации положений Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Постановления Правительства Республики Дагестан от 30.12.2021 г. N 381 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Дагестан и признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Дагестан от 03.08.2020 г. N 158".
1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды, описание текущего уровня развития профилактической деятельности
Управление государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в пределах своей компетенции осуществляется государственный экологический контроль (надзор), включающий в себя:
- региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
- региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому (контролю) надзору;
- региональный государственный (контроль) надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому (контролю) надзору;
- региональный государственный (контроль) надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному (контролю) надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному (контролю) надзору за их использованием и охраной.
Управлением государственного экологического надзора за 2022 год выдано 136 заданий по контролю соблюдения обязательных экологических требований администрациями городов и районов республики без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В рамках регионального экологического (контроля) надзора за истекший период вынесено 64 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды в отношении муниципальных образований Республики Дагестан, а именно: Левашинского, Унцукульского, Хунзахского, Тляратинского, Гергебильского, Лакского, Сергокалинского, Табасаранского, Гумбетовского, Табасаранского, Тарумовского, Дербентского, Каякентского, Казбековского, Карабудахкентского, Буйнакского, Бабаюртовского, Кизилюртовского, Ногайского, Кумторкалинского, Хасавюртовского районов и городов Дербент, Хасавюрт, Махачкала, Каспийск, Южно-Сухокумск, Буйнакск по ликвидации несанкционированных свалок.
Выполнены работы по контрольной перепроверке исполнения требований предостережений. По результатам проверки в целях принятия последующих мер реагирования материалы с неисполненными предостережениями направлены в Махачкалинскую и Дербентскую межрайонные природоохранные прокуратуры.
В ходе выполнения заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также в результате поступлений на горячую линию Минприроды РД сигналов о незаконной вырубке зеленых насаждений, выявлено 24 факта вырубки деревьев и кустарников без выдачи разрешения.
По всем выявленным фактам незаконной вырубки материалы направлены в МВД РД для дачи правовой оценки и принятия мер реагирования с актами оценки ущерба, причиненного вырубкой деревьев на общую сумму - 18 млн 99 тыс. 618 рублей.
Выдано 22 порубочных билета с гарантией оплаты компенсации на общую сумму - 16 млн 11 тыс. 239 рублей.
По результатам работы межведомственной рабочей группы специалистами Управления государственного экологического надзора составлены 32 акта обследования территории (акватории) водных объектов.
Материалы по всем выявленным нарушениям за подписью членов межведомственной рабочей группы подготовлены и направлены в Махачкалинскую природоохранную прокуратуру и МВД РД для рассмотрения и принятия, соответствующих мер реагирования.
За период 2022 года проведено 5 совместных проверок с сотрудниками МВД по РД, в ходе которых выявлено 3 случая нарушения природоохранного законодательства. По фактам нарушения составлены административные протоколы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Проведено 16 совместных проверок соблюдения требований природоохранного законодательства с прокуратурами Унцукульского, Хасавюртовского, Кизилюртовского, Кайтагского, Дербентского и Докузпаринского районов, г. Каспийска, пос. Шамхал Кировского района г. Махачкала, г. Буйнакска и г. Дербента (мкр. Аваин), а также четыре совместные проверки с прокуратурами гг. Буйнакска, Дербента, Дагестанские Огни и Сергокалинского района по выявлению нарушений природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а также 5 совместных проверок Махачкалинской и Дербентской межрайонных прокуратур по жалобам граждан.
По всем совместным проверкам подготовлено и направлено 81 заключение с результатами и указаниями о неукоснительном исполнении требований природоохранного законодательства и устранении выявленных нарушений.
За отчетный период рассмотрено 33 681 административных материалов МВД РД, по которым вынесены постановления по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления), с учетом переходящих материалов, поступивших в 2021 году. На ИП вынесено 22 предупреждения, 61 материал прекращен в связи с отсутствием состава правонарушения. Вынесено 484 постановления о прекращении дел на физических лиц, по 82 постановлениям вынесены предупреждения, по 1602 административным материалам вынесены устные замечания.
Произведена добровольная оплата штрафов по постановлениям на сумму 958 тыс. рублей.
В сфере охраны водных объектов привлечено к административной ответственности по ст. 8.13 КоАП РФ - 5 физических лиц, на общую сумму 5000 рублей, по ст. 8.42 КоАП РФ - 6 физических лиц, на общую сумму 18000 рублей.
В УФССП по Республике Дагестан направлено 3250 (на 15.12.2022 г.) постановлений для принудительного взыскания денежных средств по штрафам.
Согласно письмам Росприроднадзора РД вынесено по статье 8.2 КоАП РФ (организация мест сбора отходов, в том числе ртутьсодержащих) вынесено 74 постановления на образовательные организации (дошкольные общеобразовательные учреждения, администрация г. Каспийска и другие коммерческие организации) из них предупреждений - 22, штрафы - 52 постановления на общую сумму - 2 млн 700 тыс. рублей.
С начала 2022 года в ходе выполнения заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также в результате поступлений на горячую линию министерства сигналов о незаконной вырубке зеленых насаждений с выездом на место, предотвращены незаконные вырубки.
В отделы полиции МВД по Республике Дагестан направлены для реагирования 32 материала с актами оценки ущерба, причиненных: вырубкой деревьев - 179 ед., выкорчевывание кустарников - 28 ед., повреждением деревьев - 3 ед. Ущерб составил на сумму - 8 759 267 руб. Выдано порубочных билетов - 19.
В целях профилактики нарушений на официальном сайте Минприроды РД в сети "Интернет" (http://www.mprdag.ru) размещается (обновляется) Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного экологического надзора.
Министерством утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая при осуществлении регионального государственного экологического (контроля) надзора.
Оценка результативности мероприятий Программы, мониторинг и оценка их эффективности проводятся путем оценки достижения эффективности и результативности профилактических мероприятий, определенных на очередной календарный период.
2. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями проведения профилактической работы являются:
- повышение прозрачности деятельности Управления государственного экологического надзора Минприроды РД при осуществлении государственного контроля (надзора) по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- предупреждение нарушения, подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
- оценка возможной угрозы причинения либо причинения вреда окружающей среде, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;
- выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда окружающей среде, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы;
- оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных подконтрольным субъектам уровней риска;
- регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности охраны окружающей среды обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного экологического надзора;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
3. Порядок информирования по организации и проведении профилактических мероприятий по контролю в рамках регионального государственного экологического надзора
Место нахождения Управления государственного экологического надзора Минприроды РД: 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 73. Почтовый адрес: 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 73. Адрес электронный почты: mmkep04@mail.ru.
Прием посетителей по вопросу исполнения государственной функции осуществляется по адресу: 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 73, тел./факс: +7 8722 67-72-86
Официальный сайт министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.mprdag.ru.
Телефон для получения справочной и консультационной информации по процедуре осуществления государственного экологического надзора: +7 8722 67-72-86.
Телефон "Горячей линии" для сообщения и заявления физическими и юридическими лицами информации о фактах нарушения законодательства в области охраны окружающей среды: +7 8722 67-72-86.
График работы министерства и приема посетителей государственного экологического надзора министерства:
- понедельник, вторник, среда, четверг, пятница - с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, перерыв с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут;
- предпраздничные дни - с 9 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, перерыв с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут.
Выходные дни: суббота, воскресенье.
5. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Основным способом достижения эффективности и результативности профилактических мероприятий является:
- информирование подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах подконтрольного субъекта в ходе мероприятий по контролю;
- вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
Показателями эффективности и результативности профилактических мероприятий являются:
- увеличение количества объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при условии поступления соответствующих обращений в министерство;
- увеличение числа подконтрольных субъектов, освобожденных от внеплановых проверок (в случаях, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований);
- снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте);
- увеличение количества проведенных профилактических бесед о недопустимости нарушения обязательных требований.
Оценка эффективности осуществляется путем ежегодного анализа количества показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий согласно Плану реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного экологического (контроля) надзора.
6. Планы реализации программы
План мероприятий по профилактике правонарушений на 2023 год.
Приложение
к программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
на 2023 год при осуществлении
регионального государственного
экологического контроля (надзора)
План
мероприятий по профилактике нарушений на 2023 год
N п/п |
Наименование профилактического мероприятия |
Сроки (периодичность) проведения |
Ответственные за реализацию |
1. |
Актуализация на официальном сайте министерства в сети "Интернет" для каждого вида регионального государственного экологического контроля (надзора) перечня нормативно-правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов |
январь - февраль 2023 года |
Управление государственного экологического надзора (в части размещения сведений на сайте министерства и в средствах массовой информации) |
2. |
Информирование (размещения сведений, касающихся осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), на официальном сайте министерства в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах). |
при необходимости |
Управление государственного экологического надзора (в части размещения сведений на сайте министерства и в средствах массовой информации) |
3. |
Обобщение правоприменительной практики (подготовка ежегодного доклада, который утверждается приказом министерства и размещается на официальном сайте министерства в сети "Интернет" |
ежегодно до 1 апреля |
Управление государственного экологического надзора (в части размещения сведений на сайте министерства и в средствах массовой информации) |
4. |
Объявление предостережения (объявляется контролируемому лицу при наличии у государственного инспектора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям). |
при необходимости |
Начальники Управлений видов регионального государственного экологического контроля (надзора) |
5. |
Консультирование (даются разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, по телефону, в письменной форме, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Консультирование осуществляется по следующим вопросам: - разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования природоохранного законодательства, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного экологического контроля; - разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного экологического контроля (надзора); - порядок обжалования решений министерства, действий (бездействия) государственных инспекторов). |
при необходимости |
Управления видов регионального государственного экологического контроля (надзора) |
6. |
Организация самообследования (самообследования в автоматизированном режиме, применяемые в период действия программы профилактики). |
при необходимости |
Управления видов регионального государственного экологического контроля (надзора) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 2 марта 2023 г. N 46 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2023 год"
Вступает в силу с 2 марта 2023 г.
Опубликование:
-