г. Краснодар |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А15-6025/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мазуровой Н.С., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Дорошенко Андрея Филипповича (ОГРНИП 315265100020360), заинтересованного лица (органа, осуществляющего публичные полномочия) - министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ОГРН 1170571015691), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.03.2018 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А15-6025/2017, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дорошенко Андрей Филиппович (далее - предприниматель, Дорошенко А.Ф.) обратился в арбитражный суд с заявлением к министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство), в котором просил:
- признать незаконными действия (бездействие) министерства по нерассмотрению заявления предпринимателя от 06.09.2017 о намерении участвовать в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения площадью - 1000,8358 га, 1 000 га, 594 га, 2210,3217 га, 369,0575 га и 10 га для сельскохозяйственного использования;
- обязать министерство рассмотреть заявление предпринимателя и принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.03.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 29.05.2018, суд признал незаконным действия (бездействие) министерства, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления предпринимателя от 06.09.2017 о намерении участвовать в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. На министерство возложена обязанность в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда рассмотреть по существу заявление предпринимателя от 06.09.2017, принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и направить его в указанный срок заявителю. С министерства в пользу предпринимателя взыскано 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы следующим. На основании сообщения министерства от 18.08.2017 N 180817/22333642/01 о предложении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков, предприниматель обратился в министерство с заявлением от 06.09.2017 о намерении участвовать в аукционе. Письмом от 19.09.2017 N 1302-3961/09/17 министерство сообщило предпринимателю о том, что согласно статье 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства. Поскольку предприниматель не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, рассмотрение его заявления не представляется возможным. Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) предусмотрено, что установленный им порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц. Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ. В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. В течение 30 дней со дня опубликования извещения при поступлении нескольких заявок от крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений обеспечивает предоставление земельного участка на торгах. Министерством заявление предпринимателя по существу в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства не рассмотрено. Допущенное уполномоченным органом бездействие не соответствует закону, нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности.
В кассационной жалобе министерство просит решение от 05.03.2018 и апелляционное постановление от 29.05.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы указывает, что согласно статье 39.11 Земельного кодекса участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане или крестьянские (фермерские) хозяйства. Целью участия Дорошенко А.Ф. в процедуре предоставления спорных участков является создание искусственной конкуренции. Предприниматель ранее привлекался к ответственности за совершение действий, направленных на нарушение законодательства о защите конкуренции. Заявитель не представил документы, свидетельствующие о том, что он является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Предприниматель представил в суд округа возражения против удовлетворения кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс), представителей в суд округа не направили.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 18.08.2017 министерством на сайте https://torgi.gov.ru размещено извещение о возможности предоставления на праве аренды земельных участков (площадью 1000,8358 га, 1 000 га, 594 га, 2210,3217 га, 369,0575 га и 10 га) находящихся в собственности Республики Дагестан, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В данном извещении указано, что граждане или крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении земельных участков, в течение 30 дней со дня опубликования данного извещения вправе подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (л. д. 21).
Предприниматель обратился в министерство с заявлением от 06.09.2017, в котором сообщил о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды данных земельных участков (л. д. 12).
В письме от 19.09.2017 N 1302-3961/09/17 министерство, ссылаясь на положения статей 39.11 и 39.18 Земельного кодекса, проинформировало предпринимателя о не возможности рассмотрения заявления в связи с отсутствием у Дорошенко А.Ф. статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства (л. д. 13).
Предприниматель, указывая, что министерство незаконно уклонилось от рассмотрения заявления, обратился в суд в соответствии с правилами главы 24 Кодекса.
Разрешая спор, суды правомерно исходили из того, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Порядок рассмотрения заявлений в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности регламентирован статьей 39.18 Земельного кодекса.
В силу положений пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В силу положений пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 39.11 Земельного кодекса участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 данного Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что министерство не рассмотрело заявление Дорошенко А.Ф. в соответствии с правилами статьи 39.18 Земельного кодекса, чем нарушило его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности. Признав незаконным бездействие министерства, суд правомерно возложил на орган, осуществляющий публичные полномочия, обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем рассмотрения его заявления от 06.09.2017 по существу.
В нарушение норм 39.18 Земельного кодекса уполномоченный орган не совершил соответствующих действий и не рассмотрел по существу заявление предпринимателя.
Указание министерством в письме от 18.08.2017 N 180817/22333642/01 на отсутствие у предпринимателя статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства противоречит содержанию опубликованного им извещения, предусматривающего право граждан на подачу данного заявления. Кроме того, из материалов дела следует, что на момент обращения Дорошенко А.Ф. с заявлением в министерство, он являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства (л. д. 15 - 18)
Доводы кассационной жалобы о том, что целью участия Дорошенко А.Ф. в процедуре предоставления спорных участков, является создание искусственной конкуренции, документально не подтверждены. Содержание заявления от 06.09.2017 соответствовало опубликованному извещению и не исключало обязанности министерства рассмотреть заявление предпринимателя по существу.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 05.03.2018 и апелляционного постановления от 29.05.2018 по доводам кассационной жалобы не имеется. Судебные инстанции с достаточной полнотой установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к ним нормы права, содержащиеся в обжалуемых актах выводы, основаны на исследованных судами доказательствах и переоценке окружным судом кассационной инстанции не подлежат (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство (орган государственной власти) от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобождено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.03.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по делу N А15-6025/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 39.11 Земельного кодекса участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 данного Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что министерство не рассмотрело заявление Дорошенко А.Ф. в соответствии с правилами статьи 39.18 Земельного кодекса, чем нарушило его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности. Признав незаконным бездействие министерства, суд правомерно возложил на орган, осуществляющий публичные полномочия, обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем рассмотрения его заявления от 06.09.2017 по существу.
В нарушение норм 39.18 Земельного кодекса уполномоченный орган не совершил соответствующих действий и не рассмотрел по существу заявление предпринимателя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2018 г. N Ф08-6222/18 по делу N А15-6025/2017