Решение Самарского областного суда от 12 апреля 2023 г. N 3а-1074/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1074/2023 по административному исковому заявлению Р.А.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов, установил:
Р.А.В. (далее также административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021-2022 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 19 октября 2020 года N 2014, от 22 октября 2021 года N 2233 (далее также Перечни) в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного в г. Тольятти.
Требования обоснованы тем, что в указанные Перечни включено принадлежащее Р.А.В. нежилое здание, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предусматривает размещение офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, так как часть здания сдается в аренду под склад, а часть - используется истцом в личных целях. Полагает, что включение здания в Перечни влечет необоснованное увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца К.Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, из которых следует, что спорное нежилое здание включено в Перечни на 2021-2022 г.г. на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из регистрирующего органа, в соответствии с его наименованием "административно-бытовой корпус со складом" и видом разрешенного использования земельного участка "для дальнейшей эксплуатации складов и административно-бытового корпуса" на основании п. 1 и п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ. Полагают, что поскольку спорное здание сдается в аренду ООО "Г.", в числе видов деятельности которого указаны различные виды розничной торговли, а склады могут являться частью торгового объекта, спорное здание соответствует объектам, предназначенным для использования одновременно как в административных целях, так и в целях размещения торговых объектов, что указывает на правомерное нахождение объекта в Перечнях на 2021 и 2022 г.г. Просят в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что Р.А.В. с 07.12.2009 является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 803,3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 15.02.2023.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
При этом, согласно пункта 1 решения Думы городского округа Тольятти от 12.11.2014 г. N 510 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти", ставка налога на имущество физических лиц в отношении нежилых зданий, включенных в Перечень в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4,статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 19.10.2020 N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020;
- от 22.10.2021 N 2233, которым в приложении N 1 утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых зданий) на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, несоблюдения процедуры их принятия, а также нарушения порядка опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2021 год под пунктом N 9258, на 2022 год под пунктом N 24506 в приложении N 1, включено принадлежащее административному истцу нежилое здание.
Согласно позиции административного ответчика указанное выше нежилое здание включено в оспариваемые Перечни на основании п.п. 1 п. 1, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п. 4 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений налогового законодательства, возможность включения недвижимого имущества в Перечень как объекта делового, административного или коммерческого назначения, определяется в зависимости от назначения и (или) наименования не менее 20 процентов общей площади помещений в здании по данным ЕГРН или технического учета, вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), а также фактического использования не менее 20 процентов от общей площади помещений в здании в указанных выше целях.
Основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Из материалов дела следует, что по данным Единого государственного реестра недвижимости объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 803,3 кв. м, имеет назначение "нежилое" и наименование "административно-бытовой корпус со складом", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Вместе с тем, по мнению суда, наименование здания "административно-бытовой корпус со складом" не является тождественным значению - административно-деловой или торговый центр (комплекс) и, само по себе, без проверки назначения входящих в его состав помещений по данным технического учета (инвентаризации) либо проверки его фактического использования, в силу прямого указания закона не подтверждает предназначение или использование такого здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно технической документации - технического паспорта на нежилое здание "административно-бытовой корпус со складом" по адресу: <адрес> изготовленного МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор" (дата обследования 16.11.2001), спорный объект включает части назначением: склад, подсобные, тамбуры, кабинеты, коридоры, лестничные клетки, туалеты, кухня, санузел, итого 803,3 кв. м. Имеется отметка регистрирующего органа "сведения внесены в ЕГРН 22.03.2011".
Технический паспорт аналогичного содержания представлен по запросу суда в порядке электронного документооборота филиалом ППК "Роскадастр" по Самарской области.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого здания, не предполагают размещение объектов делового, административного или коммерческого назначения, поименованных в ст. 378.2 НК РФ, поскольку не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Установлено также, что нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации складов и административно-бытового корпуса (зона Ж-1а)", о чем представлена выписка из ЕГРН от 15.02.2023.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, действовавшим в период до 04.04.2021, а также приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков.
В данных классификаторах такой вид разрешенного использования земельных участков как "для дальнейшей эксплуатации складов и административно-бытового корпуса" не поименован.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка под спорным нежилым зданием с бесспорностью не подтверждает его предназначение для размещения административно-делового или торгового центра (комплекса).
Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П, содержание вида использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, актов обследования спорного нежилого здания с целью определения его фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2021-2022 г.г. административным ответчиком не представлено.
В соответствии с приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
При этом, к типу торговых предприятий "магазин" относится стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал и складские помещения.
По данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 21.02.2023, основным видом деятельности ИП Р.А.В. является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, в числе дополнительных - покупка и продажа собственного недвижимого имущества, подготовка к продаже собственного недвижимого имущества.
Как следует из объяснений представителя административного истца, часть нежилого здания в спорные налоговые периоды была передана истцом в аренду ООО "Г.".
Из договора аренды от 26.06.2017 видно, что часть первого этажа спорного нежилого здания, общей площадью 127,75 кв. м, Р.А.В. передал в аренду ООО "Г." для использования под уставную деятельность, в том числе площадь торгового зала 64,5 кв. м.
Договор аренды зарегистрирован в ЕГРН и до настоящего времени не расторгнут.
Основным видом деятельности ООО "Г.", как видно из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.02.2023, является торговля розничная напитками в специализированных магазинах, дополнительными - различные виды розничной торговли, деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания и пр.
Вместе с тем, общая площадь помещений, переданных в аренду ООО "Г." под торговый зал и склад, не превышает 20% от общей площади спорного нежилого здания (20% от 803,3 кв. м = 160,66 кв. м).
Иная площадь нежилого здания, как пояснил представитель административного истца, используется Р.А.В. в личных целях, в том числе для производства пива, часть не используется, торговая деятельность истцом не осуществляется.
Доводы административного истца подтверждены актом осмотра нежилого здания с кадастровым номером N от 28.08.2020, выполненного кадастровым инженером ООО "П." Е.Е.М. и административным ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, доказательств, подтверждающих, что более 20% от общей площади нежилого здания на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов было предназначено либо использовалось в целях, предусмотренных пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушении требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2021 и 2022 г.г. и полагает, что нормативные правовые акты - приказы министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, от 22 октября 2021 года N 2233 (приложение N 1) в оспариваемой части не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание их недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск Р.А.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N 9258 нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в приложение N 1 под пунктом N 24506 нежилого здания с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 12 апреля 2023 г. N 3а-1074/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании